Расследование

Почему разваливается дом-музей Николае Сулака

28.06.2017, 13:44
{Почему разваливается дом-музей Николае Сулака } Молдавские Ведомости

Журналист Дмитрий Попозогло после посещения села Садык районе Кантемир оставил в социальной сети горькую запись: «Посетили дом-музей известного молдавского певца Николае Сулака. Уныние и опустошение неописуемое! Охрана объекта не организована, стекла и местами окна выбиты, внутрь проникают всякие элементы, распущенная молодежь. Реквизит экспозиции местами валяется на земле. Думаю, самое ценное уже украдено. На такой «почет» Сулак после смерти, видимо, от односельчан не рассчитывал».

Обидно и больно, что власть не потрудилась продумать меры сохранения памяти выдающего исполнителя народных песен, которого помнит народ. «Молдавские ведомости» связались с примаром села, исполнительным директором фонда имени Сулака, выяснили, что думают молдавские исполнители и деятели культуры о том, как Молдова хранит память о Сулаке.

«Родительский дом» Николая Сулака – историческая реконструкция

В Кишиневе нашлись деньги на замену одного памятника на могиле Николае Сулака на другой, хотя никто не понял, зачем это нужно. На этом процесс увековечивания памяти застопорился. Иван Гырну, примар села Садык, считает ситуацию неразрешимой.

«Родительский дом певца - на балансе фонда Николая Сулака, - рассказал он. - В 2004-2005 году сельский совет откликнулся на обращение фонда и своим решением выделил участок земли рядом с пилорамой: именно там, по имеющимся сведениям, находился когда-то родительский дом Николая Сулака. Дом был выстроен заново из лампача, в соответствии с народными традициями, но скоро пришел в негодность. Фонд считает, что мы должны его восстановить и охранять. Мы ничего этого сделать не можем, не позволяют ни скудный бюджет, ни закон: объект нам не принадлежит».

Ремонт невозможен, пока музей не находится на балансе примэрии

Примэрия обратилась к фонду с просьбой передать дом-музей на баланс местной администрации, тогда, может, и появится возможность выделять деньги из бюджета на ремонт и содержание. По словам Ивана Гырну, фонд соглашается передать помещения в пользование, не больше, но это не устраивает местные власти.

Примар направил письмо и в министерство культуры, прося помощи. Ответ был: дом-музей не числится в реестре музеев страны.

Музей, а через забор – птицеферма…

Думитру Марин, исполнительный директор фонда Николая Сулака, - односельчанин певца. Основал фонд вместе с сестрой Николая Сулака Еленой и старшей дочерью Ионой.

«Дом построили на том месте, где, по воспоминаниям, стоял дом родителей, - говорит Марин. - На строительство самого здания, двух подвалов, домика сторожа и плетня длиной в полтора километра я потратил 2,5 миллиона лей собственных денег. Дом получил статус местного музея. Районные власти под нашим давлением построили семикилометровую асфальтированную дорогу на Комрат. Для получения статуса республиканского музея документы должны были оформлять власти района Кантемир, но это не делается».

Исполнительный директор рассказал о том, как несколько лет продолжалось судебное разбирательство с примэрией села Садык, которая не передала 70 соток земли для создания музея, выделенных решением местного совета. Сейчас мэрия хочет отобрать еще 30 соток и передать весь участок под строительство  птицефермы. Трудно представить себе, что близкое соседство фермы привлечет в музею новых посетителей.

Ион Суручану: «Об ушедшем артисте забывают на 40-й день»

Знаменитый певец Ион Суручану считает: «У нас в Молдове, пока артист дышит, его ценят и народ, и минкульт. Стоит уйти в иной мир - и на 40-й день о нем забывают».

Было много инициатив провести концерты в память о Николае Сулаке, Анишоары Барбу, композиторе Анатоле Думитраш и других видных деятелях искусства, отметил исполнитель: «Удалось продать по 300-400 билетов. Власть не поддерживает память ушедших артистов и с трудом помогает живущим. Не один год обращался композитор Евгений Дога к чиновникам с просьбой о ремонте крыши дома. А ведь просил человек, который вошел в топ ста лучших композиторов ХХ века… Помню, я уговаривал примадонну молдавской оперы Марию Биешу поведать премьер-министру Тарлеву о том, что в ее доме течет крыша, и попросить помощи, так как денег у нее не было».

Национальный дворец в Кишиневе носит имя Николая Сулака, говорит Суручану, но концертная деятельность практически парализована: «За все платит минкульт. Дворец кормит коллективы «Лэутары», «Норок», «Флуераш». Построенный в 1974 году, он до прошлого года еще был оснащен черно-белыми телевизорами на сцене! В такой ситуации дворец не в состоянии взять на баланс музей Николая Сулака. А вот то, что музей не числится в регистре, - упущение минкульта».

Гонорары за трансляцию песен не идут на поддержание памяти исполнителя

Дом Николая Сулака в селе Садык стал для фонда проблемой, говорит Александру Дороган, экс-директор Молдавского национального радио: «Не так просто получить статус дома-музея республиканского уровня, собрать архивные документы, фонотеку, содержать все в надлежащем виде и охранять. Это под силу только республиканской власти. В Молдове еще сохранились дома, связанные с жизнью выдающихся людей, они могут стать достопримечательностями, их можно включить в туристические маршруты, там могут проходить встречи поклонников. Пример - дом родителей Григоре Виеру, который отреставрировали в рамках проекта, разработанного министерством культуры».

Фонду Николая Сулака надо проявлять себя активнее, считает Дороган: «В 2016 году в Молдове принят закон о двух процентах. Теперь физические лица могут направить два процента подоходного налога любой некоммерческой организации. Думаю, что найдутся люди, которые захотят внести свой вклад в поддержание памяти Сулака. Надо работать!».

Дороган не знает, как строятся отношения потомков Николая Сулака с учредителями фонда: «Но могу утверждать, что молдавское радио на основе договора с госагентством по интеллектуальной собственности (AGEPI) перечисляло гонорар за включение песен Николая Сулака в авторский фонд. Эти деньги получают наследники. Было бы логично, чтобы часть средств шла на поддержание памяти певца».

Наследница запатентовала бренд «Николай Сулак» и запретила использовать

Наследница Николая Сулака, дочь Иона, живет в Германии, и, по словам исполнительного директора фонда, не сорит деньгами. Вторая дочь - Дойна Сулак, исполнительница молдавских народных песен. Комментируя процесс разрушения дома-музея, построенного фондом Николая Сулака, Дойна, как сообщил в 2016 году ресурс KP.md, написала в социальных сетях: сельские жители якобы считают, что дом специально забросили, мол, пока он рушится, готовятся документы для приватизации участка, чтобы построить на этом месте… банкетный зал.

В 2012 году Дойна Сулак направила письмо администрации национального дворца с требованием, запретить проведение фестиваля-конкурса памяти ее отца Николая Сулака без ее согласия. К тому времени она запатентовала бренд «Николай Сулак» и даже обвинила Николае Ботгроса в том, что он девять лет проводил коммерческие концерты в память о Сулаке и якобы делал бизнес на имени ее отца…

Что можно посмотреть в Молдове?

Музеи в Молдове пустуют, у них масса проблем, и даже ночь музеев у нас проходит своеобразно, в укороченном режиме. Музейщики, как и библиотекари, не знают, как привлечь посетителей в век электронных технологий.  

Зато в стране то и дело возникают сельские фестивали. Проводятся они, как правило, далеко от Кишинева, в разгар летней жары. Выдержать целый день на ногах на солнцепеке нелегко, а добраться можно, лишь имея собственный транспорт, - но все фестивали сопровождаются дегустацией вина, что делает невозможной поездку за рулем. В итоге ездят на такие фестивали только чиновники. Другая приманка для туристов – сельские пансионаты, но цены там как в Монако.  

Власти постоянно говорят о том, как превратить Молдову в туристическую мекку, но что для этого делается? Нет дешевого внутреннего туризма, нет детских экскурсий, школьников практически никуда не возят организованно, музеи безлюдны. Работают на полную катушку только винные подвалы для иностранцев.

Будет ли кто-то ездить в Кантемир в дом-музей Сулака, даже если тот будет работать? И почему все так безнадежно? 

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Почему все надеются на Государство,памятки,музеи. А где родня? Это их проблема чтобы люди помнили их отца. Если это не нужно дочерям,внукам.То нам простым людям тоже все до одного места,тем более он пел для старого поколения,которые в данный момент думают кто бы им подал кусок хлеба,так как Государство думает только о себе родных.