Почему судьи разбегаются в разные стороны
Реформа правосудия, начатая властью, близка к провалу, предупредил врио председателя ассоциации судей Ион Киртоакэ: в борьбе с теми, кого подозревают в коррупции, могут уничтожить всю систему. А судья Кишиневской апелляционной палаты Анжела Бостан заявила, что ярлык «коррумпированные судьи» слишком часто использовался в отсутствие окончательных обвинительных приговоров.
Председатель парламентской комиссии по правам человека и межэтническим отношениям Григорий Новак и член исполкома ПСРМ Максим Лебединский раскритиковали законопроект об оценке судей и кандидатов в судьи Высшей судебной палаты: документ «противоречит национальному и международному законодательству, ряду рекомендаций Венецианской комиссии».
Социалисты считают, что происходит передача контроля над судебной властью в руки законодательной и исполнительной власти, что нарушает принцип разделения властей. Проект подрывает роль высшего совета магистратуры и высшего совета прокуратуры, которые по Конституции являются высшими органами судебно-прокурорского самоуправления. Чрезвычайная оценка действий судей и прокуроров силами «контрольной комиссии» противоречит статусу независимости, критерии оценки «неподкупности» необъективны. Комиссия по оценке заменит НОН, налоговую службу и органы уголовного преследования, все закончится злоупотреблениями.
Центр юридических ресурсов сообщил, что 20 из 25 судей уже ВСП подали в отставку, из-за чего ее деятельность будет парализована. Уходят временный председатель ВСП Владимир Тимофти и судья Дорел Мустяцэ, временно исполняющий обязанности председателя ВСМ.
Директор института устной истории Алексей Тулбуре считает, что «массовые отставки судей ВСП и ВСМ вызваны их нежеланием проходить процедуры внешней оценки»: «Из 28 кандидатов проверку прошли только пятеро судей из инстанций первого уровня, все кандидаты от ВСП и апелляционных палат провалились. При этом судьи ВСП, по мнению коллег, профессионалы, но не прошли оценку. Это четкий сигнал практически всем судьям ВСП: они проверку не пройдут. Это позор».
Если проверка покажет наличие грубейших нарушений закона, к примеру, незаконного обогащения, то результатами может заинтересоваться прокуратура. Из-за этого судьи массово уходят. В ВСП сейчас около 50 человек, напомнил Тулбуре, после реформы их должно быть менее 20.
ВСП - не суд, а высшая инстанция, которая принимает решения типа «вернуть на доследование»: «Судьи, которые не прошли проверку, имеют право оспорить решение. Суды были обязаны рассмотреть эти апелляции до 22 марта. Но судьи ВСП, получив эти апелляции, назначили их рассмотрение на конец февраля. То есть не хотят рассматривать. А у нас еще на начало марта назначено общее собрание судей, не собиравшееся несколько лет. Мы видим сопротивление очищению».
Имеют «место согласованные действия судейского сообщества»: «Они хотят контролировать общее собрание судей, подорвать усилия по выдвижению в ВСМ наиболее достойных. ВСМ – синекура, и они привыкли туда прорываться, чтобы «решать вопросы». Понятно, что небескорыстно. При Плахотнюке ВСМ была мечтой, люди решали там свои юридические и материальные проблемы».
Член комиссии по оценке кандидатов в члены ВСМ и ВСП Надежда Хриптиевски сообщила в эфире «Vocea Basarabiei», что отставки судей очень тревожны: «Г-да Тимофти и Мустяцэ не являются объектами нашей оценки, не претендуют на должности. Отставки очень беспокоят. Может быть, есть и личные причины. Судьи не должны бояться внеочередной оценки, поскольку критерии проверки не аналогичны критериям предварительной проверки, в ходе которой избираются члены ВСМ и ВСП. Во время предварительной проверки мы оцениваем людей, которые будут членами ВСМ и ВСП, которые должны соответствовать самым высоким стандартам. Это не требования к судье, который должен рассматривать только порученные ему дела».
Такой штрих. Тудор Хриптиевски, отец Надежды Хриптиевски, сбил пешехода на зебре в центре Кишинева. Пострадавший получил серьезные травмы и перенес три операции, но Хриптиевски не признал своей вины и отказался возмещать ущерб. Хотя водителю грозило от 3 до 7 лет тюрьмы с полным лишением водительских прав, он отделался условным сроком и лишь на два года сам стал пешеходом. Ровно через день после оглашения вердикта подменили информацию в базе данных судебных приговоров. Сейчас это дело в апелляционной палате, и карьера судей, которые будут рассматривать его, в руках дочери виновника ДТП.
«Реформа юстиции должна состояться, поскольку она обещана как гражданам, так и партнерам, – заявила министр юстиции Вероника Михайлова-Морару в эфире Radio Moldova. - Уже почти год министерство разрабатывает пакет законов о реформе ВСП, который предусматривает оценку судей. Проект был дважды одобрен Венецианской комиссией, я представила его почти в финальной версии судьям ВСП. Вероятно, они осознали, что закон вступит в силу. Это совпало с первыми результатами проверки кандидатов в члены ВСМ. Все это, а также недовольство социального порядка привело к такой позиции судей ВСП».
Министр считает: судьи поняли, что «это механизм настоящей проверки, а не процесс фильтрации», что должны быть «какие-то допустимые пределы разницы между доходами и расходами». И, вероятно, посчитали, что лучше уйти заблаговременно. Эта отставка почти в полном составе – плохой сигнал, сказала глава минюста. Спикер парламента Игорь Гросу пошел еще дальше и назвал происходящее актом сопротивления с целью блокирования судебной реформы.
Подготовила Марина ТИМОТИНА
Новости по теме
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
- 20.11, 16:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
- 20.11, 16:00
"...Еще один свежий пример бездумной говорильни представителей власти. Не только судьи, прокуроры, адвокаты, но и люди, далекие от системы юстиции признают, что под видом реформы этой системы она просто разрушается.
Прошло уже полтора года после незаконного отстранения от должности генерального прокурора Александра Стояногло, но у этой истории не видно никакой развязки. Дело самого Стояногло в суде не рассматривается, формально он остается руководителем органов прокуратуры, но фактически его могут держать в таком подвешенном состоянии все семь лет его мандата. Четыре пятых судей Высшей судебной палаты подали в отставку. Деятельность Высшего совета магистратуры и Высшего совета прокуроров парализована. Провести общее собрание судей никак не удается.
На таком фоне власти пытаются проводить чистку системы юстиции с помощью подконтрольной им (и включающей в том числе иностранцев) какой-то комиссии по «преветтингу» (предварительной проверке) кандидатов в кандидаты на должности в этой системе. Все эти эксперименты на судьях и прокурорах напоминают анекдот про то, как некто взялся на спор научить лошадь обходиться без еды и воды за две недели. На десятый день лошадь померла, на что спорщик развел руками: «Жаль, еще четыре дня, и научил бы».
При том, что даже в среде провластных экспертов нарастает паника в связи с возможным параличом всей системы юстиции, находится еще один депутат PAS, который заявляет: «Не переживайте, если Высшая судебная палата перестанет работать, у нас есть не только «План Б», но и «План C». Даже страшно представить, к чему могут привести их планы Б и С, если уже действующий «План А» привел к нынешним результатам..."