Экономика

Почему в Молдове не производится экологически чистая продукция

13.11.2017, 12:40
{Почему в Молдове не производится экологически чистая продукция} Молдавские Ведомости

В 1998 году ЕС выделил Молдове 800 тысяч евро на развитие инфраструктуры для производства  экологически безопасной селхозпродукции. Цели были благие - повысить конкурентоспособность сельского хозяйства, защитить потребителя и окружающую среду.

В 1999 году президент Петр Лучинский своим указом создал комиссию по разработке национальной концепции производства продуктов сельского хозяйства по экологическим технологиям.

В 2000 году правительство утвердило концепцию экологического сельского хозяйства, производства и реализации экологических и генетически не измененных продовольственных товаров. Был создан орган аккредитации, специалисты прошли обучение в Германии.

К 2003 году произвели первые партии экологически чистой сельхозпродукции, и все благодаря усилиям департамента «Молдова-стандарт» и его генерального директора Дмитрия Чимпоеша, помощника министра сельского хозяйства Юрия Сеника, профессора Георгия Жигэу и первого руководителя органа сертификации биопродукции Валентина Крышмару.

Однако некоторым высокопоставленным руководителям все это не нравилось.

Руководство минсельхоза настаивало: нельзя поощрять только экологически чистое производство – нужно развивать все, что можно. Сменили руководство «Молдова-стандарт» - и все пошло по другому руслу.

Прошло время, и в 2005 году был принят несостоятельный закон об экологической продукции. Основные определения придумывал уже новый гендиректор «Молдова-стандарт» Сергей Бабан, бывший директор завода «Электромашина», специалист по производству советских стиральных машин «Аурика».

Прошли годы.

В 2015 году правительство утвердило очередную национальную стратегию развития сельского хозяйства и сельской местности и план действий по ее внедрению на 2014-2020 годы. Есть в плане и раздел «поддержки технологий производства, дружественных окружающей среде, экологической продукции, включая биоразнообразие». Предусмотрено к 2020 году восстановить 2199 га лесозащитных полос - какая точность! – на 15,2 миллиона лей от неизвестных внешних доноров, увеличить на 7500 га площади, занятые энергетическими культурами, на 60 процентов - площади под органическое сельское хозяйство. Затраты - опять без уточнения источника - 51,5 миллиона лей. Предусмотрена разработка технологий минимальной обработки почвы, для чего нужно 288 миллионов лей.

Итого – 355 миллионов, в том числе из бюджета – 188 миллионов, из таинственных внешних источников – 167 миллионов. То есть ничего конкретного.

Но это не все об экологически чистой продукции. Соглашением РМ-ЕС предусмотрено за четыре года (до 2019-го) применить регламенты Евросоюза об экологической продукции СЕ 834/2007 и СЕ 889/2008. Никто не знает, почему именно за четыре года нужно внедрить эти сложнейшие стандарты и почему нужно освоить только два регламента, когда есть еще пять (требования к законодательству о безопасности продовольствия, о ГМО в продовольственных продуктах и кормах, о проверке соответствия кормов и продовольствия, нормы импорта экологических продуктов из третьих стран и др.).

А вот прямое жульничество. Закон об экологической сельхозпродукции и три постановления правительства о его внедрении были разработаны на базе регламентов СЕ 2092/1991 и СЕ 1804/1999. К 2007 году эти регламенты уже отменили, заменив регламентами СЕ 834/2007 и СЕ 889/2008. То есть вся правовая и нормативная база на тему органической продукции – блеф.

В 2011 году в закон от 2005 года внесли дополнения, введя, в частности, понятие национального знака «Agricultura Ecologică – RM» для «этикетирования, представления и продвижения экологической сельскохозяйственной продукции». Им маркируется только продукция, которая прошла процедуры инспектирования и сертификации по всему производственному циклу. Итак, следуя незаконным правилам, применяют знак и на этом основании выделяют субсидии для производителей всех категорий. Ежегодно - миллионы!

В 2011 году закон обязал правительство в течение трех месяцев представить предложения для приведения в соответствие законодательства. Предложения не представлены. А правительственный документ о правилах применения нацзнака приняли не в течение трех месяцев, как было указано, а спустя три года, в октябре 2014-го. И все это время комиссия при минсельхозе во главе с замминистра давала право использования знака.

Еще одно звено в этой цепи беззаконий. При минэкономики есть орган аккредитации «MoldAC», который, в том числе, аккредитовал два органа по надзору и сертификации экологически чистой сельхозпродукции. Так называемая аккредитация проведена по положениям постановлений правительства и отмененных регламентов ЕС. То есть вся процедура сертификации якобы экологически чистой продукции незаконна, а ее категории не соответствуют принятым на сегодня определениям даже по названиям.

А теперь – внимание. В ЕС действуют регламенты СЕ 3/2008 и СЕ 501/2008, на основании которых Евросоюз может субсидировать множество программ информирования и продвижения экологической продукции. На портале министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды никаких упоминаний об этих регламентах нет. Почему скрывают возможность субсидировать экологическое производство?

И еще штрих. После принятия 7 июля нового закона о правительстве создали новые министерства, а замминистров переименовали в госсекретари. Буквально через неделю, 14 июля, в законе об экологической сельхозпродукции от 2005 года председателя отраслевой комиссии по рассмотрению заявлений для присуждения нацзнака «Agricultura Ecologică – RM», замминистра, уже успели заменить на госсекретаря. Получение национального знака зависит теперь от генерального государственного секретаря министерства Юрие Ушурелу, он же и председатель комиссии, а ранее исполнял обязанности министра.

Почему же при такой прыти не могут оперативно менять законодательство?

Закон от 2005 года об экологическом сельскохозяйственном производстве - никчемный. Нужен общий закон об органической продукции. Бесполезно производить экологически чистую сельхозпродукцию - и не предусматривать требований к ее переработке. Невыгодно продавать ее в непереработанном виде, как сырье.

Вы спросите: а куда делись те 800 евро, которые ЕС еще в 1998 году выделил Молдове на развитие производства экологически безопасной селхозпродукции? Я отвечу: вопрос не по адресу.  

И второе. А как же мы при такой системе продаем за рубеж нашу якобы органическую продукцию?

Есть два органа ее сертификации. Название одного из них подозрительно совпадает с названием органа сертификации экопродукции в Румынии: у нас – ООО «Certificat Eco», в Бухаресте – ООО «Eco сertificat». Румынская аккредитация признана в ЕС, и так нашим фермерам удается пробиваться на еврорынки. Данных об объемах экспортируемой экопродукции, перечня предприятий вы не найдете в открытом доступе.

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии