Экономика

Почему в Молдове нет единой налоговой системы

11.02.2022, 12:00
{Почему в Молдове нет единой налоговой системы } Молдавские Ведомости

Есть железное правило – у зла есть корни, основа, начало. И для решения любой, казалось бы неразрешимой, проблемы всегда, если хорошо подумать, можно добраться и до корней. 

У нас годами накапливалось множество проблем в вопросах налогообложения, сбора бюджетных налогов (пошлин) и платежей, содержания государства и социальных расходов.   

Первый факт. Все те, кто думает, что у нас единая налоговая система, глубоко ошибаются. 

Налоговый кодекс, принятый в 1997 году, призван регулировать общие принципы налогообложения, правовое положение налогоплательщиков, налоговой службы, принципы определения объекта налогообложения и ведения учета доходов и расходов.

Вспомним определения. Налоги (пошлины) - обязательный безвозмездный платеж. Платеж – то же, что и налог, но налог и не пошлина. То же – но не то? 

Факт второй. Перечитайте в НК перечень налогов (пошлин) и сборов – и подумайте: почему в нем нет социальных и медицинских вносов, перечисляемых в соответствующие бюджеты? Ведь по определению (закон №489/1999) соцвзнос - это обязательная к платежу сумма, то есть он ничем не отличается от налогов и сборов. А медвзнос по определению (закон №1593/2002) - фиксированная сумма или процент от зарплаты и другие платежи, то есть также ничем не отличается от определения налогов и сборов. 

Факт третий. Хотя законодательно налоговая служба отстраняется от социального и медицинского бюджетного законодательства – медицинские и социальные платежи начисляются и учитываются налоговой службой. 

Откройте квартальные отчеты об исполнении доходов по бюджетам на портале налоговой службы – и убедитесь в том, что она отчитывается о поступлениях в государственный бюджет, социальный бюджет, в бюджет медфондов, консолидированный местный бюджет и в итоге – в национальный публичный бюджет. Без косвенных таможенных поступлений. 

Итак, у нас на законодательном уровне существуют три системы сбора платежей с физических и юридических лиц. 

Это налоговая служба, ведущая свой обособленный учет. И никто вам однозначно не скажет, сколько у них на учете налогоплательщиков - физических лиц, в том числе работников (salariați) и всего юридических лиц – налогоплательщиков, обязанных платить налоги-сборы. Как никто не скажет и того, сколько де факто платят. 

Это НКСС и НКМС, также ведущие свой обособленный учет плательщиков взносов, которых, согласно отчету НКСС, вдвое меньше, чем по информации налоговой службы.

Налоговой известно о 890 тысячах работников, которые платят подоходный налог с заработков. А всего физлиц, платящих подоходный налог с дохода, - 1,2 миллиона. На учете у НКСС - 432,7 тысяч плательщиков, на учете у НКМС - 881 тысяча.

Чувствуете огромную разницу в данных трех госбухгалтерий? 

А теперь вернемся к истокам, к корням этого хаоса и  разберемся, почему так произошло и кто виноват. 

В 1994 году была принята Конституция, и статьей 131  было декларировано, что национальный публичный бюджет состоит из госбюджета, бюджета государственного социального страхования, бюджетов районов, городов и сел. 

Первый бюджет медфондов как составная часть национального бюджета был принят парламентом на 2003 год. Однако до настоящего времени никто не удосужился откорректировать ст.131 и внести в нее понятие бюджета медфондов. 

В 2003 году был принят закон №397/2003 о местных публичных бюджетах, который ввел понятие местного консолидированного бюджета как составной части национального публичного бюджета. И, опять-таки, до настоящего времени не удосужились откорректировать ст.131 Конституции и внести в нее понятие консолидированного местного бюджета как составной части национального публичного бюджета. 

В 2014 году по инициативе министра финансов Вячеслава Негруцы под ответственность правительства был принят закон №181/2014 о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности. Согласно этому закону национальный публичный бюджет состоит из государственного бюджета, социального бюджета,  бюджета медфондов и местного консолидированного бюджета. Прошло девять лет – но ст.131 не откорректирована.

Закон №181/2014 назвал управляющих бюджетами:  минфин управляет госбюджетом, НКСС – социальным бюджетом, НКСМ - бюджетом медфондов, местные власти - местными бюджетами. За нарушения  положений об управлении бюджетами виновные должны понести наказание вплоть до уголовного. Но за девять лет в УК не внесли ни одну такую статью. 

С учетом того, что минфин управляет госбюджетом, должны были поделить обязанности по управлению госбюджетом между минфином и налоговой службой, которая и поныне, согласно главе V НК, является органом публичной власти, наделенном полномочиями по администрированию всех налогов, сборов и других платежей. В чем же тогда администраторская роль минфина и его ответственность? 

Почему за девять лет сменилось 11 правительств и семеро министров финансов – но никто не сообразил, что пора навести в авгиевых конюшнях порядок и начать с Конституции? 

Теоретически давно пора привлечь весь этот контингент ответственных-безответственных по уголовной статье. Но ведь нет ее. Они об этом заблаговременно позаботились. 

Похвально, что Майя Григорьевна инициировала закон о конфискации незаконно нажитого имущества. Кто бы внес проект закона об ответственности безответственных, о нарушителях законов, об игнорировании законных требований? 

Думитру БАРБАЛАТ

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →