Экономика

Почему в «Orange Moldova» рентабельность плюс 14 процентов, а «Молдова-газ» - нерентабелен

15.09.2023, 06:17
{Почему в «Orange Moldova» рентабельность плюс 14 процентов, а «Молдова-газ» - нерентабелен } Молдавские Ведомости

Вот термины, которые использовались раньше при анализе рентабельности: рентабельность продукции (ROM), рентабельность основных средств (ROFA ), рентабельность продаж (ROS), рентабельность персонала (ROL), рентабельность активов (ROA), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC). В скобках аббревиатуры, применяемые в английском. Но почему же в Молдове, да и в мире никто уже не обнародует аналитические данные о состоянии экономик с приведением этих коэффициентов? Хотя, например, в США для нужд ведомств делают экспертные выкладки с использованием 298 показателей, подробным их анализом и анализом взаимосвязи, с прогнозами…

На основании доступной информации я посчитал рентабельности продаж (ROS). И вот что вышло по итогам 2022 года.

Всего по отчитывающимся в РМ предприятиям (не скажешь - по экономике) - 6,2 процента. Это в 2-2,5 раза ниже, чем в ряде других стран.

Для категории больших предприятий - 4,3 процента, а для микропредприятий, на которых в среднем по два работника (!) – 10 процентов.

Отдельно по отраслям согласно статистическому классификатору.

Энергетика (D, 279 предприятий) – минус 0,73 процента: то есть в среднем убыточные, нерентабельны.

Торговля (G, 21.341 предприятий) - 5,3 процента.

Перерабатывающие предприятия (С, 5.064 предприятий) – 6 процентов.

Транспорт и складирование (Н, 3531 предприятий) – 6 процентов.


Строительство (F, 3.882 предприятий) - 8,6 процента.

И, как ни парадоксально, но в среднем рентабельность продаж 5454 аграрных предприятий в прошлом году – 10 процентов.

Впечатляет рентабельность продаж отдельных молдавских крупных предприятий (в процентах): «Молдова-газ» – минус 2, «Petrom Moldova» - минус 1,3, «Moldcell» - минус 5,1, «Rompetrol Moldova» - плюс 0,22, «Energocom) (госкомпания-прокладка) – плюс 1,6, сеть аптек «Farmacia familiei» - плюс 3,2, «Rogob» (мясо и мясопродукты) – плюс 7,5, «Orange Moldova» - плюс 14.

Если бы рентабельность анализировали, учитывали как показатель и обнародовали – было бы много вопросов к директорам. Кому-то было бы немного некомфортно.

Но почему некоторые предприятия достаточно рентабельны?

Впору задать вопрос иначе: кто конкретно приложил лапу к тому, чтобы на бумаге предприятия были нерентабельными и не платили налоги? Минфин вместе с подчиненной ему налоговой, с подачи правительства и парламента.

По Налоговому кодексу с точки зрения налогообложения все субъекты якобы равны – но на деле все абсолютно иначе. Большим и средним предприятиям можно рассчитывать и платить государству предпринимательский налог с налогооблагаемой базы. А для расчета этой базы дозволено делать 129 категорий вычетов из продаж: 14 зачетов, 27 льгот, 19 вычетов, 20 освобождений и 39 погашений.

Все эти льготы задаром не предоставляются. Одним предприятиям удается купить себе вычеты и льготы, а другие не желают быть взяткодателями. Чем и объясняется то, что, например, на «Orange» достигли рентабельности в 14 процентов, а «Молдова-газ» - в минусе. Отрицательная рентабельность - первый признак того, что дали взятки налоговой.

Чтобы одним росчерком пера исключить все лазейки,  следует ввести порядок определения и оплаты предпринимательского налога с продаж. Так поступают в России и в США. Это дало бы возможность исключить фиктивные убыточные предприятия, получить данные о реальном положении дел, значительно упростить бухучет, на две трети сократить разбухший штат налоговой службы.

Общая сумма предпринимательского налога сразу утроится: по меркам нынешнего года будет на 2-2,5 миллиарда лей больше налогов. Это примерно столько, сколько якобы не хватило для законной индексации пенсий. И такой порядок можно для начала ввести на год в трех-четырех районах, чтобы оценить результаты.

Но у нас с 2017 года начали выполнять и никак не завершат задание Демпартии по переписыванию Налогового и Таможенного кодексов. С тех пор сменилось три парламента, в минфине - шесть министров, и все никак не перепишут. А ведь нет такой законодательной нормы - законы переписывать.

То, что по привычке еще называют экономикой страны, давно уже ею не является. Явная деградация и развал экономики, ее отраслей и подотраслей начались примерно после 2005 года. Хотя отдельные предприятия деградировали еще с середины 90-х, когда из штатов исключили специалистов по планированию и по зарплате. Тогда это были ПЭО - планово-экономические отделы и ОТиЗ - отделы труда и зарплаты.

Да и министерство как бы экономики в принципе не вправе так называться. Ведь никто уже ничего не обнародует, кроме отдельных абсолютных общих показателей. В основном это ВВП за предыдущий год, объявляемый только в конце следующего года, а также общие данные об экспорте и импорте, общем объеме продукции - промышленной при отсутствии промышленности, аграрной при отсутствии сельского хозяйства. И никаких аналитических выкладок.

Бюро статистики высчитывает свои цифры только на основании неаргументированных выборок (eșantioane). Почти так же некоторые социологические компании, не выходя из кабинетов, определяют рейтинги партий.

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии