История

Поднятая целина Иона Дрона: создатель гагаузоведения в Молдове пешком исходил все южные села

24.06.2023, 14:12
{Поднятая целина Иона Дрона: создатель гагаузоведения в Молдове пешком исходил все южные села} Молдавские Ведомости

Ион Дрон, создатель гагаузоведения в Молдове, до распада СССР работал в пожарной охране Якутии и Крайнего Севера. Так он выполнил свой долг перед семьей,  которую нужно было содержать, - и окунулся в науку.

Тюрколог, филолог, историк, публицист, геральдист, исследователь культур этнических меньшинств, он исходил пешком все южные села и собрал огромный материал по этнографии и топонимике, защитил докторскую диссертацию, стал автором многих статей и монографий. Его имя было включено в энциклопедическое издание «5000 персоналий мира», вышедшее в США в 1999 году.  

Советский офицер, молдаванин отказывал себе во всем, тратя свои скромные доходы на исследование культуры и топонимики гагаузов, на науку, которую тогда не финансировали, как, впрочем, и теперь. Он прожил яркую жизнь и сгорел в 55 лет.

В национальном музее истории состоялась встреча за круглым столом на тему топонимики и геральдики, посвященная памяти Иона Дрона.

 

Тюрколог, филолог, историк, публицист 

Ион Дрон родился 17 июня 1948 года в селе Бадикул-Молдовенеск Кагульского района. В 1984-1987-м был докторантом отделения тюркских и монгольских языков института языкознания Академии наук СССР, затем заведовал отделом гагаузоведения АНМ. В 1987 году защитил кандидатскую, а в 1997-м – докторскую диссертацию в московском институте языкознания по специальности «тюркские языки».

С 1999 года – университетский профессор ULIM. Автор 120 научных работ, 211 энциклопедических статей и газетных и журнальных 500 статей, монографий «Современная гагаузская топонимия и антропонимия» (1989), «Гагаузские географические названия» (1992), «Словарь гагаузских географических названий» (2001), монографии «Cornova» (2000, в соавторстве). Редактировал «Chişinău. Enciclopedie» (1997), «Sfatul ţării. Enciclopedie» (1998), «Femei din Moldova. Enciclopedie» (2000).
 

«Нам посчастливилось работать под началом Ивана Васильевича, быть его учениками в академии наук, -  вспоминает Любовь Чимпоеш, доктор конференциар кафедры гагаузской филологии Комратского государственного университета. – Я его считаю истинным, настоящим наставником. Этот уникальный человек оставил глубокий след в науке и в нашей жизни. 

Был он очень правильным, честным, прямым, очень добрым и отзывчивым человеком. Его деятельность была многогранной: тюрколог, филолог, историк, публицист… Занимался геральдикой, историей и культурой этнических меньшинств, многими другими проблемами. Но основное – конечно, топонимия, которая  была его призванием и смыслом жизни». 

От якутского языка к гагаузскому 

Иван Васильевич прожил сложную, но очень яркую жизнь, рассказала Чимпоеш. 

«По воспоминаниям родственников, в школе ему хорошо давались гуманитарные науки. Все думали, что он поступит в университет, но парень пошел в военное училище. Наверное, проявился свойственный ему прагматизм: нужно было помогать семье. 

В середине 70-х Дрон закончил высшее военное училище в Москве и попросился в Якутию, где год стажа шел за полтора. Якутский язык относится к тюркской семье, в которой образует отдельную ветвь. Так родился интерес к тюркологии и гагаузоведению. 

Девять лет Дрон работал в пожарной охране на Крайнем Севере, а длинные отпуска проводил в Молдове. Все села юга исходил пешком, вдоль и поперек изучал топонимию. Мечтал поступить на высшие курсы истории, в аспирантуру института языкознания АН СССР. Защитил докторскую диссертацию на тему гагаузской топонимии быстрыми темпами.   

Дрон отличался от всех дисциплинированностью, педантичностью, скоростью работы. Он не мог растрачивать себя по мелочам. Был честным и прямым. И успел очень многое. При этом помогал всем, не только в науке, но и в жизни, не деля на плохих или хороших, врагов или друзей. Он считал, что во всем надо поступать правильно. Полагаю, что именно такое отношение к жизни помогло его успеху». 

Сила духа 

«Иван Васильевич вставал в 4-5 часов, каждое утро бегал, зимой и летом, - вспоминает Любовь Чимпоеш. – Затем работал. А после помогал соседям на дачных участках, чтобы каким-то образом заработать.

Он не боялся никакого труда, хотя, как образованный, интеллигентный и военный человек, мог бы найти другие способы заработка. Он говорил, что кормилец должен обеспечивать семью. В тяжелый период жизни собирал травы в поле, чтобы не покупать чай. И жил очень трудно. Но часто шутил: «Учитесь, пока я живой». Нам это казалось смешным, мы были гораздо моложе… Наверное, он предчувствовал свой уход в 55 лет, потому спешил жить, работать, творить… 

Он исследовал культуру гагаузов и ромов. Чувствовал, кому нужно подсобить, направить, поддержать. В этом, в том числе, и заключается сила духа настоящего ученого и человека. 

Поставил на ноги гагаузоведение… 

«Ион Дрон остался в моей памяти совершенно исключительным человеком, - сказала бывший вице-президент АНМ Марьяна Шлапак, ныне главный сотрудник института культурного наследия, член-корреспондент АНМ. - Человеком с большой буквы, большим ученым, очень любознательным, влюбленным с свой предмет, очень серьезным в плане изучения темы. Он поставил на ноги сектор гагаузоведения, у него много учеников, которые несут его эстафету. В то же время он был очень увлекающимся, мог увлечься археологией, историей, и другими областями». 

… И многих гагаузоведов 

Иван Васильевич создал докторантуру по тюркологии. Докторанты  отмечали его высокие менеджерские и человеческие качества. 

«Он стал моим опекуном, старшим братом, познакомил со всеми сотрудниками, - рассказалаИванна Банкова, доктор конференциар кафедры гагаузской филологии Комратского государственного университета. - Он был всегда ответственным, пунктуальным, и того же требовал от меня. И познакомил с техникой работы над диссертацией. Я увидела преданного своей работе человека, самоорганизованного, волевого, целеустремленного, коммуникабельного. Благодаря его моральной поддержке мне удалось завершить работу и защититься в Москве. Сейчас я могу его назвать организатором науки.   

В нем обаяние сочеталось со строгостью, сухостью. Он очень редко улыбался, но когда улыбался – это был праздник. Он сотрудничал с людьми разных национальностей, формируя между ними атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни был такой человек и научный руководитель». 

«Дайте хотя бы на одну булку хлеба  в день…» 

 «Я работал в Бессарабской митрополии, там и познакомился с Иваном Васильевичем, - вспоминает Александр Магола, научный сотрудник института культурного наследия. - Он поразил своей открытостью, прямотой. Затем сотрудничали в издательстве «Музеум». Он старался людей объединить, чтобы они сближались, общались другом. Когда он что-то делал для людей по хозяйству, и они просили оценить его работу, он говорил: «Дайте хотя бы на одну булку хлеба  в день…».  

 «У него нет столько долларов - заплатить мне за то, чтобы я бросил любимую работу»  

«Гагаузская топонимика до Ивана Васильевича была практически целиной, - вспоминает Петр Чеботарь, заведующий отделом языка, литературы и фольклора научно-исследовательского центра Гагаузии в Комрате. – Специалисты прошлись по верхам. А Иван Васильевич копал очень глубоко, вникал в суть разных терминов. 

Один человек хотел купить диссертацию и искал автора, который бы за деньги ее написал. Он обратился через посредника к Ивану Васильевичу. Дрон рассмеялся и посоветовал передать, что у этого человека нет столько долларов – заплатить ему за то, чтобы он бросил свою любимую работу. 

Марина ЛАВРОВА  

Комментарии (0) Добавить комментарии