Экономика

Подставили, довели, отмазали?

25.09.2015, 06:00
{Подставили, довели, отмазали?} Молдавские Ведомости

Эксперты гадают о мотивах отставки Дрэгуцану, а депутаты просят его отчитаться

Главной причиной своей отставки председатель национального банка Дорин Дрэгуцану и его заместитель Марин Молошаг назвали «политическое давление» властей. Свои обязанности они будут исполнять до тех пор, пока парламент не примет отставку и не назначит новое руководство. На следующей неделе члены постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам намерены заслушать Дрэгуцану. Председатель ПСРМ Игорь Додон потребовал от него на заседании 23 сентября отчета о шестилетней деятельности. «Нельзя просто написать заявление и уйти от ответственности, он виновен в той сложной ситуации, в которой оказалась банковская система», - отметил лидер социалистов.

 

Официальная версия

В понедельник на пресс-конференции Дрэгуцану сказал, что «нацбанк стал объектом целенаправленных нападок со стороны некоторых политиков», которые хотят замести следы кражи денег в «BEM».  

Глава нацбанка обвинил правящие партии в том, что они пытались ограничить независимость банка, а сейчас пытаются сделать НБМ «козлом отпущения», и прямо сказал, что немало знает о виновных и все расскажет следствию. Дрэгуцану якобы неоднократно пытался предупредить власти о нарушениях и  просил дополнительных полномочий: «В «BEM», «Banca Socială» и «Unibank» находятся 30 процентов депозитов вкладчиков. С того момента, как я понял, что происходит, я сделал все возможное, чтобы избежать краха системы. Если бы я пошел на немедленную ликвидацию этих банков, рухнула бы вся банковская система… Деньги из «ВЕМ» были выведены не за два дня, не осенью 2014-го и тем более не в течение ноября 2014-го. Это хорошо продуманная схема, которую было невозможно обнаружить на старте. Кредиты брались 50 компаниями, что на начальном этапе не создавало никаких рисков для «ВЕМ».

Все ли правильно сделал НБМ? Спустя год, когда информации больше, ясно, что можно было действовать иначе: «Это как новые брюки, купив которые, на второй день понимаешь, что цвет можно было выбрать другой». Дрэгуцану добавил, что оценить действий регулятора могла бы команда опытных экспертов под эгидой МВФ.

По закону о нацбанке у парламента есть три месяца на то, чтобы назначить новое руководство.

 

Замести следы и потушить протестные настроения

Для чего нужна отставка главы НБМ в канун приезда миссии МВФ? Многие считают, что Дрэгуцану кривит душой, говоря, что был «д’Артаньяном» и что от него ничего не зависело. Отставку считают наигранной: сказал «А», но не сказал «Б», не назвал виновных в краже.

Эксперт Корнелиу Чуря сказал «Молдавским ведомостям», что видит две возможные причины отставки Дрэгуцану. «Первая. Сделать этот шаг его действительно вынудила внутренняя борьба в рамках альянса, в основном - дуэль между главой НБМ и Стрельцом. Очевидно, что во власти есть группа людей, которые не желают видеть его на этом посту. Вторая причина. Часть политической элиты ищет «козла отпущения», чтобы успокоить общественность. Это некий шаг в сторону улучшения переговорного процесса с протестующими».

В свою очередь политический аналитик Оазу Нантой недоумевает, почему Дрэгуцану так обтекаемо ссылался на «политическое давление». «Сколько этих политиков у нас? Полтора? Так почему он не пошел до конца? Это его предел храбрости? - заявил он «Молдавским ведомостям». - В конечном итоге его отставка пуста, ситуация вокруг нее непрозрачная, она не приблизит нас к расследованию «кражи века» и, возможно, говорит о том, что так власть пытается поймать двух зайцев: замести следы и потушить протестные настроения».

 

Канду готов внести свой лей в фонд оплаты работы «Kroll»?

Стоит отметить, что в понедельник Стрелец на пресс-конференции решение главы НБМ назвал «ответственным и смелым», но обвинения в политическом давлении опроверг. А вот спикер парламента Андриан Канду заявил, что еще в начале лета, когда правительство Габурича подало в отставку, Дрэгуцану сказал ему, что на НБМ давит парламент, пытаясь изменить законодательство: «Речь шла о независимости НБМ, назначении и увольнении руководства, что является серьезным давлением на всю банковскую систему». Спикер признал, что коллеги по альянсу также критиковали Дрэгуцану, требуя его увольнения и не задумываясь о последствиях.

Канду, с его слов, обеспокоен высказыванием Дрэгуцану о том, что у власти нет желания расследовать мошеннические сделки: «Мы сделаем все возможное, чтобы контракт с «Kroll» был подписан. Если понадобится, я тоже приму участие в переговорах. Если потребуется фонд для сбора денег на оплату работы «Kroll», то мы должны это сделать».

Между тем бывший министр финансов Вячеслав Негруца считает, что власти не хотят расследования. В своем блоге он написал: «Некоторые находящиеся во власти политики не желают продолжения расследований, чтобы народу не стали известны имена и детали. Не исключено, что конечные получатели похищенных миллиардов находятся в стране. Они не хотят лишиться незаконно накопленных богатств. По этой причине и затягивается продолжение расследований. Чем больше времени - тем труднее расследовать. Второй этап расследований «Kroll» возможен разве что под давлением - общества и извне».

 

Голоса извне: «наглый» и «поразительно нахальный»

«Извне» рекомендации уже пошли. Еврочиновники выразили обеспокоенность ситуацией в финансово-банковском секторе: она препятствует внедрению соглашения об ассоциации с ЕС и экономическому развитию. Об этом говорится в декларации по итогам первого заседания парламентского комитета по ассоциации РМ-ЕС, которое состоялось 21 и 22 сентября в Брюсселе. Для того, чтобы вернуть доверие граждан к процессу реформ, «молдавские институты власти должны обеспечить транспарентность в банковском секторе, вернуть похищенные активы и привлечь виновных к судебной ответственности».

В свою очередь, бывший премьер Ион Стурза в эфире одного из телеканалов заявил, что «отставка Дрэгуцану была запланированной стратегией, скоординированной и подготовленной при помощи СМИ». Он подверг главу НБМ критике: «Должен признать, что поначалу этот молодой человек внушал мне надежды. После чего он стал настолько наглым, что стал уничижительно отзываться о президентах и главах правительств. Я был поражен нахальством Дрэгуцану. Никто в этой стране ни за что не отвечает. Это моральная катастрофа – с невинным видом заявить, что ты ни в чем не виноват. Если бы он хотя бы признал свои ошибки».

Стурза уверен – у главы НБМ было достаточно рычагов, чтобы помешать кражам: «Со всей ответственностью заявляю, что молдавское банковское законодательство - одно из наиболее ограничительных в Европе. Как случилось, что при Дрэгуцану отмыты огромные суммы - и столь же огромные украдены? Заявления Дрэгуцану шокируют. Он мог отслеживать все сомнительные сделки со своего личного компьютера и обладал всеми рычагами для вмешательства».

О том, что НБМ не может выйти сухим из воды, говорит экономический эксперт Натан Гарштя. Он отметил в своем блоге: утверждение Дрэгуцану о том, что банки - это коммерческие структуры, которые имеют своих акционеров и руководящие органы, а потому НБМ не должен участвовать в их управлении, правильно для любых частных компаний, кроме банков. Для того, чтобы люди были уверены в безопасности размещения своих депозитов, и существует НБМ - надзорный орган, обладающий всеми инструментами слежения за деятельностью банков. У НБМ с 2012 года были возможности вмешаться в ситуацию с «BEM» и не доводить дело до банкротства. Однако этого не сделали.

 

Стрелец предпочел встречу с Понтой, а не с миссией МВФ

На фоне отставок в НБМ странной выглядит и история с приездом миссии МВФ. А нужен ли властям меморандум?

Бывший министр финансов Вячеслав Негруца в своем блоге отмечает, что политики не желают подписания нового соглашения: «МВФ требует реформ, власти их не хотят… Отставка Дрэгуцану в то время, когда  сотрудники МВФ находились на пути к Кишиневу, не случайна. Все это политическое шоу - для того, чтобы помешать проведению переговоров по новому меморандуму. Если бы действительно хотели его подписать, то не потребовал бы отставки и первый заместитель главы НБМ, который имел право заменить Дрэгуцану на переговорах. А так мы получили нефункционирующее учреждение, где из пяти членов админсовета в должности остались только два».

И впрямь странно: в день приезда миссии МВФ премьер уезжает в Румынию, которая предлагает выход из ситуации до подписания соглашения - в срочном порядке дает в кредит под 1,5 процента 150 миллионов евро для бюджетной поддержки. Срок возврата – пять лет.

Корнелиу Чуря отмечает ту же странность: правительство, которое не так давно уверяло, что отставка главы НБМ сорвет переговоры с МВФ, вдруг резко меняет мнение. «Правда, на это мог повлиять политический фактор – необходимо срочно успокоить общественность, а тут как раз на руку румынский кредит», - полагает эксперт. 

Лидера ЛДПМ Влада Филата насторожил поступок Дрэгуцану - он заявил, что отставка была ожидаема, но сам выбор момента оставляет место для интерпретаций. А вот доктор экономики, эксперт Елена Горелова считает, что отставка накануне приезда миссии МВФ может быть как спланированной акцией коалиции, так и неожиданным для нее решением Дрэгуцану: «Власть в любом случае проигрывает с точки зрения намерения подписать новый меморандум с МВФ и получить кредит. Однако выигрывает с точки зрения возможности не проводить непопулярные меры жесткой экономии, которые обычно входят в круг требований МВФ».

 

Деньги Румынии нас не спасут

Эксперты считают, что деньги Румынии - не выход. Рано или поздно Молдове придется сесть за стол переговоров с МВФ. Греция около двух лет противилась этому, но в итоге иного выхода не нашла. Экономический эксперт Виктор Чобану считает, что бюджетная ситуация у нас очень сложная: «Как никогда необходим положительный сигнал со стороны МВФ, это станет зеленым светом для остальных кредиторов». По его словам, Молдове как воздух нужна внешняя финансовая помощь: «без этого мы уже обойтись не можем».

Миссия МВФ с Иванной Владковой-Холлар будет находиться в Кишиневе до 6 октября, но уже заявила, что займется лишь сбором экономических и финансовых показателей, а также обсудит с властями проводимую ими политику. Несмотря на то, что гости четко дали понять, что переговоров по новому меморандуму не будет, появилась инициативная группа представителей общественных организаций, которая требует прозрачности в переговорах и настаивает на участии в них.

 

Кто на новенького?

Кто может занять место Дрэгуцану? Возможно, один из трех людей, которые раньше фигурировали в качестве кандидатов на роль главы НБМ.

Говорят о кандидатуре Натальи Политовой-Кангаш, которая руководит «Victoriabank» с марта 2008 года. В конце октября акционерам предстоит выбрать нового главу учреждения, и она рискует остаться без этой должности.

Председатель лиги банкиров Думитрий Урсу работал в НБМ в 1992-2006 годах, был первым заместителем управляющего.

Третья кандидатура – Леонид Талмач, возглавлявший НБМ с его основания до осени 2009 года. Сейчас руководит «Moldinconbank». Не так давно о нем как о кандидате говорили на заседании парламента коммунисты.

В то же время эксперты не исключают появление «кандидатов-сюрпризов», как это было и в случае с самим Дрэгуцану.

Ольга ШВЕЙКИНА

Комментарии (0) Добавить комментарии