Город

Пока мы обсуждали слухи о гараже Воронина – у нас из-под носа увели «Термоком»

25.03.2014, 06:00
{Пока мы обсуждали слухи о гараже Воронина – у нас из-под носа увели «Термоком»} Молдавские Ведомости

Воронин представил декларацию о доходахза прошлый год, но машины-то у него появились раньше! Дискуссию начали газеты, приближенные к АЕИ,  подхватили другие… То нам говорили, что национальная антикоррупционная комиссия не приступила к рассмотрению декларации, то – что уже приступила, потом – что решила перепроверить... Если обществу навязывают провокацию, то надо ждать, что что-то уведут, сказал аналитик Богдан Цырдя, Так и вышло – увели «Термоком».

 

Решением апелляционной палаты Кишинева «Термоком» ликвидирован. 20 марта совет кредиторов подтвердил это решение, назначив ликвидатором  Вячеслава Ени. Такой поворот событий вице-премьер Валериу Лазэр предсказывал еще на прошлой неделе, обосновывая это тем, что реорганизация ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 не удалась, из-за чего принято решение о банкротстве компании через суд и ее юридической ликвидации. Учрежден комитет кредиторов из представителей ТЭЦ-1, TЭЦ-2, «Молдовагаз», «Кишинэу-газ» и «Молдтрансэлектро», которые помогут ликвидаторам.

Министерство утверждает, что банкротство «Термокома» якобы не отразится на потребителях. Его долги оцениваются в 2,5 миллиарда лей, по итогам 2013 убытки составили 383,6 миллиона лей. На начало марта зарегистрировано более 27,4 тысячи должников, из них у 11,5 тысяч - долги в сумме 3-5 тысяч, у 4,7 тысяч – 5-7 тысяч лей, у 11,1 тысяч – еще больше.

 

Ранее предполагалось, что «Термоком» будет реорганизован в АО «Термокомэлектрика» путем слияния с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Под это давал кредит Всемирный банк. Однако процесс застопорился: власти Кишинева не согласились с распределением акций: агентству публичной собственности - 96,83 процента, МСК - 2,25 процента вместо 70-ти.

Комментирует советник Виктор Гурэу:

- Зададим себе вопрос: кому это нужно? Задача - поставить под контроль активы и финансовые потоки между клиентами, посредником и генерирующими тепло предприятиями. На мой взгляд, разработан план воровства. Никто не думает, как решить проблему. А ведь ее решить просто: исключить исторические долги, накопленные в 2001-2007 годах. Но ведь важно другое - вырвать у муниципия активы «Термокома», которые по балансовой стоимости составляют три миллиарда лей. Это недвижимость, технологическое оборудование - элеваторные узлы, теплопункты, распределительные сети. Одной земли более 40 гектаров. В случае слияния инициаторы смогли бы прибрать все по нормативной цене, продать – по рыночной. Но в случае банкротства земли остаются в городской собственности, за них отвечает МСК - не примэрия и не примар!

 

Зачем нужен был посредник? Да потому, что у него божеская ситуация по сравнению с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Потери генерирующих предприятий - 60 процентов, потери «Термокома» в сетях – 19-22 процента. Второе: у «Термокома» более привлекательные активы, оборудование в последние 10 лет постоянно обновлялось. И вот уже председатель админсовета ТЭЦ-2, заместитель министра г-н Копачь лично выгоняет гендиректора «Термокома» из кабинета.

 

Я как председатель админсовета муниципальной больницы знаю, что мои функции - председательствовать на заседании совета. Других контролирующих и управляющих функций у председателя нет. Почему  же он приходит с решением суда о банкротстве? Да потому, что получает доход от деятельности председателя административного совета ТЭЦ-2.  Кстати, МСК не получил никаких решений.

 

От слияния ТЭЦ-1,ТЭЦ-2 и активов «Термокома» власть получила бы 120 миллионов долларов. Помните реакцию посольства Швеции - город останется без тепла? Это было давление на муниципальных советников, игра! Из 120 миллионов только 40 миллионов шли на модернизацию сети. Остальные 80 миллионов - банковские гарантии, они осели бы в каком-то банке как депозит, увеличилось бы портфолио кредитования, кто-то заработал бы на кредитах. У нас уже был такой пример: в банке на депозитах нашли 100 миллионов лей, принадлежащих минэкономики и предназначенных для реализации проектов. Возникла система: зарабатывать деньги за счет депозитов.

 

Мы говорили - никто не думает о модернизации и реструктуризации «Термокома» как муниципального поставщика тепла, все думают о личной выгоде. В проекте, который нам навязывали, не видно главного – технической модернизации генерирующих предприятий.

 

Мы предложили поделить ответственность за работу этого комплекса и взять на себя 33 процента акций «Термокома». В обязанности МСК входит принятие решений о компенсациях, а тарифная политика генерирующих предприятий - в ведении республиканской власти. Будучи монополистом, она заставляет  покупать тепло по завышенной цене.  Между тем тепло - это вторичное сырье, вода, которой пользуются для охлаждения генераторов, производящих электричество. Возникла система легкого дохода от продажи вторичного продукта.

 

При слиянии мы предложили  взять в расчет коммерческую эффективность активов. Но власть не интересует эффективность управления. Для них важно получить быстрый доход.

 

Не маловажно и то, как была обставлена процедура банкротства. Мы указывали на нарушения законной процедуры слияния. Единственным собственником является МСК, он имеет право утверждать документы, связанные с процедурами реорганизации, создания или ликвидации предприятий муниципальной собственности. Но это не учли. Для них не важно, кто принял это решение. И получилось, что кто-то уполномочил кого-то представлять интересы муниципального совета!

 

И все-таки они сделали то, что хотели. Под нажимом административного ресурса и суда вынесено решение о начале банкротства.  Существует совет кредиторов, они что-то недополучили от «Термокома», и совет должен быть основным инструментом работы. Суд определяет менеджера из офиса. Другое дело, что бытует незаконная практика администратора продавать активы предприятия, якобы для расплаты с кредиторами. Каков будет юридический механизм, вот в чем сейчас интрига.

 

Процедура банкротства передана юридическому лицу – ИП «Вячеслав Ени» выступает судебным исполнителем. Кишиневцам выгодна процедура банкротства: аннулируются долги с исковой давностью более трех лет, а также долги, не подтвержденные документально либо через суд или признанные судом. Также они не могут быть востребованы.

 

Закон о банкротстве имеет не только карательную функцию. Никто из кредиторов не имеет право требовать возврата долгов, пока не определятся с качеством и стоимостью активов. Должен был проведен аудит с участием собственника – МСК. Потом наступает период ликвидации кредиторской задолженности.

 

Организаторам этого проекта не досталась возможность распоряжаться кредитом в 120 миллионов долларов, который в конечном итоге должны были бы заплатить кишиневцы.

 

Может сложиться так, что с 1 апреля потребители перестанут платить: нет договорных отношений с ликвидатором,  ИП «В.Ени». Вдобавок есть постановление Высшей судебной палаты о том, что экономические агенты, которые не имеют прямых договоров с гражданами, не имеют права подавать в суд.

 

Если и дальше власти будут так себя вести, нам, муниципальному совету,  ничего не останется делать, как обратиться к гражданам, совместно защищать публичную собственность. Решать будет муниципальный совет.

 

Все происходящее подводит к мысли, что власть умышленно хочет обанкротить «Термоком» и взять под контроль активы. Неизвестно, сколько будет длиться процедура банкротства. Но смахивает на то, как банкротили в 90-е завод «Альфа». Потом некоторых искала полиция.

 

Особенно важно отметить: эта система связана с энергетической безопасностью. А после того, как сделка со слиянием «Термокома», ТЭЦ-1 иТЭЦ-2 не удалась, г-н Палихович «умыл руки» с должности председателя административного совета «Термокома».

 

Интересен еще один момент. Иск, который выдвинула ТЭЦ-2, - 123 миллиона лей при активах  «Термокома» в 3 миллиарда. А если муниципальный совет найдет эти деньги и отдаст - что тогда?

Николай Менюк

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Сегодня, кажется, я могу ответить себе на два вопроса: Почему Пушкин так трепетно ждал выхода книги знаменитого парижского палача Сансона и почему на колхозном собрании, когда возникала необходимость освободиться от бездельника, пьяницы и вора - председателя, часто приходилось слышать: Да не надо его менять, приведете другого, еще хуже! Нечто подобное слышится и в суждениях этого советника, но не в том, что завтра будет хуже, а в том, что завтра, он и его сотоварищи лишаются такой удобной и доходной статьи грабежа городского потребителя тепла. Он такой знаток сути дела, что приплел потребителя к клиенту, нашел, что тепло получается от охлаждения генераторов и предсказал "Термокому" судьбу "Альфы". Но он выложил и массу других аргументов нашей сегодняшней трагедии: государством продолжают править непрофессионалы, потребитель экономических и социальных услуг чудовищно безграмотен и , потому, решение проблем энергетики и энергетической безопасности поручено председателю админсовета муниципальной больницы. Сегодня куда полезнее было бы не отвлекать внимание читателя фантазиями о летающих танках, а попытаться услышать голоса профессионалов - организаторов- управленцев о вариантах решения проблемы, которая угнетает горожан вот уже 32 года. Обеспечивать город теплом обязаны коммунальщики, а не энергетики и, тем более, не посредник - мошенник. "Термоком" наконец попал в суд, но исковое заявление было составлено не пострадавшим потребителем, а мастером безответственных диагнозов. Суд обязан был принять квалифицированное решение не только по реорганизации структуры, но и выдать регламент дальнейшего действия нового поставщика тепла. Господин Копачь поступил правильно, но гнать следовало не одного правителя, а брать совковую лопату и выгрести оттуда массу навоза, скопившегося за десятилетия. Трудно придумать большего оскорбления администраций ТЭЦ-1 и ТЭЦ -2, где , к счастью, еще можно найти инженера, когда им стали предлагать называть свое новое предприятие - "Термокомэлектрика".

    • x

      В пятницу на страницах нашей газеты будет опубликована известная Вам статья. Если успеете, найдете газету в киосках.