Политика

Позорный подтекст визита Павла Филипа в Брюссель: что скрывают последние переговоры главы правительства с руководителями ЕС

06.05.2018, 09:49
{Позорный подтекст визита Павла Филипа в Брюссель: что скрывают последние переговоры главы правительства  с руководителями ЕС} Молдавские Ведомости

До установления в Молдове режима «евроинтеграторов» часть молдавского общества, ориентированная на Запад, всякий раз после визита руководства страны в Москву, обвиняла власть в лакействе. Сегодня эти люди молчат и млеют, даже повизгивают от восторга, когда официальные лица государства отправляются в Брюссель. Но их радость омрачают нынешние «государственники», которые говорят, что власть Молдовы ведет себя на Западе непристойно: как побирушка постоянно выпрашивает деньги и с большим искусством вылизывает  холеный брюссельский зад.

ЕС свою программу с соседями, куда входит  Молдова, назвал «Восточным партнерством». По существу, партнерства здесь никакого нет, потому что  Брюссель предлагает элитам соседних государств гранты и кредиты взамен на выполнение своих  условий и директив. И эти условия, безусловно, включают в себя политику, экономическое регламентирование, верноподданничество и конфронтацию с Москвой.

В Брюсселе хотят, чтобы молдавская власть сама себя высекла?

Последний визит Павла Филипа в Брюссель показал, что руководители ЕС относятся к молдавской власти по-прежнему с  подозрением.

Премьеру было объявлено, что правительство должно выполнить еще два условия, получить поддержку МВФ и только потом, возможно летом, структуры ЕС дадут добро на выделение 100 миллионов евро. И нужно сказать, что условия нельзя толковать иначе как недоверие. Филипу было предложено наладить в полном объеме работу национального органа по неподкупности. А, во-вторых, нужно выделить дополнительные средства для функционирования учреждений по борьбе с коррупцией.

Верховный представительЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини немного  раскрыла скобки и рассказала о том, чего ждут от властей Молдовы. Нужны настоящие перемены в таких областях как правосудие, средства массовой информации, энергетика и бизнес. Но эти реформы должны основываться на борьбе с коррупцией. И прежде всего речь идет о расследовании  банкротства трех банков.

«Мы с нетерпением ждем его завершения без дальнейших задержек. Расследования должны быть тщательными, беспристрастными и полными, чтобы возместить недостающие средства, а виновные были привлечены к ответственности, независимо от их государственной или политической принадлежности... Сейчас трудно понять, что происходит...», - объяснила Могерини.

Страхи Брюсселя

На самом деле в Брюсселе хорошо понимают, что происходит в Молдове и почему расследование «кражи века» по существу имитируется.

Все бывшие и нынешние молдавские «партнеры» ЕС – это и есть виновные в грандиозном финансовом мошенничестве, воровстве денег из бюджета и коррупции на всех уровнях, потому что последние 9 лет страной правят альянсы за европейскую интеграцию. Но руководители ЕС не могут этого официально признать, потому что возникнет вопрос о роли самого Брюсселя во всех этих безобразиях. Почему еврочиновники закрывали глаза на преступления властей и как кочегары отправляли в топку молдавской коррупции сотни и сотни миллионов евро?

И, кроме этого, в ЕС очень боятся того, что если на  кишиневский коррупционный режим надавить посильнее, то это только пойдет на пользу пророссийским силам. И они могут прийти к власти на предстоящих осенью парламентских выборах и переориентироваться на сотрудничество с Москвой. А это значит, что более миллиарда евро помощи, выделенной Кишиневу в последние годы, были бездарно потрачены или украдены. И поражение проевропейцев на выборах не может быть оценено иначе как крах политики «Восточного партнерства» в Молдове. Запад допустить подобного не может, и поэтому его нынешнее взаимодействие с кишиневским режимом напоминает «борьбу нанайских мальчиков».

Харунжен уверяет, что генпрокуратура работает не покладая рук

Готовясь к визиту в Брюссель, молдавские власти хорошо понимали, что на встречах с «шефами» зайдет речь о расследовании исчезновения миллиарда долларов из банков группы «ВЕМ». Именно поэтому в тот день, когда Павел Филип отправился в Брюссель, генеральный прокурор Эдуард Харунжен объяснял ситуацию вокруг «кражи века»  членам парламентских комиссий по вопросам права, назначениям и иммунитету, а также национальной безопасности, обороне и общественному порядку. Ответы генпрокурора были широко растиражированы молдавскими СМИ.

Харунжен рассказал, что следователи работают интенсивно, открываются новые уголовные дела, например, по группе Гачкевича, которая ответственна за мошеннические схемы на сумму около миллиарла лей.  Но дело продвигается медленно по объективным причинам. Оно «затрагивает юрисдикцию других стран, особенно в случае офшорных зон, с которыми не существует сотрудничества в принципе». Кроме того, в мошенничество «вовлечены политики и специалисты, которые использовали международные транзакции, позволяющие заметать следы».

Генпрокурор привел примеры Румынии и Исландии, где расследование также было длительным: «В  Румынии, где было украдено более 2,5 миллиона долларов, первые приговоры были вынесены только спустя восемь лет после кражи. Такая же ситуация и в Исландии».

Генпрокуратура в упор не видит сговор элит

Однако, как мы видим, и в Брюсселе, а, главное, в молдавском обществе сложилось другое мнение. Система покрывает истинных организаторов изощренного финансового мошенничества и политиков, которые создали условия для кражи века и руководили процессом. А справедливое разбирательство возможно только после смены власти.

К такому выводу всех подталкивают самые простые факты. Общеизвестно, что «краже века» предшествовала цепочка политических решений правительства и парламента. И люди, которые тогда лоббировали выделение миллиардов и направляли их в «черную дыру» Илана Шора, поддерживали сомнительные решения правительства, по-прежнему занимают высокие государственные должности: Лянкэ, Габурич, Канду и тот же премьер Филип. Почему журналисты и независимые финансовые аналитики, используя логику и факты, приводят свидетельства политического сговора элит, а следователи генпрокуратуры в упор их не видят? Ответ на данный вопрос известен и всем понятен.

Не является ли также новым саморазоблачением вся эта возня с докладом «Kroll»? В резюме второго отчета, в п.1.5 «Предупреждение» говорится: «При подготовке настоящего отчета компания «Kroll» использовала документацию, представленную НБМ, а также международных регулирующих органов. Компания «Kroll» не делает никаких заявлений в отношении подлинности или полноты документации, представленной НБМ и регулирующими органами. Возможно наличие дополнительной документации или информации, к которым компания «Kroll» не имела доступа и которые могут противоречить или оспорить выводы, сделанные на основе документации, рассмотренной на сегодняшний день».

Не пора ли завести уголовное дело на компанию «Kroll» и НБМ?

Другими словами, «Kroll» не гарантирует точности собственных выводов, так как компания была зависима от документов, которые следователям представило или не представило руководство НБМ.

Но ведь всем известно, что основная вина за то, что произошло в банковском секторе, лежит именно  на НБМ. Изменение собственников банков, утверждение руководства финансовых организаций, миллиардные транзакции между банками внутри страны и за рубеж в офшоры... Разве слежение за всем этим  не является прямой обязанностью НБМ? Таким образом, данная структура ни в коем случае не должна была заказывать, а значит, руководить следствием против самой себя. Но именно это и произошло. По существу история с компанией «Kroll» является попыткой повлиять на  результаты расследования, замести следы и усложнить привлечение к ответственности виновных. И не следует ли теперь генпрокуратуре завести уголовное дело и расследовать отношения «заказчика» и «исполнителя» – НБМ и компании «Kroll»? В конце концов, услуги западных юристов были оплачены не частной фирмой.

Отношения в треугольнике НБМ-Kroll-генпрокуратура доходят до смешного. Ранее руководство генпрокуратуры говорило о том, что с нетерпением ожидает отчета американских коллег. Когда 6 марта с.г. материал, наконец, поступил, никакой объявленной  властями широкой пресс-конференции совместно с западными экспертами не последовало. Какое-то время окончательный доклад находился в НБМ. Затем, спустя почти месяц, регулятор оправил его в генпрокуратуру. Здесь сказали, что они не могут с отчетом работать, так как вся информация изложена на английском языке. И доклад вновь отправили в НБМ для перевода на государственный.

Неудачный пример генпрокурора

Объясняя причины того, почему дело о краже века так сильно затягивается, Эдуард Харунжен привел в пример Исландию, где также имело место грандиозное финансовое мошенничество, и следствие продолжалось не один год. На самом деле ситуации в Исландии была другой.

Банковские злоупотребления и крах трех финансовых организаций имели место в 2008 году. И уже через полтора года были арестованы ведущие банкиры страны, а остальные столкнулись с судебными исками на два миллиарда долларов. В январе 2011 года задержали еще нескольких банкиров, прошли обыски в Центральном банке Исландии, банке «МР» и банке «Straumur». И так продолжалось еще несколько лет. Последняя новость об аресте банкиров появилась в 2015 году. Верховный суд вынес приговор еще шести банкирам. Всего за решеткой оказалось 26 менеджеров финансовых структур.

То есть если бы молдавская прокуратура следовала графику исландских коллег, то главные виновные уже сидели бы за решеткой.

На самом деле если прокуроры получают заказ властей, то могут быть очень оперативными. В противном случае расследование становится вялотекущим. Не об этом ли свидетельствует дело о событиях 9 апреля 2009 года? Кто организовал беспорядки и нанес государству материальный ущерб в особо крупных размерах? И где теперь Илан Шор? Отбывает наказание или участвует в политической жизни страны?

В Исландии дважды проводили референдум об отказе выплачивать долги обанкротившихся банков. А в Молдове что было с референдумом, объявленным Игорем Додоном? Как результат граждане  «осуждены» правительством и теперь выплачивают украденные мошенниками миллиарды и проценты. А Павел Филип, поддержавший антинародные  решения, рассказывает чиновникам в Брюсселе байки, что миллиард лей якобы вернули, а «привлечение к ответственности всех виновных и участников банковской кражи и немедленное взыскание средств и активов – приоритет для властей».

Власть обменивает базовые интересы населения на деньги

Конечно, все эти уверения молдавских властей в том, что они ищут виновных и работают над возвратом украденного, - не более чем фантасмагория. И ситуация с докладом Kroll  и вокруг Илана Шора хорошо вписываются в обозначенный жанр. Но пока, видимо, руководство ЕС «проглатывает» пищу, которой его потчует официальный Кишинев.

Как мы уже говорили, делается это, потому что на носу выборы в парламент. И молдавская власть обещала минимизировать влияние России на электоральный процесс. И действует здесь она согласовано  с США и ЕС: ограничивает вещание московских телеканалов, высылает российских дипломатов, сотрудничает с НАТО в области безопасности. Все это идет в зачет. Но позорно, потому что противоречит базовым интересам примерно половины населения страны, желающего хороших отношений с Москвой  и общего информационного пространства с Россией.

Получается, что молдавская власть обменивает все это на благосклонность Брюсселя и пресловутые 100 миллионов евро помощи.

Общий позор страны                               

Завершив визит в Брюссель, Павел Филип заявил: «Я пришел к выводу, что для восстановления доверия необходимы конкретные реформы». Конечно, эта банальность предполагает, что те, к кому она обращена, полные олухи. И действительно, самое в позорное в визите премьера то, что эта власть возникла в результате выборов в парламент в  2014 году. И когда позже народ осознал свою ошибку и вышел на митинги, то не довел свое дело до конца.

Игорь Додон рекомендовал Павлу Филипу уйти в отставку за то, что тот предложил властям ЕС поучаствовать в формировании нового проевропейского альянса. Нет сомнений, что в ответ премьер только посмеется. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. И, похоже, это будет избиратель. Сформировавшийся в Молдове режим напоминает политический фурункул. Или даже карбункул. И, вероятно, это именно тот случай, когда в интересах полного излечения больного показана «операция».

Сергей ТКАЧ

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Пусть премьер Молдавии ,а вместе с ним главари Евросоюза и США проживут на зарплату в эквиваленте 200 долларов США в месяц и пенсию 60 долларов в месяц а потом тащат в свою сферу влияния.. С 1813 Молдавия стала Бессарабской губернией России. и сегодня для процветания народа ,а не продажного правительства и депутатов ,народ Молдавии должен восстановить историческую справедливость войти в состав России Бессарабской губернией, И тогда не будет проблем с Приднестровьем и Гагаузской автономией.

  • x

    Вот и мне не понятно, при чем тут РФ и ПМР? Филип хочет лизать зад гейропе, пусть лижет, но не за счет русофобии и создания экономических проблем ПМР.
    .
    Или гейропе главное все же не Молдавия и ее народ, а зубоскальства местных идиотов с РФ и ПМР?