Политика

Президент Игорь Додон – молдавский король Лир?

03.02.2017, 06:00
{Президент Игорь Додон – молдавский король Лир?} Молдавские Ведомости

Мудрый король Лир, заботившийся о благе королевства, стал жертвой предательства, интриг, подковерных игр. Он хотел повернуть колесо истории вспять – не дали зависть, корысть, месть, враждебность. И за это он поплатился. Меня гложет  вопрос: какая судьба ожидает нового президента Игоря Додона? Умные головы утверждали: уважаешь главу государства – скажи правду, пусть неприятную. Но пока можно сказать правду лишь о первых шагах, о намерениях. Хотя Игорь Додон и зрелый политик - взгляд человека, побывавшего в коридорах власти, думаю, ему не помешает.

 

Как в прошедшем грядущее зреет

Не могу пройти мимо одной приметы молдавской политической культуры, а точнее – бескультурья. Речь об инаугурации президента. Оказывается, наши «европеисты» во власти быстро «африканизировались». Бойкот инаугурации экс-президентами, депутатами… Где они видели такое в демократиях Европы, США? Куда мы катимся? Все это говорит о том, что в молдавском политикуме еще не выработались антитела к низкой политической культуре и провинционализму.

Оппозиция в лице проигравших выборы нашла «причину». Мол, выборы были сфальсифицированы, а президент «нелегитимен». Но эта старая пластинка заезжена еще со времени бунта 7 апреля 2009 года. Цель одна – оправдать свои проигрыши вместо анализа просчетов.

Почему проиграла Майя Санду? Платформа «ДА» и «PAS» зациклились на Плахотнюке, забыв об интересах избирателей. С такими программами, как у наших претендентов на президентство, можно было баллотироваться в любой стране, даже в Африке. А вот в программе Додона был сильнейший «молдавский акцент», в котором как в зеркале отражается судьба государства: его независимость и нейтралитет.

Пожалуй, такое случилось впервые в истории президентских выборов. У либералов и правоцентристов такие моменты даже иносказательно не наблюдались. Думаю, что это и есть главная причина поражения правых, и нечего пенять на зеркало – нужно принять свое поражение и сделать выводы.

 

Президентство как маяк

Именно президент посылает четкие сигналы о правилах внутренней и внешней игры. И неслучайно после его первых шагов и действий почти весь политический класс поднял бузу с помощью ангажированных СМИ, а самый «рейтинговый» либерал Гимпу даже предложил инициировать в парламенте импичмент президенту.

Что показали первые дни президентства Игоря Додона? Он хочет стать креативным президентом: «Что не сделали мои предшественники, сделаю я». С первых же дней он заявил о другом стиле. После посещения Приднестровья и официального визита в Россию нет недостатка в критике и желчи русофобства со стороны «патриотов», многие из которых приложили руку к приднестровскому конфликту и расколу страны. Для них левый берег по сей день - кость в горле, которая мешает распаду государства.

Конечно, я ожидал большего от этих двух визитов президента, но одно на виду: Россия и Приднестровье заговорили на другом политическом языке, и это - первый успех Додона. Он подал заявку на президента перемен. В свое время Горбачев не раз говорил своим оппонентам: «Вам не удастся сделать из меня английскую королеву». То есть  главу государства, который из-за кулис наблюдает, как управляют страной. Похоже, что Додон избрал другой путь. Но лишь бы не повторил драму Горбачева.

Что случилось, откуда такая болезненная реакция на первый визит Додона в Приднестровье и Россию? Прямота, открытость, четкость в стратегии и тактике, желание осуществить радикальные перемены в стране застали врасплох часть наших «евроинтеграторов» и разрушителей молдавской государственности. И Додон дал четкий сигнал о том, что намерен сорвать маску двойной, лицемерной политики и проложить дорогу больших перемен. Но как? С кем? С парламентом? С Гимпу и перебежчиками из ПКРМ и ЛДПМ? Тут есть вопросы.

 

Страна проблем, отложенных «на потом»

Прежде чем поразмышлять о повестке президентства Игоря Додона, напомню какое он получил «наследство» от Тимофти. Государственность в опасности, мы - страна

проблем, отложенных «на потом». Более того, он унаследовал скрытые движения в молдавской политике и олигархическую расстановку сил, интриги режима. В обществе сформировалась крайне поляризованная система отношений. Страну «пучит» от последствий кражи  миллиарда и коррупции, кумэтризма и непотизма, ею руководит узкий круг «избранных» и назначенных людей.

Додон знает о таком наследстве, но он уже совершил первую ошибку. Спеши медленно, советовали умные головы, но он торопится.

Я далек от мысли драматизировать президентство Игоря Додона. Меня волнует другое: как при нем изменится судьба моей страны? Да, он стал президентом в чрезвычайной ситуации, и от четкой, а главное, реальной и мудрой повестки дня зависит его будущее.

Сегодня как никогда обнажены язвы страны, обострились клановые битвы за оставшиеся жирные куски приватизации народной собственности, продолжается обнищание. В стране  «американской мечты» президентом может стать каждый, надо только суметь «сделать себя» и схватить удачу за хвост. Я бы хотел, чтобы Игорь Додон «сделал себя» не в каких-то популистских делах (хотя без этого политика не бывает) или в мелочах «на публику», а в более масштабных проектах, о которых страна мечтает уже 25 лет.

 

Нужна смена курса

Речь идет о «Проекте Республика Молдова» как независимом, нейтральном и социальном государстве. Утопия? Вовсе нет. Почему грузины уже пятый год аналогичный проект строят под императивом «грузинской мечты», а мы нет? Главное, что грузины начали строить не на словах, а на деле социальный капитализм, и не дикий, который мы строим в Молдове.

Нет недостатка в хороших альтернативных моделях развития в странах того же Евросоюза. Те же левые европейские авторитеты - лейборист Тони Блэр, социал-демократы Шредер, Улоф Пальме, даже либерал, бывший президент Франции Николя Саркози, а также американский нобелевский лауреат Дж.Стиглиц - предлагают радикально преобразить рыночный либеральный капитализм, и многие страны пошли на конвергенцию лучших положительных сторон капитализма и социализма, создав «гибридную» экономическую модель («Третий путь»), которая справляется с социальными проблемами.

Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия уже идут по «третьему пути», применяя элементы «гибридной» экономики. Как избиратель хочу спросить нового президента, экономиста: почему в Молдове рыночный фундаментализм с монетаристской идеологией либерального МВФ стал для нас «священной коровой»? Своего ума не хватает? А европейский опыт для нас недосягаем? Все президенты, премьеры и вся реформаторская рать пытались доказать, что они подобрали ключи к потайным дверкам успешных реформ. Увы, им это не удавалось. Зато удались коррупция, воровство и обнищание населения.

Если Молдова пойдет проторенным путем рыночного фундаментализма, ей не избежать нового бунта, подобного 7 апреля 2009 года. Люди отторгают олигархическое устройство страны, рассчитывая на то, что появится человек, способный осуществить демонтаж. Вот и думаешь: неужели и Игорь Додон двинется по «чужой колее», из которой трудно выбраться? В своей программе он правильно диагностировал экономические проблемы, но есть сомнения, что он повернет экономику в сторону новой модели и отказа от либеральной парадигмы.

Сейчас, насколько я могу судить, Молдова уже довольно близка к отказу от либеральной модели экономического и социального развития. Эта задача, конечно, посложнее. Она потребует уже не каких-то особых усилий, но и открытого противостояния олигархата и консервативных либеральных экономистов. Их устраивает нынешний «стабилизец». Это подтвердили и «большие достижения» правительства Филипа.

По большому счету никакой стабилизации нет и не предвидится. В обществе набирается пар в котле непредсказуемых социальных взрывов. Более того, этот «стабилизец», усугубится в начатой войнушке с главой государства.

Благодаря системе сдержек и противовесов, закрепленных в Конституции, реализация программы президента во многом зависит от поддержки парламента и правительства. Многие полагали, что на первых порах эта поддержка будет хотя бы для внешнего фона, но казус «посла Грибинчи» показал: правительство решило доказать, «кто мы такие». Вот вам и «олигархический стабилизец».

 

Первый сигнал к началу войнушки между главой государства и исполнительной властью

Мы еще раз убедились, сколь цинична эта наша «европейская власть». Именно эта проза тягостна, порой противна в нашей молдавской политике.

Ключевое отличие политического стиля Игоря Додона от предшественников в том, что он может использовать как правовые механизмы управления, так и общественные настроения. Касаемо смены курса, то бишь модели развития, на его стороне, как показывают опросы, 80 процентов избирателей. Понятно, чтобы дать дорогу альтернативному «третьему пути», новому президенту придется самому сесть в бульдозер и сносить старые постройки нашей олигархической политической системы.

Но есть темы, которые сегодня - абсолютное табу. Это деолигархизация власти, деоффшоризация экономики, демонополизация СМИ и ужесточение налогообложения для богатых. У Додона есть возможность вскрыть эти темы, которые давно назрели в обществе, но старательно замалчивались.

Если он нарушит status guo этих острых проблем, то это позволит ему приблизить к себе и правую оппозицию в лице Нэстасе и Санду, да и весь истеблишмент, кроме олигархического. Это действительно встряхнет всю политическую элиту.

И, наконец, самая тяжелая проблема для нового президента - это способность учитывать и согласовать интересы разных групп населения.

Известно, что по последним соцопросам одна половина населения разделяет идею европейской интеграции, вторая -  – ЕвразЭС. Вот здесь Додон и совершил тактический просчет, заявив в Москве, что хочет увидеть Молдову в азиатском сообществе, которое сегодня еще не стоит на твердом фундаменте и непредсказуемо. Нам необходимо, наконец, научиться цивилизованно учитывать настроения в обществе. Например, в Швейцарии общество и власть едины в желании сохранить нейтралитет государства. А в Швеции часть политиков, а не общество, подталкивают страну в НАТО. Но такого наглого давления групп по интересам власть не допускает. У нас же если Гимпу и Шалару решили, что Молдова должна быть в НАТО, то режим выдает это «за волю народа».

«Financial Times» предвещает Додону приговор: если он попытается аннулировать договор об ассоциации ЕС и РМ, то его ожидает судьба Януковича. Сигнал о повторении сценария 7 апреля 2009 года… незаметно прозвучал. Еще раз повторяю: Додон не должен спешить, его неприятие евроинтеграции станет самой большой тактической ошибкой. Дело в том, что ЕС или ЕвразЭС – долгая проблема «незавершенки». Молдове не скоро светит ЕС, но и ЕвразЭС без Украины для нас утопия. Но не это самое главное. Не сегодня так завтра сама Россия будет интегрирована в Европу и будет со временем с ЕС формировать общее европейское пространство. Так что для Молдовы такая геополитическая тематика будет длиться долго.

Учитывая европейское расположение Молдовы, можно сформулировать свою геополитику переходного периода, избрав такой императив: «Европа - наш дом. Россия – наш друг». Сегодня у России один геополитический интерес:  чтобы Молдова осталась независимым и нейтральным государством, и Додон обязан выполнить эти обещания, данные избирателям.

 

Институту президентства предлагается другой имидж

Именно диалог общества и государства гарантирует общность целей и стабильность. У президента, судя по рейтингу, больше симпатизантов, чем недругов. Но такое доверие можно легко потерять. Совестливому человеку нести бремя власти неимоверно тяжело, ошибки недопустимы. Говорят, он сильный шахматист…Тем паче и в политике он должен обдумывать «ход конем» с учетом последствий нашествия других фигур противника. Особенно пешек, которые способны навредить.

Но в любом случае он предложил институту президентства другой имидж, другой стиль работы. Что бы ни случилось, его будут вспоминать как человека, который по сравнению со своими предшественниками осмелился спасти государство и молдавскую нацию от упадка и умирания. Это рискованный путь, но цель стоит жертв.

Итак, полномочия президента Игоря Додона действительно не позволяют ему определять всю повестку дня для страны. Более того, ему будет непросто договариваться с клубом олигархов. Но у него есть одно преимущество. Он имеет право на альтернативные проекты для Молдовы и может с помощью референдума получить поддержку народа.

 

Режим боится перемен

Из финала фильма Козинцева «Король Лир» был вырезан  символический кадр со следующим текстом: «Ветер сбивает Лира с ног. Но он поднимается, идет вперед, крохотный на фоне бушующего неба…».

Ох, как цензура боялась перемен… А сегодня режим разве не боится?

Время – режиссер событий.

Политика – режиссер времени…

Евгений СОБОР, политолог, член союза кинематографистов Молдовы

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Президент Белоруссии Лукашенко вчера объявил о выходе его страны из Евразийского союза. В Москве решили ему в этом не препятствовать!