Закон

Примар села продал печать за 26 тысяч лей

16.01.2015, 06:00
{Примар села продал печать за 26 тысяч лей} Молдавские Ведомости

Новые органические законы о статусе местных народных избранников и о местной публичной власти – регламентирует проведение выборов примаров, их обязанности и право избирателей лишить их мандатов до истечения сроков в случаях, когда они не выполняют обещания или нарушают законы.

Примар может досрочно лишиться мандата в следующих случаях: некомпетентности при исполнении служебных обязанностей; судебного решения о нарушении законодательства; проведения местного референдума о выражении вотума недоверия, заявления об отставке или смерти. Однако расследование, проведенное в районе Резина, показало: отстранение примаров от должности после судебных решений, местных референдумов или в результате некомпетентности при исполнении служебных обязанностей практически невозможно. 

 

Формальный запрет

В ЦИК не смогли привести ни одного факта отстранения от должности примаров по вышеназванным причинам. Приняв законы, парламент не утвердил реальные механизмы их использования, что дискредитировало саму идею.

В результате примары городов и коммун кто во что горазд используют служебное положение в корыстных целях. Вот два эпизода из практики района Резина. 

Примар села Игнацей Ион Балан исполняет третий мандат. Руководство территориального офиса госканцелярии Орхея обвинило его в нарушении закона, в частности, в конфликте интересов при проведении тендеров на публичные закупки. Будучи примаром, он параллельно был также учредителем трех фирм: ИП «Ion Balan», «Ignat-Prim» SRL  и «Ion Balan» GŢ.

В отчете национальной комиссии по антикоррупции от 30 мая 2013 года говорится о том, что в период с января 2012 по январь 2013 годов примэрия Игнацей в лице примара Иона Балана провела пять тендеров на закупку продовольствия для детсада на общую сумму 215 699 лей, которые выиграла ИП «Ion Balan», где директором - супруга примара Наталья Балан.

По закону суд имеет право принять окончательное решение о невозможности дальнейшего нахождения примара в должности без проведения референдума. Однако не все так просто.

4 июля 2013 года территориальный офис госканцелярии Орхея, согласно отчету комиссии по антикоррупции, обратился в суд района Резина с просьбой отозвать мандат Балана. 30 декабря того же года суд принял решение удовлетворить иск, оставив за ответчиком право обжаловать его в столичной апелляционой палате. Вышестоящая судебная инстанция 11 сентября 2014 года, спустя девять месяцев, оставила решение резинского суда в силе, дав два месяца для обжалования своего решения в Высшей судебной палате. 

Как рассказал один из советников села Игнацей, судебный процесс был сознательно затянут почти на полтора года, фактически до  новых местных выборов. Наказание в виде лишения мандата  потеряло смысл. Весь этот фарс дискредитирует демократию,  считает советник. 

Если в 2013 году комиссия по антикоррупции выявила лишь девять случаев нарушений законодательства, касающихся сферы конфликта интересов, то только в первом квартале было выявлено 23 подобных факта. Из 32 уличенных в нарушении закона лишь примар села Игнацей оштрафован на 4000 лей за то, что скрыл факт конфликтов интересов. Остальные дела до сих пор волокитят различные инстанции.

 

Партийный иммунитет превыше закона

Другой случай касается Леонида Балана, менеджера аграрной фирмы в селе Пэпэуць того же района. 27 февраля  2007 года решением суда Резины он был оштрафован на 8000 лей за злоупотребление служебным положением и лишен права занимать должности в публичной администрации на протяжении пяти лет.

Однако это не помешало Балану спустя несколько месяцев подать заявление на участие в выборах примара села. На тот момент Избирательный кодекс это позволял до принятия окончательного решения суда. Балан стал примаром. Одновременно он подал апелляцию  в столичную АП, которая в мае 2008 года признала ее необоснованной. По закону Леонида Балана должны были лишить мандата до окончания судебных разбирательств. Однако он еще год и четыре месяца был примаром, пока ВСП не признала необоснованной его апелляцию. Даже после этого он продолжал исполнять функции примара, подписывая все документы, в том числе и финансовые.

Более того, Балан отказался выполнить решение суда даже после того как, по решению ЦИК, в декабре 2009 года были проведены досрочные выборы и избран новый примар. Балан согласился передать ему печать только после того, как местный совет согласился выплатить старому примару 26 тысяч лей компенсации за все годы его нахождения в должности. 

В феврале 2010 года апелляционная палата Бэльц приговорила Балана к 1,6 годам заключения под стражу в колонии закрытого типа за отказ подчиниться судебным решениям. Но из северной столицы Леонид спокойно возвращается домой и активно включается в  парламентские выборы, возглавив районный штаб Демпартии. На предвыборную кампанию он затратил солидную сумму собственных средств, за что заслужил особую поддержку руководства ДПМ. В знак благодарности в апреле 2011 года лидер демократов Мариан Лупу, который был тогда одновременно спикером парламента и исполняющим обязанности главы государства, в первом же своем указе амнистировал однопартийца, позволив Леониду Балану вновь включиться в избирательную кампанию на соискание должности примара села. Поддержка Демпартии не помогла – сельчане предпочли другого.

 

Проблемы начинаются с несовершенных законов

В стране много законов, в том числе органических, которые не действуют по причине  своего несовершенства. Это подтверждают многие политики и эксперты.

Председатель ЦИК Юрие Чокан отметил, что его ведомство выступило с различными предложениями  об изменении законодательства о статусе местных избранников и местной публичной власти. В частности, предлагалось усовершенствовать механизм координации и административного контроля со стороны офисов госканцелярии на местах, а также при организации и проведении местных референдумов. «К сожалению, парламент не принял во внимание все наши замечания и предложения», - подчеркнул Чокан.

В некоторых случаях законы нефункциональны из-за своей противоречивости. Согласно мнению специалистов комиссии по антикоррупции, наказание в случаях выявления фактов конфликта интересов должно последовать в течение трех месяцев с момента выявления, а не затягиваться на годы.

Материал подготовил Тудор ЯЩЕНКО при поддержке Центра журналистских расследований.

Перевод: Николай ПАВЛОВ

Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии