Город

Пришел-заплатил-ушел

18.03.2014, 06:00
{Пришел-заплатил-ушел} Молдавские Ведомости

Если бы в столице был цивилизованный земельный рынок – покупатели приобретали бы участки с аукциона, а МСК не тратил бы время на рассмотрение земельных проектов. Каждый кишиневец имеет право получить землю – но получают ее самые прыткие. Они берут участок в аренду с правом строительства, в то время как его следует  приватизировать, считают эксперты. Они также рассказали, как бороться за придомовую территорию.

 

Заседания муниципального совета столицы постоянно затягиваются из-за обсуждения вопросов аренды и продажи земель. Председатель общественной организации «Любимый город» Виталий Возной в среду, 13 марта пригласил всех любопытных на встречу с экспертом по земельным вопросам, экс-директором бюро технической инвентаризации Григорием Мырой. Обсуждались самые насущные для горожан вопросы.

 

«С Григорием Мырой мы встречаемся уже в третий раз, потому что этот вопрос – базовый: если он не будет снят с повестки дня - мы никогда не решим другие, более важные, вопросы», - говорит Возной. Правозащитник считает, что советники действуют по следующему принципу: те, кто разбирается в земельных вопросах, выбирает их для  рассмотрения, а остальные просто слушают и соглашаются.

 

Из-за того, что повестки дня с большим количеством проектов публикуются за пару дней до заседания МСК, активисты не успевают отслеживать процесс, сказал Возной. «Нужно успеть в течение двух дней с момента публикации повестки просмотреть ее, - сказал он. - Конечно, это желательно делать с людьми, которые хотя бы немного разбираются. Поэтому лучше, чтобы, сначала люди успевали скачивать документы и анализировать их, а потом уже начинали решать проблему».

 

Возной попросил журналистов по возможности готовить материалы о запланированных МСК темах до начала заседаний: «Такая система работает, это проверено – если у советников на столах в начале заседания лежат газеты с материалами на тему, которая будет обсуждаться, это действует. Но мы ждем от журналистов компетентности!».

 

Григорий Мыра рассказал, что у любого кишиневца есть право приватизировать шесть соток. Но обычно в проектах решений фигурируют не шесть, а 10-12. «Есть исключения, - отметил эксперт. -  Например, существуют исторические секторы. А есть люди, которые просто огородили себе территорию. Обычно это действующие или бывшие чиновники, которые потом подают заявление по нормативной цене, но там уже не шесть соток, а десять, двенадцать».

 

И проблема как раз в том, что такие участки - в самых привлекательных местах столицы!

 

Вторая проблема - приватизация земельных участков, прилегающих к коммерческим объектам. «Первое – это участки для обслуживания самого строения, - говорит Мыра. - Это могут быть одно-два здания, которые необходимо модернизировать для главного строения. Но обычно этого мало, потому что около 90 процентов построенных объектов – советское  наследие. То есть это исторические границы. В этом случае необходимо, чтобы экономические агенты делали оценку, подтверждающую, что данный участок в виде 30, 40 гектаров необходим для производственного процесса. Сейчас это не всегда делают».

 

Григорий Мыра остановился на проблеме полного отсутствия земельного рынка, который должна регулировать местная власть, формируя участки и выставляя их с аукциона. Тогда и бюджет будет пополняться. Но, к сожалению, этого не делают.

 

Виталий Возной считает, что все проекты, в которых рассматриваются вопросы сдачи в аренду земельных участков, должны публиковаться на сайте мэрии за 30 дней до заседания профильных комиссий. Но главное - «чтобы был регламент выделения земли, чтобы было ясно, что, например, участок, в три сотки, прилегающий к какому-либо строению, приватизируется по определенной цене. Пришел- заплатил-ушел. А на комиссии должны выноситься более сложные проблемы».

 

Таким образом, земля не будет сдаваться в аренду с правом строительства, а будет приватизироваться. В качестве примера эксперт привел случай на бульваре Ренаштерий: пятилетний срок аренды истекал летом 2014 года, но вместо того, чтобы эту землю приватизировать,  продлили аренду по два процента от нормативной цены. Естественно, это дешевле для арендатора, это даже законно, но в бюджет деньги практически не идут.

 

Григорий Мыра считает, что пресечь  незаконное строительство можно при наличии активной гражданской позиции жителей, которых обязаны защищать работники прокуратуры и госканцелярии.  Если где-то началось незаконное строительство – правоохранительные органы, а не жильцы должны  останавливать его: «Но они этого не делают… Параллельно инициативная группа должна писать жалобу в инспекцию и потом просить в суде в тот же день вынести определение о приостановлении авторизации, тогда такая система будет действовать. При этом неважно, сколь многочисленна будет инициативная группа».

 

Виталий Возной рассказал, что на страте незаконного строительства во дворах жилых домов и на прилегающей территории нарушается ст. 51 ГК - жители являются собственниками крыш, подвалов, прилегающей территории  и т.д.. Прилегающая территория – не абстрактное понятие, документы очерчивают ее в каждом конкретном случае.

 

Виталий Возной считает, что действовать нужно параллельно двумя путями: юридическим и физическим. «Имея аргументы о нарушении  застройщиком тех или иных пунктов, можно объяснить это полицейскому и начать снимать забор, - рассказал он. - Да, ты попадаешь под протокол, но гораздо дешевле заплатить штраф, нежели дождаться приезда подъемного крана».

 

Итак, бороться за придомовую территорию надо. У каждого жителя Кишинева есть на это право, но стоит ли подставлять себя под удар - решать каждому лично.

Денис РОМАНЕСКУ

Комментарии (1) Добавить комментарии