Экономика

Прогнозы нацбанка касательно инфляции: вот-вот замаячат райские кущи

20.11.2015, 06:00
{Прогнозы нацбанка касательно инфляции: вот-вот замаячат райские кущи} Молдавские Ведомости

В годовом отчёте национального банка за 2014 год, опубликованном 14 июля, утверждалось, что якобы были предприняты меры и продолжают инициироваться необходимые условия для удержания инфляции в пределах ± 1.5 процентных пункта от цели в 5 процентов. Впоследствии НБМ неуклонно подтверждал, что этот репер финансовой устойчивости будет сохраняться до конца 2017 года. Как-никак, а основной его задачей, прописанной в статье 4 (1) закона о нацбанке, являются обеспечение и поддержание стабильности цен. А уже затем идет абзац (2) этого же пункта: «Без ущерба для своей основной задачи национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства».

Тем не менее, непокорная инфляция стала галопирующей и в сентябре в сравнении с сентябрем 2014-го достигла 12,6 процента, а в октябре нынешнего года к октябрю предыдущего – уже 13,2 процента.

А ведь ещё в начале этого года банк в своих прогнозах заверял, что в III квартале уровень инфляция якобы составит 6,2 процента при интервале неопределённости в 7,5-5 процента. То есть получается, что тогда его специалисты были убеждены, что порог в 7,5 процента – тот сценарий, который теоретически возможен лишь при худшем раскладе как внутри страны, так и на внешних рынках.

Сегодня банк вынужден признать, что в IV квартале текущего года и I квартале будущего инфляция составит 13,4 процента, однако к концу 2016 года якобы снизится до 10,2 процента. А в III квартале 2017 вообще опустится до 6,5 процента с интервалом неопределённости в 8,3-4,6 процента. Их бы устами да мёд пить!

Разумеется, нынешний высокий уровень потребительских цен и тарифов и продолжающийся их рост имеет не только монетарные корни, управление которыми возложено на нацбанк. Происходящее в ценообразовании - следствие целого ряда и других причин, носящих системный характер, которые должны были бы правительством и другими структурами в упряжке с НБМ как мониторизироваться, так и незамедлительно адекватно таргетироваться. По-иному просто немыслимо минимизировать их негативное воздействие.

Но по пресловутому алгоритму ключевые должности с 2009 года делятся «по-братски» - и тянут назначенцы исключительно каждый под свою партию и себя любимого. Как лебедь, рак да щука.

И всё же близорукость НБМ в оценке ситуации и обосновании сверхоптимистичных прогнозов очевидна. Рост цен, прежде всего, является следствием не избытка денежной массы, как утверждает Дорин Дрэгуцану, а повышенного спроса на валюту, который и приводит к обесцениванию лея. Денежные поступления из-за рубежа от наших соотечественников последние два года стремительно сокращаются: только за 9 месяцев текущего года через валютные кассы в долларовом эквиваленте их влилось на 400 миллионов меньше. А это - четверть от прошлогоднего уровня. На 16,6 процента сократился экспорт. За последние 5 лет более чем втрое сократились иностранные инвестиции во внутреннюю экономику. Заморожена внешняя помощь. Плюс к этому – миллиард, похищенный не без преступного содействия аппарата нацбанка.

А коль падает национальная валюта, то соответственно однозначно растут и цены импорта в леях. При этом лишь один внешний фактор сдерживает их прямо пропорциональное увеличение. За последний год мировые котировки на нефть и продукты её переработки сократились вдвое. Соответственно уменьшилась цена на природный газ.

В какой-то мере декларируемые на таможне цены снизились и по некоторым другим видам импортируемых товаров. Правда, для потребителей всё это удешевление оказалось иллюзорным явлением, так как практически вся дельта от менее затратного импорта была изъята коррупционными пирамидами посредством картельных сговоров и других манипуляций.

Так неужели всего здесь перечисленного не разглядели специалисты нацбанка в январе и продолжают не осознавать до сих пор?

Разве в Молдове приступили к формированию реальных предпосылок для роста экспорта? Или на деле началась борьба с коррупцией и есть основания надеяться, что в ближайшее время стабилизируется политическая катавасия, после чего в страну могли бы пойти ощутимые инвестиции? А может, гастарбайтеры вернут в Молдову свои семьи, которым снова будут пересылать заработанное? Или более лояльной станет миграционная политика в России, из которой наши граждане пересылали до двух третей всех денежных средств, поступающих в страну? И начнёт укрепляться рубль, в результате чего заработки вкалывающих там молдаван станут весомее? Только в результате всех этих метаморфоз мог бы прекратиться обвал лея и даже начаться его укрепление.

А может, вводимые тарифы на электроэнергию и газ - окончательные и в дальнейшем поставщики прекратят настаивать на включении финансовых отклонений, накопленных с 2012 года из-за девальвации лея? И на тепло, воду, петрушку и укроп цены также не вырастут?

Разумеется, в нацбанке в основном трудятся грамотные специалисты, которые не хуже автора этих строк понимают, в какое болото втянули Молдову. Но у них есть руководство, которое  ангажировано и продавливает политический заказ.

Вот только от подобной дезинформации жителям Молдовы не станет легче, ибо каждый, придя в магазин, на рынок или получив платежку за коммунальные услуги, по нарастающим темпам опустошения своего кошелька с горечью осознаёт, что его банально дурят россказнями о райских кущах, до которых якобы рукой подать.     

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики, Национальный институт экономических исследований АНМ

Комментарии (0) Добавить комментарии