История

Пушкинский день рожденья перерос в фестиваль

10.06.2014, 06:00
{Пушкинский день рожденья перерос в фестиваль} Молдавские Ведомости

Праздник в Долне побил все рекорды массовости

 

В улыбчивое, дождём омытое воскресное утро 7 июня по направлению к Долне из Кишинёва двинулась кавалькада из 16 автобусов в сопровождении эскорта бусиков, легковушек и полицейских машин. Горожане вырвались из каменных джунглей, чтобы на день забыть обо всем, кроме Пушкина, гостя в знаменитой усадьбе Ралли в 50 километрах от столицы. «Солнце русской поэзии» в 22-летнем возрасте прожило там два летних месяца - июль и август, очаровалось цыганкой Замфирой и набросало первые строки последней своей южной поэмы «Цыганы».

 

Солнечному гению - 215 лет

 

Как ему когда-то, наверное, так и нынешним посетителям музея на любование были предложены зелёные холмы окрест, плетень вокруг «дачи», затейливые ворота, парк с усыпанными земляникой полянками, цветник, беседка, широкие скамьи в густой тени, где так сладко спать в полуденный зной, свернувшись калачиком. Сосны и ореховые деревья шумят своими фитонцидными, йодом пахнущими кронами. Здесь есть старое кизиловое дерево, бывшее во времена Пушкина кустом. Может, он рвал с этих веток и ел спелую вкусную кислятину?

 

В небольшом уютном здании дома-музея недавним ремонтом истреблён запах затхлости и плесени. Дух старины - как бы тоже, но для здоровья туристов и работников свежий воздух предпочтительнее, так что спасибо за реконструкцию компании «Молдова-газ». Здесь нет вещей первоначальных хозяев поместья, но с любовью подобраны предметы мебели и пользования той эпохи. К раритетам можно отнести книги и письма семейства Ралли. Стены увешаны картинами молдавских и советских художников, посвящёнными поэту и усадьбе, есть скромная гипсовая (под бронзу) статуэтка «Пушкин слушает дойну» и помпезный бюст поэта в технике майолика. И по сию пору пленяет взоры дивный рукотворный деревянный орнамент усадьбы - перила, колонны, наличники.

 

Прибывших в этот день 800 с лишним гостей ожидала хорошая программа. Из нее, правда, изъяли два традиционных пункта: литургию по Пушкину в местной церкви и посещение поляны Замфиры в 40 минутах ходьбы от усадьбы. Это связано с беспрецедентной массовостью праздника (раньше приезжало вдвое меньше). Зато на сей раз у памятника Александру Сергеевичу (как утверждается, лучшему монументу юного Пушкина) выступил целый десант литераторов, приехавших из Москвы, Франции, Болгарии. Белоруссии и Приднестровья. Они не только великолепно читали стихи, но и говорили проникновенные, «центробежные» речи, призывающие к культурно-духовному единению народов России и Молдовы. И Пушкин в этом благом процессе играет немалую роль. Все сказанные хорошие слова в любом случае укрепятся в подсознании и обязательно будут работать на уменьшение тотальной агрессии.

 

Неосквернённое место

 

Экскурсоводы в этот день терпеливо водили посетителей по музею. Итак, бессарабское лето 1821 года. В Кишиневе опальный Пушкин подружился со своим ровесником Иваном Ралли, который зазвал приятеля в имение своего отца. Тихий райский уголок? Как бы не так! Рядом, в кодрах, куда забрёл гуляющий юноша с бакенбардами, располагался цыганский табор. А в нем пылкого стихотворца подстерегали два огромных чёрных горящих глаза... Чувство к Замфире обернулись блистательной поэмой «Цыгане», в которой молодой мудрец заклеймил собственнический эгоизм человечества, превращающий ближних  в рабов.

 

В 1900-м Ралли продали этот дом. Потом перекупщики сбывали его с рук в руки. Затем он перешёл местному колхозу, в войну стал конюшней, позже зернохранилищем, сельсоветом, музыкальной школой. Как видим, осквернения этого дорогого для русской памяти места не произошло (те же лошади - это благородные животные, в пороках и грехах не замечены). В начале 60-х прошлого века местные учителя Афанасий и Александра Плукчи устроили тут музей Пушкина. И вообще до 1990 года село называлось Пушкино.

 

…Вся масса посетителей, разбившись на группки и компании и устроив  «лежбища» под деревьями, накрыла большую скатерть-самобранку. Ребятишки с визгом носились по ногам, катались по траве, собирали землянику. Слышалась иностранная речь -  «пикниковали» студенты-арабы и чернокожие их коллеги. Тут и там звучали песни и романсы. Это организованно, в микрофоны пели кишиневские школьники, а «стихийно», сидя на травке в тенёчке и откушав салатов с пирожками, - старшее поколение. Люди третьего возраста вообще зажигали по полной, откликаясь на танцевальную музыку плясками и «медляками». Родной и жизнерадостный Пушкин всех расковал.

 

«Пророка» читал гость из Франции, актер и режиссер Иван Головин - он считает, что «жечь глаголом сердца людей лучше, чем "калашами"». Московская поэтесса и переводчик Нина Орлова-Маркграф тут же поэтически связала воедино русский «дол» и молдавскую «дойну». А у  замглавреда московского журнала «Юность» Игоря Михайлова накопились к Пушкину вопросы вроде: «А зачем скопцу Шемаханская царица»?...

 

Надо сказать, что долнинский «вояж» состоялся в рамках Первого международного фестиваля русской литературы «Пушкинская горка» (5-7 июля). Его застрельщицей выступила неугомонная и кипучая поэтесса Олеся Рудягина, председатель ассоциация русских писателей РМ. К организации мероприятия подтянулись такие солидные структуры, как Российский центр науки и культуры в РМ, минкультуры, дом-музей Пушкина Поддержку оказало посольство РФ в РМ.

 

Волна - до следующего фестиваля!

 

Как рассказала нашей газете Олеся Рудягина, фестивальная программа была очень насыщенной - на все вкусы (презентации и выставки книг, дискуссии, мастер-классы, прекрасный музыкально-поэтический вечер). «Новый поэтический фестиваль, - подчеркнула она, -  это возможность поведать миру о многонациональной доброй Молдове, о том, чем живёт её русский мир, возможность отрешиться от уничтожающей суеты и обратить взор к  вечным вершинам поэзии и музыки! Русские литераторы Молдовы давно заслужили свой фестиваль, которого не было у них никогда. Несмотря на то, что мы находимся в очень жёстких условиях выживания, поэзия и проза моих дорогих коллег, занимающих престижные места в международных конкурсах по всему миру, находится  в русле великой русской литературы.


На Первом международном фестивале русской литературы Молдовы "Пушкинская горка" между гостями и "хозяевами" возникло такое удивительное понимание, что, показалось, мы друг друга знаем много лет! В итоге мы договорились о взаимных публикациях, переводах и дальнейших контактах. Наши гости увезли с собой впечатления о неведомом для них прежде крае, об удивительных пушкинских местах Молдовы, и, главное, о людях этой земли. "Пушкинская горка" - наш подарок родной стране! Я лично получила такую мощную волну света, радости и признательности, что, думаю, её хватит если не на всю оставшуюся жизнь, то, во всяком случае, до следующего фестиваля!».

 Наталья СТЕНИЧЕВА. Фото автора

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Спасибо, организаторам, Олесе, красавице, обычным людям, молдаванам, которые поили нас вином. Ну и конечно Пушкину:)