Пять лет со дня конституционного переворота: какой стала Молдова
Сегодня исполняется ровно пять лет с того дня, когда Конституционный суд вынес знаменитое постановление, которым де факто запретил лидеру ЛДПМ Владу Филату оставаться премьер-министром. Фактически тогда была заложена основа его политического уничтожения. И если в то время о происходящем все судили субъективно, то сегодня, спустя пять лет, все стало предельно ясно.
С уверенностью можно сказать, что 22 апреля в Молдове закончилось двоевластие, которое позволяло поддерживать хоть какой-то политический баланс, который служил минимальной основой для хоть какой-то демократии — хрупкой, слабой, но демократии. 22 апреля 2013 года политический мир Молдовы стал монополярным, а последствия этого события мы в полной мере ощутили в последующие годы. Даже если Влад Филат продолжил официально заниматься политикой до октября 2015 года, руководя одной из самых влиятельных партий, сегодня ясно, что он уже тогда не имел ничего общего с властью. Многочисленные депутаты и чиновники различного ранга представляли ЛДПМ только официально, а на самом деле (как мы убедились позже) они не имели ничего общего с ЛДПМ и ее лидером. Депутаты и чиновники, которые оставались верными ЛДПМ (и остались в ней и потом), оказались в меньшинстве в собственной партии и в правительстве, даже если тогда еще не понимали этого.
22 апреля 2013 года в Молдове начали происходить совсем нелицеприятные вещи, во всех сферах жизнедеятельности страны. Мнение, выраженное гражданами в ходе выборов, перестало иметь значение, поскольку ни одно из правительств, созданных с тех пор (за исключением правительства Стрельца) не выражало волеизъявления граждан. Самые популярные и пользующиеся поддержкой граждан партии были отстранены от власти. Часть оппозиции была отстранена даже от основополагающего демократического процесса – выборов.
Большая часть оппозиции была взята под контроль. Неконтролируемая оппозиция была устранена самыми грязными методами. Медленно, но верно Молдова превратилась в полицейское государство, в котором инакомыслящие просто истребляются. Правосудия нет, как нет и демократических институтов.
Выборы стали бесполезным делом - и никто не может быть уверен, что если и выиграет на выборах, сможет исполнять доверенный гражданами мандат. Никто не может быть уверен в том, что завтра его бизнес не будет ликвидирован или захвачен. Никто не может быть уверен в том, что завтра не будет лишен свободы под самым глупым предлогом. Инвесторы обходят Молдову, граждане навсегда выезжают из страны сотнями тысяч, села опустели, а на кладбищах не хватает мест для захоронения умерших в одиночестве стариков, спившихся от безысходности или других бед людей. Медленно, но верно Молдова умирает, и не исключено, что скоро она прекратит свое существование как независимое государство. А ведь в 2013 году Молдова была историей успеха «Восточного партнерства».
Эта статья не о Владе Филате, даже если его имя упомянуто выше, потому что, если бы не было Влада Филата, в 2013 году был бы устранен любой на его месте. Это статья о Молдове, о стране, в которой пять лет назад произошел «конституционный переворот», последствия которого не только явно ощущаются и сегодня, но и усугубляются со временем, приводя к все новым и новым осложнениям. Своего рода «конституционный» Чернобыль.
Думитру Спэтару
Трибуна
Новости по теме
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
- Вчера, 15:43
- Вчера, 14:00
- Вчера, 13:56
- Вчера, 13:51
- Вчера, 13:47
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
- Вчера, 15:43
- Вчера, 14:00
- Вчера, 13:56
- Вчера, 13:51
- Вчера, 13:47
МОЛДОВА СТАЛА ИЗНОШЕНА ,ПРИБИТА И ОБВОРОВАНА.ЖАЛЬ ЧТО СИДИТ ОДИН ФИЛАТ.
ГОСПОДА У КОГО ВСЁ В ПОРЯДКЕ С МОЗГАМИ НЕ ГОЛОСУЙТЕ ЗА НЫНЕШНЮЮ КОАЛИЦИЮ И ЗА ИХ СТАВЛЕННИКОВ.
"Большая часть оппозиции была взята под контроль. Неконтролируемая оппозиция была устранена самыми грязными методами".
Со статьёй сложно не согласится, но, все проблемы, описанные в ней, связаны с отсутствием у нас оппозиции. Поэтому, единственной возможностью что-либо изменить - это не участвовать в фарсе, называемом выборами.