Экономика

Рабочие места: обещания и реальность

17.04.2015, 06:00
{Рабочие места: обещания и реальность} Молдавские Ведомости

7 апреля на портале национального бюро статистики был размещён очередной пресс-релиз на тему: «Рабочая сила Республики Молдова: занятость и безработица в 2014 году». Анализируя данные, невольно задаёшься вопросом: а где же те вновь созданные рабочие места, о которых нам с таким напором и неизменным апломбом периодически докладывает власть?

 

Странная получается картина (табл.1): при незначительном уменьшении численности населения и более или менее приостановившемся тренде сокращения численности занятого населения (кто мог уже выехал из страны) количество работающих на предприятиях формального, то есть легального, сектора неуклонно сокращается. А ведь именно эта категория работников своими отчислениями наполняет государственный и местные бюджеты, а также фонды социального и медицинского страхования. В то же время численность занятых в неформальном секторе или в теневой экономике, как мы видим, растёт семимильными шагами. О домохозяйствах и говорить не приходится: копаешься у себя в огороде или доишь козу в общей сложности двадцать часов в неделю, и ты уже занятый…

Ещё драматичнее выглядит картина, когда начинаешь сопоставлять динамику занятых по возрастным группам. Для этого возьмём за основу 2000 год, предшествующий приходу прежней власти, и 2008-й – последний год ее правления. А с тем, чтобы нивелировать влияние рождаемости, то есть демографических колебаний численности населения (которые отражают наследие ХХ века и первого десятилетия нынешнего), одновременно сопоставим и удельные веса занятых в выделенных возрастных группах (табл. 2).

 

Исходя из приведенных показателей, можно сказать: в последние полтора десятилетия наиболее сильно пострадала молодёжь. Сегодня трудоустроены лишь чуть более половины от прежнего уровня. Понятно, часть уехала на учёбу за рубеж, но большинство-то болтается без дела, подпитывая тем самым растущую криминогенность. Но, если у кого-то возникли иллюзии, что наши юноши и девушки решили взяться за ум и принялись за учёбу, то и здесь мало утешительного. Количество учащихся, начиная с восьмого класса школ, лицеев, гимназий, профессионально-технических училищ, колледжей и высших учебных заведений в 2000 году составляло к общей численности в этой возрастной группе 46,7 процентов, в 2008 – 49,2, а в 2014 – 46,3 процентов. 

Более чем на четверть сократилась занятость и в наиболее трудоспособном возрасте 25-44 года, когда и профессия освоена, и здоровье пока не подводит. В настоящее время именно эта категория и является той основной частью наших граждан, которые по полной вкалывают на чужбине, поддерживая материально оставшихся здесь членов их семей.

Западные кураторы по развитию уже всерьёз рекомендуют власти поднять планку возраста выхода на пенсию. В частности, Всемирный банк рекомендует увеличить его в Молдове для женщин – до 62 лет, а для мужчин – до 67. Другие предлагают уравнять возраст выхода на пенсию для  мужчин и женщин. Оно и понятно, нынешнее соотношение численности пенсионеров по возрасту к количеству тех, кто перечисляет часть своей зарплаты в социальный фонд, стремительно приближается к единице. Именно поэтому в 2014 году он уже дотировался из государственного бюджета в сумме 3660,1 миллиона лей - почти на треть.

Но если и дальше численность занятых в формальном секторе экономики будет сокращаться подобными темпами, то наши граждане не дождутся рекомендуемого Международной организацией труда минимально допустимого размера пенсии по возрасту в 40 процентов от прежней зарплаты и при 70-летнем пенсионном пороге. А пока нашим пенсионерам, несмотря на благие рекомендации МОТ, начисляют чуть более четверти от их прежней (разумеется, легальной) заработной платы. А этого, как известно, не всегда хватает даже на оплату коммунальных услуг, по минимуму что-то перепадает на пропитание, на воду и не для каждого – на чистый воздух.

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики. Национальный институт экономических исследований АНМ

 

Комментарии (0) Добавить комментарии