Расстрелянная Елизаветовка
В 1941-ом фашисты устроили кровавую бойню в молдавском селе
8-е июля 1941 года в селе Елизаветовка Дондюшанского района помнят до сих пор. В этот день в маленьком населенном пункте, состоящем из одной улицы, оккупанты устроили резню, убив 24 человека.
Память сильнее смерти
Фраза «никто не забыт, ничто не забыто» от частого употребления потеряла свой первоначальный эмоциональный посыл и теперь ассоциируется с официальными речами чиновников. Но в крохотном селе Елизаветовка она точно выражает суть отношения к войне. Все елизаветовцы, от глубоких стариков до учеников начальных классов, знают о кровавом побоище, устроенное 8 июля 1941 года гитлеровскими войсками. Возможно, это событие так сильно врезалось в историческую память каждого жителя села потому, что это происходило с их дедами и прадедами, что еще живы некоторые свидетели этой трагедии, которые передают новым поколениям страшную повесть о расстреле села.
В сельской школе заботливо собраны и хранятся фотографии большинства убитых. Учительница истории Лариса Прятку, коренная жительница села, показала корреспонденту «Молдавских ведомостей» школьный музей, созданный в середине 70-х, в котором под стеклом хранится фотоальбом. «Для меня это не просто история, среди расстрелянных были трое моих родственников: прадедушка Никита Григорьевич Пастух, его сын – родной брат моего деда Александр Пастух и брат моей бабушки Иван Суфрай, которому тогда было всего 16 лет», - поделилась трагическими хрониками семьи Лариса.
Ей в память врезалась одна деталь: «Мне было лет десять, когда умерла прабабушка. Я очень хорошо запомнила, что на голове вместо волос у нее был только легкий пушок. Как потом я узнала, волосы бабушка вырвала себе сама от горя и отчаяния, когда ей сообщили, что ее 16-летний сын Иван расстрелян фашистами вместе с другими односельчанами.
Лариса Прятку также показала дом, в котором жил Иван, и во дворе которого он был казнен оккупантами. В поисках очередной жертвы фашистский солдат зашел в дом и, увидев открытый вход на чердак, кинул наверх гранату. «Крыша была из жести, и я помню, что когда маленькой лазила играть на чердак, видела дыры в крыше, оставленные осколками гранаты» - рассказала Лариса.
Через три десятилетия после войны останки погибших перенесли в центр села, водрузили возле братской могилы памятник. Несмотря на то, что прошло столько десятилетий и даже век сменился, в Елизаветовке помнят трагедию, а всех погибших знают пофамильно.
Убитое солнце
А было так. 8 июля 1941 года над Елизаветовкой взошло яркое солнце. И хотя шла война, день казался прекрасным, ничего не предвещало беду.
Так вспоминает начало той жуткой трагедии Александр Климов, которому исполнилось в 1941-м восемь лет. То, что произошло дальше, заставило его запомнить эту дату на всю оставшуюся жизнь.
Ближе к обеду в селе появились непрошеные гости – солдаты вермахта. Без объяснения причин военные задерживали всех попадавших под руку жителей Елизаветовки. Затем задержанных повели на край села. Так как село состояло практически из одной улицы, то край находился всего минутах в десяти ходьбы от центра населенного пункта. Людям приказали рыть могилы, якобы для погибших накануне военных. Когда могилы были готовы, немецкий офицер стал отбирать из задержанных людей по одному ему известному принципу. Отобранных безжалостно расстреляли. «Получилось, что они рыли могилу для самих себя», - заметил Александр Климов.
Затем каратели стали рыскать по селу. «Останавливали каждого, кто попадался на глаза, особенно мужчин и мальчиков, - вспоминает Александр. - Обыскивали. Если находили хоть что-то подозрительное, расстреливали на месте. Например, одного из наших односельчан расстреляли за то, что нашли у него бритву».
Страх опустился на Елизаветовку. «Как только по селу разлетелся слух о расстрелах, всех объял ужас, - вспоминает другой очевидец событий, Валерий Иванович. Ему тогда было всего шесть лет, но жуть того дня до сих пор в его памяти, словно это произошло вчера. - Каждый скрывался, где мог. Я боялся оставаться дома, и побежал прятаться к родственникам, которые жили в той части села, куда солдаты почему-то не наведывались».
В результате бойни были убиты 24 человека. Для семьи Брузницких эта трагедия стала полным кошмаром: расстрелянными оказались сразу пятеро.
Тех, кого расстреляли утром, похоронили, остальные тела так и лежали там, где их застала смерть… Когда резня закончилась, над Елизаветовкой неожиданно стали сгущаться свинцовые тучи, потемнело, словно началось затмение. «Было такое впечатление, будто расстреляли не только людей, но убили и Солнце», - делится своими чувствами Валерий Иванович.
Хлынул мощный ливень, уровень воды поднялся, что т тела незахороненных убитых понесло бурным потоком вниз по улице.
Зрелище было столь ужасным, что и после отъезда солдат люди оставались в укрытиях. «Мы несколько дней боялись выходить из подвала», - вспоминает Александр Климов.
Примечательно то, что до сих пор так и не удалось выяснить, из-за чего фашисты устроили эти массовые убийства. Людей убивали, не удосужившись объяснить, за что. Так это и останется загадкой для несчастных крестьян.
В Елизаветовке
уже много десятилетий каждый год 8 июля проводят траурный митинг. Местные
жители всех возрастов, от детей до дедушек и бабушек, возлагают цветы к
памятнику казненным односельчанам. И пока память жива, она побеждает смерть.
Имена убийц сокрыты во мраке истории и навечно канули в Лету, а имена казненных
высечены в камне и сердцах односельчан.
Мы приводим список имен убитых, чтобы внести свой скромный вклад в сохранение
памяти о погибших жителях Елизаветовки:
Брузницкий Александр Иванович
Брузницкий Иосиф Иванович
Брузницкий Михаил Иванович
Брузницкий Михаил Иосифович
Брузницкий Роман Прокопьевич
Бойко Филипп Маркович
Вишневский Ананий Федорович
Гудыма Николай Артемович
Горин Александр Федорович
Данилов Николай Георгиевич
Загородный Михаил Федорович
Мошняга Василий Маркович
Навроцкий Александр Михайлович
Навроцкий Петр Филиппович
Пастух Никита Григорьевич
Пастух Александр Никитович
Суфрай Иван Сергеевич
Суслов Федор Иванович
Ткачук Григорий Иосифович
Ткачук Степан Иванович
Ткачук Михаил Иванович
Твердохлеб Иван Михайлович
Кизим Антон Федорович
Мельник Леонид Савович
Пусть ни кто не будет забыт и ничто не будет забыто!
Антон МУНТЯНУ
Подписи к фотографиям:
Учительница истории Лариса Прятку показывает место массовой казни.
В школьном музее хранятся фотографии казненных фашистами жителей Елизаветовки. Ивану Суфраю в день казни было всего 16 лет.
Новости по теме
- 05.10, 11:01
- 27.09, 06:00
- 20.09, 06:00
- 30.01, 12:52
- 16.01, 20:00
- 04.01, 10:41
- 25.12, 13:51
- 24.09, 12:44
- 18.08, 16:14
- 04.08, 09:21
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- 05.10, 11:01
- 27.09, 06:00
- 20.09, 06:00
- 30.01, 12:52
- 16.01, 20:00
- 04.01, 10:41
- 25.12, 13:51
- 24.09, 12:44
- 18.08, 16:14
- 04.08, 09:21
Причина была в том что при наступлении немецко-румынских войск проверялись дома где жили активисты сотрудничающие с 1940 года с оккупационным советским режимом. В ряде домов при задержании, активисты и члены их семей оказали вооруженное сопротивление. Немцам пришлось брать штурмом дома и расстрелять сопротивляющихся активистов. В соседнем селе Мошана, так же при задержании, вооруженный пулеметом большевитский активист расстрелял, убив несколько немецких солдат. Его с трудом задержали в ссельской церкви, отвели в соседнее село Бришень и после допроса, заставили выкопать яму для собственной могилы и расстреляли.