История

Резня в рыбницкой тюрьме: воспоминания выжившего

19.03.2023, 17:26
{Резня в рыбницкой тюрьме: воспоминания выжившего} Молдавские Ведомости

Ночью 19-20 марта 1944 года в Рыбнице фашисты убили 262 человека – военнопленных и участников подпольного движения сопротивления, напомнил телеграмм-канал Telegra.ph.

Патриотов держали в тюрьме города.  Когда стало известно, что Красная Армия уже подошла к Днестру у Ямполя — это в 70 километрах севернее Рыбницы – оккупанты решили расправиться с арестованными подпольщиками. И хотя тюрьмой ведали румынские оккупационные власти, расстреливать людей прибыл отряд Калмыцкого кавалерийского корпуса. Сотрудничавшие с фашистской Германией калмыки использовались оккупантами как раз для борьбы с партизанами. 

В ту ночь чудом выжили 7 человек. Они рассказали, что случилось тогда в рыбницкой тюрьме за 10 дней до освобождения города.   

«Мы услышали со второго этажа выстрелы и душераздирающие крики (там находились женщины) (…) Наконец, очередь дошла до нашей камеры. Звякнул засов, и дверь отворилась. За дверью стояли несколько вооружённых человек. Нам приказали повернуться спиной к двери. Я быстро выполнил это приказание и упал. В следующий момент я услышал выстрелы», - рассказывал Кирилл Цуркан, руководитель Слободзейской подпольной организации. 

«Притворившись мёртвым, я лежал до тех пор, пока убийцы не удалились. Тогда я поднялся, и глазам моим предстала жуткая картина. Пять моих товарищей по камере были мертвы. А один – Химич Дмитрий – был тяжело ранен. (…) На рассвете немцы подожгли тюрьму, и наша камера наполнилась едким дымом. 

Вдруг я услышал шаги и через волчок увидел своего земляка, сидевшего за 4 камеры от меня. (…) Он взломал ломиком замок моей камеры. Я вышел из камеры и с помощью моего земляка Власова Андрея вынес Химича в коридор. По лестнице, укутанной дымом, мы вынесли его на второй этаж. Здесь мы встретили ещё несколько человек, спасшихся от расстрела, и с их помощью через окно, из которого выпала решётка, спустились во двор. 

Но тюрьма была оцеплена немцами, и нам пришлось вновь войти в горящее помещение. Так, прячась за завесой дыма и огня от немцев, мы дождались ночи. На мне обгорели одежда и кожа на плечах и ногах. Несколько человек (всего оставалось нас до 15 чел.), не вытерпев этих мук, вышли до наступления ночи из горящей тюрьмы, но были расстреляны. Ночью мне и ещё шести политзаключённым удалось выбраться за пределы тюрьмы. (…) 

Утром один из нас – Балан Анатолий – пробрался к своей родственнице Балан Ефросинье, которая согласилась нас перепрятать у себя. По дороге нас встретила гражданка Морозова Аника Николаевна, которую я не знал до того. Несмотря на опасность, угрожавшую ей за укрывательство политзаключённого, она настояла, чтобы я пошёл к ней. У неё мне сделали перевязку, обмыли и накормили». 

Среди выживших были также Анатолий Балан, Пинас Фигбах и Валентин Францкевич. Впоследствии они стали свидетелями на суде, где рассматривалось дело калмыков, расстреливавших людей в рыбницкой тюрьме. Арестовали их спустя 20 лет после войны.

Комментарии (0) Добавить комментарии