Спорт

Романтика «железа»

09.04.2019, 05:41
{Романтика «железа»} Молдавские Ведомости

В Год семьи мы решили познакомить читателей с весьма неординарной «ячейкой общества». Супруги Лина Зубрицкая и Анатолий Печерский – чемпионы мира по пауэрлифтингу. Вполне уверенно берет в руки штангу и их девятилетняя дочь Полина.

- Анатолий, как вы, врач-педиатр, оказались в большом спорте?

- В пауэрлифтинг я пришел в зрелом возрасте, в 43 года. В юности увлекался самбо, ходил в качалку, а с 2009-го всерьез занялся пауэрлифтингом, возглавил Союз пауэрлифтеров Молдовы, представляющий на территории республики международную федерацию Global Powerlifting Alliance.

- Уже в2012 году вы стали  чемпионом мира среди ветеранов. А супругу в большой спорт вы привели?

Анатолий: - Нет, впервые мы встретились в 2011 году на  международныхсоревнованиях.

Лина: - В тренажерный зал я пришла в 15 лет  - решила похудеть. Было это в моем родном городе – в Одессе.

- В семье со спортом кто-то был тесно связан?

Лина: - Мама работала бухгалтером, а вот папа – его, к сожалению, уже нет с нами – был невероятно многогранной личностью. Работал он в университете на кафедре психологии. При этом диссертацию защитил по геологии, одно время преподавал в школе английский. Со спортом папа дружил: занимался каратэ, прыгал с парашютом. Для меня он был настоящим авторитетом, другом. Учил: если чего-то боишься, смотри страху в глаза. Поэтому, осознав, что боюсь высоты, занялась скалолазанием.

- В школе примерной барышней были или могли похулиганить?

Лина: - Хулиганить некогда было – много читала, ходила в походы, занималась рукопашным боем. Особой страстью всегда была математика. Лет в 12 я уже читала книги по теории вероятности, решала сложные задачки. Закончила элитный математический Ришельевский лицей. Потом без труда поступила в университет им. Мечникова на прикладную математику. Но в семье начался тяжелый период, и пришлось перевестись на геологический факультет, где было заочное отделение. Так что диплом получила по специальности «инженер-геолог». Но с математикой и сегодня не расстаюсь. Под настроение с удовольствием решаю дифференцированные уравнения.

- А как со штангой-то подружились?

Лина: - В юности захлестнула романтика «железа» - выросла на фильмах со Шварценеггером, со Сталлоне. В 2009-м, когда мне было чуть больше 20-ти, тренер вдруг спросил: «Хочешь на соревнованиях по пауэрлифтингу выступить?» Я согласилась и лежа выжала 60кг. Стала заниматься упорнее, пошли результаты. Не подкачала и генетика – крепкий плечевой пояс, руки, плечи у меня в папу. Уже в 2010-м в Белгород-Днестровском победила среди юниоров на первых в моей жизни серьезных соревнованиях. Вернулась в Одессу и говорю тренеру: «Мне понравилось, давайте идти дальше!» Начались усердные тренировки, череда состязаний. В 2011 году в Тирасполе, на традиционном чемпионате «Кубок Днестра» впервые встретила Толю. Но познакомились мы годом позже. А в 2013-м я переехала в Кишинев – к любимому мужу и замечательному тренеру.

- По специальности удалось потрудиться?

Лина: - Практически, нет. Поработала методистом в университете, лет 8 – промышленным альпинистом.

- Пригодился опыт скалолазания?

Лина: - Да, среди скалолазов много высотников. А вот женщин среди промышленных альпинистов в те годы в Одессе не было, я стала первой. Но работала со всеми на равных – утепление, стекломой, монтаж-демонтаж конструкций. Главное, эта работа позволяла выкраивать достаточно времени для тренировок.

«Спас меня врач из Бендер»

- Знаю, что вам пришлось пройти через тяжкие испытания, связанные с переломом руки…

Лина: - В 2013-м я сломала руку на соревнованиях по армрестлингу. Травма была не шуточная – смещенный осколочный перелом плечевой кости с повреждением лучевого нерва. В Одессе сказали, что нужна очень дорогостоящая операция, а о спорте следует забыть навсегда. Спас меня замечательный врач бендерской клиники. Он не только блестяще сделал операцию за символические деньги, но и позволил сразу вернуться к тренировкам. В итоге в зале я оказалась через пару дней после больницы. Рука – в гипсе, а я вовсю приседаю со штангой на спине, придерживая ее здоровой рукой.  К счастью, Толя был рядом, контролировал каждый шаг. Благодаря его медицинскому образованию, упорству, мы ежедневно занимались реабилитацией руки – принудительно сгибали-разгибали ее, массажировали. Боль была жуткая, и теперь я понимаю, что без поддержки мужа едва ли  вернулась бы на помост.

В общем, в феврале меня прооперировали, а в июне с металлической пластиной в руке я выиграла абсолютное первенство на международном соревновании в Крыму: пожала 82кг и потянула 135. При моем тогдашнем весе в 60 кг это были хорошие результаты, хотя до травмы я уже жала 110. Но в июне идти на подобный вес было еще опасно.

Когда во время второй операции пластину вытащили из руки, я закрепила ее на своем «крымском» кубке – как особый «трофей».

- В апреле 2014-го на чемпионате Молдовы вы выжали 125 кг – на 15 кг больше, чем до травмы. Это был ваш первый мировой рекорд?

Лина: - Да, с той поры пошла череда мировых рекордов.

- Сколько их у вас?

Лина: - Более 20 – в разных федерациях, в разных весовых категориях.

- Насколько я знаю, сегодня вы входите в тройку сильнейших жимовиков мира?

Лина: - Мой максимальный результат – 137 кг в жиме лежа. При собственном весе 62 кг выступаю в категории до 67 кг, где меня опережают американка Дженифер Томпсон (145 кг) и россиянка Наталья Самарина (142 кг). На чемпионате мира, который пройдет осенью в Москве, попытаюсь установить личный рекорд и обойти Самарину. Конечно, это будет не просто, Наташа очень сильная спортсменка и специализируется в жиме. Я же троеборец – жим, тяга и приседание. Но надеюсь побороться с Натальей хотя бы в абсолютном первенстве, где учитывается соотношение веса спортсмена и штанги.

- Вы создали свой спортклуб «Минотавр», работаете тренерами. Что отличает ваш «почерк»?

Анатолий: - Я, конечно, более жесткий наставник с серьезной теоретической базой. Линатерпеливее, опирается на свой немалый уже практический опыт. Но главное, она постоянно учится – и по книгам, и под моим руководством, и виртуально, с помощью первоклассногометодиста из России. Такой тандем оказался весьма успешным.В зал приходят разные люди – кто-то хочет фигуру подкорректировать, у кого-то серьезные спортивные планы. Немалый опыт мы накопили и в работе с детьми, с инвалидами.

- Правда, что именно благодаря вам спортсменка с физическими особенностями Ольга Ботнарь стала чемпионкой мира по жиму лежа? Мне рассказывали, что пока у вас не было зала, Лина трижды в неделю совершенно бескорыстно ездили ради занятий с Ольгой в другой конец города.

Лина: - Знаете, мы обе работалис огромным энтузиазмом. Ольга по-настоящему сильный духом человек. Инвалидность, тяжелая обстановка в семье, нищенская пенсия – ничто ее не сломило, не помешало стать мастером спорта международного класса. В 2015 году на чемпионате мира в Москве она не просто завоевала «золото», обойдя здоровых конкуренток, но и установила мировой рекорд в весовой категории до 44 кг. Сегодня Ольга – член параолимпийской сборной Беларуси. Там ей дали и квартиру, и не мизерную пенсию.

На ЧМ – всей семьей

- В декабре нынешнего  года вы втроем, вместе с Полиной, отправитесь на Чемпионат мира в Москву. Вы уже на финишной прямой в плане подготовки к состязанию?

- Анатолий: - Пока на пиковые показатели не выходим – в большом спорте это всегда чревато травмами. Скажем, Лина сейчас не работает в жиме с весом более 120 кг, а я в приседании со штангой беру не более 200кг. По-настоящему напряженная работа начнется за 3 месяца до ЧМ.

- Участие детей в таких соревнованиях – дело обычное?

Анатолий: - Самые юные пауэрлифтеры выступают в возрастной категории от 13 до 15 лет. То есть, Полина будет соревноваться и с теми, кто старше ее на 4-6 лет и заметно тяжелее.  Не исключено, что она станет самой юной на чемпионате. Кстати, дети до 12 лет могут выходить на помост только в присутствии родителей, но мы с Линой и так будем рядом.

- И все же как-то страшновато это – девятилетняя девочка и штанга…

Анатолий: - О профессиональном спорте на этом этапе речь, конечно, не идет. В основе ее тренировок - общая физическая подготовка с силовым уклоном. Не исключено, что в дальнейшем она сделает выбор в пользу, скажем,  плавания, какого-то единоборства или тяжелой атлетики. Пока же Полина дважды успешно выступила в республике на соревнованиях: при собственном весе 28 кг в становой тяге ей покорились55 кг.

- Скажите, а вообще в Молдове пауэрлифтинг не в чести?   

Анатолий: - У нас весь спорт не в чести,  за редким «футбольным» исключением. Жуткий вид Республиканского стадиона это ярко символизирует.  Тренеров по пауэрлифтингу в Молдове не готовят.  Наш «Минотавр» -практически, единственный специализированный клуб в Кишиневе. Спасибо ПСРМ, которая помогла нам с его ремонтом. Но в сущности, мастеров спорта мы готовим не для Молдовы, а для Италии и Португалии, куда наши ребята в итоге уезжают на заработки. Правда,  там им уже не до тренировок…

- Насколько я знаю, главные пауэрлифтинговые державы – США и Россия?

Анатолий: - Это так. Об Америке говорить не стану, я там не был, а в России сохранилась хорошая методическая база – наследство советской школы тяжелой атлетики. И тренеров по пауэрлифтингу там в вузах готовят, и секции в ДЮСШ открывают. Мы с Линой как-то недолго жили в Череповце. Заниматься ходили в небольшой зал, где рядом с нами в эти часы тренировались 2 мастера спорта международного класса по пауэрлифтингу,  3 кандидата, 2 мастера спорта. Кстати, зимой в этом городе,  кроме двух ледовых дворцов, функционировало 20 открытых хоккейных «коробок».

- В силовом спорте полноценное правильное питание – основа основ. Получается, на вас, Лина, на кухне ложится особая ответственность. Готовить любите?

Лина: - Люблю. Коронный номер – сырный суп с грибами. А вообще с питанием, конечно, проблемы есть. Все белки, жиры, углеводы в нашем рационе должны быть максимальносбалансированы. А  его основа– белковая пища, это мясо, яйца, «молочка», качественные углеводы. В день втроем мы съедаем полтора килограмма мяса.В прежние годы  тотального дефицита спортсмены вынуждены были употреблять детское порошковое молочное питание. Сегодня в этом, конечно, нет необходимости.

«Глупо тратить деньги на тряпки»

- В «Минотавре» на огромном стенде, где можно увидеть ваши многочисленные медали и кубки, представлены наградные статуэтки, изображающие мощные мужские фигуры. И ни одной статуэтки, прославляющей женщину-пауэрлифтера.

Анатолий: - Дискриминация женщин в этом виде спорта никем и ничем даже не камуфлируется. Только и слышишь, что пауэрлифтинг пока вообще не слишком популярен, а женщин тут единицы.

- Это отражается и на призовом фонде?

Анатолий: - Конечно. На соревнованиях, где мужчина за 1-е место получает, скажем, 2000 долларов, за женское «золото» могут дать 500. И это в лучшем случае.

- Однако на состязаниях ваш, Лина, выход на помост  всегда сопровождают аплодисменты зала – знак уважения к самым авторитетным спортсменам.  Скажите, а какая из ваших наград особенно дорога?

Лина: - Пожалуй, статуэтка «Лучший спортсмен года России – 2015». Она вручается за лучший результат, показанный на территории этой страны. Но особая ее ценность еще и в том, что я стала последним иностранным спортсменом, получившим такую награду. С 2016-го года ее вручают только гражданам России.

- Лина, ваш муж на вопрос, каково это – жить с феноменальной силачкой, сказал, что при всей вашей физической моще и силе воле человек вы очень мягкий, умный, абсолютно немеркантильный. И вообще, настоящая женщина. Позвольте несколько вопросов дамского свойства. Итак, что в вашей косметичке?

Лина: - Только гигиеническая помада.

- Какой стиль одежды предпочитаете?

Лина: - Джинсы, кроссовки. Главное – комфорт, а не брэнд.

- Чем пожертвуете ради дорогой стильной вещи?

Лина: - Ничем. Глупо тратить деньги на тряпки. Лучше сэкономить на одежде и отправиться впутешествие по Карелии, которое запомнится на всю жизнь.

- У вас есть вечернее платье в пол?

Лина: - Свадебное, в виде российского триколора. Наверное, и тут сработали папины гены – он родом с Алтая, где хочу побывать. Вообще, если буду уезжать из Молдовы – только в Россию.

- Отношение к домашним животным?

Лина: - Я фанатичная кошатница. Сейчас у нас живет огромный черный кот Баклажан породы шотландский вислоухий.

-О чем мечтаете вне спортивной карьеры?

Лина: - Хочу работать учителем географии в небольшом сибирском городе – у меня диплом с правом преподавания этого предмета в школе. Мы с Толей и с Полиной очень любим путешествовать, но не в плане отельного туризма. Нас тянет на природу, в тайгу, к красотам русского Севера. Так что, возможно, когда-нибудь семейная  мечта осуществится.

 

Беседовала Татьяна БОРИСОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии