История

Русский характер на молдавской почве

21.03.2014, 06:00
{Русский характер на молдавской почве} Молдавские Ведомости

В «Апэчеховке» - премьера! Один из старейшин актёрского цеха Молдовы, заслуженный артист Владимир Кирюханцев поставил и сыграл в малом зале театра имени Чехова моноспектакль «Русский характер» по произведениям Алексея Толстого, Паустовского, Шукшина и Евтушенко.

 

Ванька-встанька с георгиевской ленточкой

 

Зрителей пришло на премьерный показ с четверть зала, и все в основном люди в возрасте. Им навстречу вышел известный артист - с уже основательно посеребренной головой, но ещё с молодцеватой выправкой, стройный и подтянутый, одетый в косоворотку на выпуск, с вещмешком цвета хаки за плечами. Минимализм в оформлении позволил не отвлекаться от образов, предложенных и прожитых артистом.

 

Из реквизита были только танковый шлем, шаль, письмо и игрушка-неваляшка. Каждый из предметов иллюстрировал соответствующий рассказ. Декорации - берёзка, скамеечка, трава да задник с голубым небосводом…

 

Артист представил публике в лицах шесть историй. Шесть характеров обозначил - все разные, но все такие родные для русской души. Были моменты, когда зрители, узнавая произведение, вполголоса повторяли за артистом крылатые фразы типа «Есть женщины в русских селеньях», что перекидывало между сердцами электрическую дугу взаимопонимания и сопереживания.

 

Замечательная деталь: в финале евтушенковской истории о Ваньке-встаньке актёр надел на неваляшку Георгиевскую ленточку как символ победы добра над злом и низко поклонился  зрителям. Очень редкий для нынешней театральной сцены катарсис был пережит большинством зрителей, многие плакали.

 

О творческих подробностях создания театральной новинки мы расспросили актёра и режиссёра Владимира Кирюханцева, которому в этом году исполняется 70 лет.

 

Исповедальность и жертвенность

 

- Владимир Николаевич, а что вы лично вкладываете в понятие «русский характер»?

 

- Строго говоря, на все вопросы, связанные с названием и сутью спектакля, есть ответы в произведениях, составляющих его. В частности, повесть А.Толстого «Русский характер», определившая название спектакля, идеально выражает суть этого явления. Добавлю лишь, что особенность русского характера заключается в исповедальности, открытости души, и жертвенности как самым малым, что есть в человеке, так и самым серьёзным, в том числе и жизнью.

 

Поскольку это явление многомерное и неоднозначное, в нём есть и великий плюс, но и великий минус, который был показан в произведении «Мёд Евтушенко. Из подобных отрицательных персонажей потом вырастали энкавэдэшники.

 

- Насколько актуальна тема русского характера в Молдове, где русскоязычное население чувствует себя  затюканным, загоняется в рамки?

 

- Конечно, меня немного напрягало то, что складывается новая историческая реальность, связанная с Россией и Крымом. Но я верю, что нет злого умысла, а есть намерение сохранить мир. Политическое эхо влияет на сегодняшнюю действительность в отношении русских, но я не хотел политики в своём спектакле, а хотел заглянуть в глубину русской души.

 

- Вы допускаете мысль, что кто-то эмоционально начнёт реагировать:  дескать, опять русские выпячивают себя?

 

- Я предполагаю такой исход, но это уже зависит от степени развития человека и его моральных качеств. Но, как показала премьера, спектакль воспринимается, слушается и сопереживается.

 

Коллективный моно-труд

 

- Как и когда возникла идея сотворить такой русский спектакль?

 

- Произведения уже давно были наработаны мной, в разные периоды жизни я озвучивал их. Вдруг однажды они соединились и откристаллизовались в единое целое. Авторы - продолжатели таких великих  имён, как Пушкин, Толстой, Гоголь, только уже советского времени, а Евтушенко до сих пор здравствует, правда, в Штатах. Кстати, он был на нашей сцене. В 1970-м посмотрел у нас спектакль «Братская ГЭС» по своей поэме, и глава о казни Степана Разина из моего спектакля - как раз из той поэмы. Когда он приезжал к нам, творилось столпотворение, ибо поэзия и литература были востребованы.

 

В общем, произведения скомпоновались сами собой. Однако они осмыслены, каждое слово стало моим, я сам исповедую всё сказанное на сцене. То, что у меня не откладывается на душе, не играю, отказываюсь. Если не ложится - будет неправда, а это значит и себя подставить, и зрителя.

 

- Кто помогал в организационном плане?

 

- Практически все службы театра, начиная с директора Константина Харета, который сразу поддержал идею. Только условно можно назвать эту работу моноспектаклем, а на самом деле осуществлением проекта занимался весь коллектив. Берёзка, скамейка придуманы мной, небесный задник предложила художница. Есть ещё свет, звук, монтаж - всё коллективный труд. Так что спектакль показан как от меня лично, так и от имени всего театра.

 

Дворовой кинотеатр, или как я сел в лужу

 

- Поведайте о русском характере в применении к своей собственной биографии.

 

- Я туляк, родился в этом исконно русском городе-герое. У нас была очень большая семья. Во время войны старшие братья и сёстры с лихвой испытали на себе весь трагизм мировой бойни. Так получилось, что ребятня всей улицы тянулась к нашему дому. У нас всегда была уйма народу. Голодные, исстрадавшиеся, а всё равно было весело. Ощущение молодости и того, что жизнь берёт верх над смертью, воспитывало.

 

Дальше я учился и формировался в Казани, закончил актёрский факультет Казанского театрального училища. У нас не было разделения по национальному признаку. Я принадлежу к первому послевоенному поколению, которому прощали все шалости. К примеру, я разбил стекло в школе, и меня не выпороли, даже толком не отругали. Нас никогда не наказывали, а бесконечно любили, что сильно воспитывало. Доброта, идущая от учителей, ровесников и соседей, закладывала и в нас ту же доброту.

 

В 50-х, если у кого появлялся телевизор, его сразу выставляли во двор, и вся улица приходила смотреть. Когда переехали в Казань, из частного дома - в клетушку в 12 квадратов, хозяин, директор одного из заводов, купил себе «москвичок», так мы всей ребятнёй бегали и кричали: «Дядь Вань, прокатите!». И он не отказывал.

 

Отчётливо помню день 12 апреля 1961 года! Я шёл по улице и вдруг услышал по выставленному проигрывателю (тогда это было модно) радиосводку голосом Левитана о том, что Гагарин полетел в космос. Я испытал головокружительную гордость за свою страну, за русского человека. Не гордость, когда выпячивается грудь, а гордость за своих соотечественников. Несмотря на все нечеловеческие военные и послевоенные трудности, наш народ смог осуществить такой мощный прорыв в науке и технике! Это было грандиозное чувство сопричастности к великой родине и великой истории. До сих пор, верите ли, мурашки пробегают.

 

После института я был принят в Казанский большой драматический театр имени Качалова - один из самых известных театров Поволжья. Заболел актёр, исполнявший главную роль, и ввели меня. Это был мой дебют. И я всю ночь переписывал роль, чтобы лучше запомнить. К вечеру, перед началом спектакля, за мной пригнали машину. Пока ехали, одели меня во фрак. А спектакль собирались показать в селе, причём на открытой площадке. Сцена состояла из двух грузовых машин с откинутыми бортами. Посреди спектакля начался дождь, зрители вытащили зонты, ну а мы продолжали играть. И вот после первого действия я, уходя со сцены, поскользнулся и упал прямо в лужу перед зрителями. И они - представьте себе, не только не засмеялись, а ещё и захлопали мне. Вот эта черта национального характера - сострадательность - и сослужила мне хорошую службу: я не расстроился, а воодушевился. Потом получил приглашение от Игоря Петровского, главного режиссёра кишиневского русского театра Чехова, и с тех пор лицедействую на здешней сцене почти полвека.

Даниил ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии