История

Семь фантастических проектов обустройства Кишинева

25.01.2022, 06:19
{Семь фантастических проектов обустройства Кишинева} Молдавские Ведомости

За 30 лет независимости страны чиновники и политики  выдвинули множество проектов обустройства столицы. Среди них было много популистских и даже откровенно авантюрных. Наиболее резонансными оказались следующие.      

Мирча Друк обещал отдать лечсанупр детям

Последний премьер-министр МССР и первый премьер независимой Молдовы Мирча Друк, вступив в должность в мае 1990 года, перераспределил активы компартии в столице: здания райкомов КПМ отдал судам, здания горкома - детям.

Подрастающему поколению Мирча Георгиевич обещал передать также роскошное по тем временам здание поликлиники лечсанупра, где лечились многие поколения партийно-хозяйственных руководителей.  В просторных коридорах здания дореволюционного госпиталя бессарабского Красного Креста на всех этажах были ковры, а у дверей никогда не было очередей.

Однако новая элита не собиралась ничего никому отдавать. Поликлиника перешла госканцелярии правительства, и чиновники сохранили свою привилегию лечиться отдельно от народа. А здание горкома, отданное художественной школе, очень быстро от детей очистили.               

Кстати, среди других авантюрных проектов Друка бы перевод национальной валюты «на серебро». Эта идея американского профессора Ружины, выходца из Бессарабии, закончилось «прозой»: в 1990-м предприятия и организации под нажимом правительства внесли немалые средства на эти цели, но деньги пропали, а Друк уехал в Румынию,  

Петр Лучинский хотел переселить бедняков на окраину

Победа Петра Лучинского на вторых президентских выборах 1997 года была обусловлена большими надеждами избирателей, разочарованных войной и разрухой, которые принес первый президент Мирча Снегура. Однако период президентства Лучинского был ненамного лучше. Он запомнился выдачей зарплат «калошами», то есть товарами, веерными отключениями электроэнергии, разрушительной программой «Пэмынт», массовой прихватизацией госимущества, обвалом лея. На это время приходится момент абсолютного минимума ВВП на душу населения - антирекорд не побит до сих пор.

Но больше всего запомнилось избирателям предложение Петра Кирилловича переселить бедняков из пятиэтажек в центре столицы в спецжилье или в сельскую местность. Эту идею глава государства озвучил в эфире национального телевидения. «Кишинев – не для бедных», - лаконично ответил он на вопрос о причинах недовольства горожан ростом тарифов и цен.

«Проект» вызвал волну негодования, с этим Лучинский и  ушел из большой политики.  

Урекян планировал сделать Бык судоходным

В мае 2015 года в ходе кампании выборов генпримара столицы кандидат от ЛДПМ Серафим Урекян приплыл на лодке на пресс-конференцию на берегу Быка. Выйдя на сушу, он рассказал журналистам о проекте строительства девяти запруд шириной от 30 до 90 метров на реке в периметре от Полтавского шоссе до моста по улице Михая Витязул с созданием там зоны отдыха «европейского типа».

Урекян, сам инженер-строитель, убеждал техническими подробностями. Затраты оценивались в 150 миллионов лей. На вопрос о том, не из области ли это фантасмагории, Урекян ответил в манере хозяина: «Первыми приглашу через несколько лет прокатиться на лодках по реке Бык журналистов. Тогда и поговорим».

Выборы Урекян проиграл.

Мавзолей в центре города – подарок либералов  

В марте 2012 года была озвучена инициатива построить в столичном сквере у бизнес-центра «Kentford» копию собора Святой Софии в Стамбуле. Для этого нужно было всего лишь снести парк. Вице-мэр столицы Нистор Грозаву сообщил, что участок пошел с аукциона еще в 2009 году и был сдан в аренду советниками-либералами на 50 лет за миллион лей бизнесмену Владимиру Русу.

Именно Русу принадлежала идея возвести церковь. Хотя,  по словам протоиерея митрополии Молдовы Михаила Панаса, такие планы были и у предыдущего владельца «Kentfordа», греческого бизнесмена Джеймса Зиссиса.

Что самое интересное, в соборе планировалось разместить склепы для покойников. Стоимость этой услуги обещала быть заоблачной. Фактически мы имели шанс получить в центре города мавзолей с мумиями самых богатых жителей Кишинева, многие из которых с интересом отнеслись к проекту.  

Олег Черней: отдать коня Котовского воеводе Мирче чел Бытрын

Памятник Котовскому у гостиницы «Космос» уже 30 лет раздражает националистов. Снести фигуру военачальника и оставить коня предлагал лидер либералов Михай Гимпу. Но всех переплюнул бывший советник МСК от Либеральной партии Олег Черней, который в 2008 году направил открытое письмо мэру Дорину Киртокэ с требованием «разобраться» с «неправильными» памятниками. На заседании совета Черней предложил заменить голову Котовского – головой воеводы Мирчи чел Бэтрын.

Однако, когда парламент утвердил национальный реестр памятников из 101 объекта, в него попала и конная статуя Котовского. Президент Владимир Воронин по этому поводу сказал, что «только люди с низким менталитетом борются с памятниками, люди, которые не знают историю, у которых нет чести». Проекты либералов не получили одобрения ни в МСК, ни в парламенте, ни в правительстве.

Дорин Киртоакэ: превратить ПВНС в парковку

Мэр Дорин Киртоакэ остался в истории как автор проекта строительства подземной трехуровневой стоянки площадью в 45 тысяч квадратных метров под площадью Великого национального собрания. Чтобы это сделать, пришлось бы перекопать всю площадь и потратить 15 миллионов евро, а по другим расчетам – вдвое больше.

О новой цели Киртоакэ сообщил в 2015 году на заседании оперативных служб примэрии. Он ни с кем не посоветовался, не обозначил сроков начала и завершения проекта и вообще не привел никаких подробностей.

Однако правительство, видимо, не желало видеть стройку под окнами резиденции кабинета министров. После того, как правые потеряли большинство в МСК, вопрос больше не обсуждался, а на Киртоакэ завели уголовное дело.

Среди других авантюрных затей мэра-либерала была монорельсовая дорога в аэропорт и троллейбусная линия до Одессы. Надо сказать, что троллейбус до черноморских пляжей обещал и Серафим Урекян, и в его устах это было реально. Но кто же тогда знал, что на Украине начнется политическая заваруха.

Кстати, идеей Киртоакэ был также новый сквер рядом с органным залом. Художников с кишиневского Арбата планировалось убрать, рынок сувениров закрыть, а в сквере оборудовать «тоннель любви». Чебан присвоил проект, посадил на скамейку Веронику Микле, вот вам   тоннель любви.   

Ион Чебан: в здании столичной мэрии - музей науки

О своей личной мечте Ион Чебан сообщил сразу после победы на выборах. В ноябре 2019 года на оперативном совещании служб города он объявил, что персонал примэрии будет переведен в новое здание, а в старом будет музей науки для детей.

Сначала было сказано, что для 150 сотрудников мэрии построят современный офис «Open space», а исторический памятник работы Александра Бернардацци отреставрируют. Потом идеями стали выстреливать с калейдоскопической быстротой. Чебан то говорил о музее науки, то о музее современных технологий, то о каком-то туристическом объекте. Мэр то четко говорил о новом строительстве, то о переводе управлений примэрии в арендуемые офисы, то планировал оставить в старом здании протокольный зал и приемную генпримара. Ясности не было очень долго, хотя Чебан  обещал «блицкриг», говоря, что даже процесс оценки займет две-три недели.

Публичные обсуждения проекта мэр проводить не собирался. Но и так было ясно, что идея вложить муниципальные средства в новый офисный центр не нравится кишиневцам. Для них здание примэрии, в котором 120 лет назад обосновалась городская дума, а в 1994 году – горсовет, было и остается важным символом городской власти и самой столицы. Чебан, видимо, и сам понял, что нельзя начинать работу с улучшения уровня комфорта для себя и своей команды. О проекте он больше не говорил.

Николай МЕНЮК

Комментарии (0) Добавить комментарии