Город

Серафим Урекян:«Мы вернем Кишинев в пятерку самых чистых городов Европы»

02.06.2015, 06:00
{Серафим Урекян:«Мы вернем Кишинев в пятерку самых чистых городов Европы»} Молдавские Ведомости

На встречах с Серафимом Урекяном всегда много журналистов и представителей гражданского общества. Интерес вызвала и встреча кандидата в генеральные примары от ЛДПМ с членами пресс-клуба «Социальный резонанс» в прошлую пятницу. «Акула молдавской политики», как охарактеризовал Урекяна модератор заседания Артур Ефремов, как всегда, не ушел от острых вопросов, удивив некоторыми подробностями из своей жизни и деятельности.

Именно Серафиму Урекяну город обязан тем, что должность кишиневского градоначальника была выделена на фоне прочих должностей в сфере местной власти. Мэр столицы стал членом правительства. Это было его личной заслугой, вкладом в общую копилку деятельности всех последующих генеральных примаров – и авансом им. Увы, не так легко оказалось последователю Урекяна соответствовать высоким стандартам… На встрече Серафим Александрович рассказал о том, что было сделано за 11 лет его пребывания в должности мэра, неоднократно подчеркивая при этом, что заслуга - не его личная, а всех горожан.

«Без поддержки кишиневцев мы бы не решили злободневные проблемы тех времен, - сказал кандидат в мэры.  – Преступность, здравоохранение, транспорт, жилье для молодых специалистов в бюджетной сфере, огромные долги по выплате пенсий и зарплат – вот лишь малая часть проблем в социально-экономической сфере, которые нам удалось решить».

 

При Урекяне мэрия стала открытой для всех

 

- В 1994 году, когда меня «привели» в мэрию, большая часть горожан не имела права переступать ее порог, а состояние города было плачевным. Я никогда не скрывал, что в той ситуации приходилось прибегать к самым разным методам, чтобы отстоять право кишиневцев на нормальные условия жизни. Год не получали зарплату работники социальной сферы – медики, учителя, полицейские и т.д., 133 тысячи пенсионеров не получали пенсии. Эта проблема стала для меня первоочередной. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что вместе со своими коллегами в мэрии мы сумели за короткий период решить ее.

Кишиневцы еще помнят веерные отключения газа и света. Я решал эти вопросы в переговорах с коллегами из России и Украины, разговоры затягивались порой до двух-трех часов ночи. Чтобы вытащить город из темноты, я постоянно встречался руководителями Молдавской ГРЭС и рыбницкого металлургического комбината, откуда мы получали значительную часть электроэнергии. В столице в тот период практически не функционировал общественный транспорт. Я хорошо помню колонны жителей Чекан, которые пешком шли по улице Руссо утром на работу, а вечером – домой.

При бюджете почти в пять раз меньшем, чем сейчас, мы нашли возможность приобрести чешские троллейбусы, чтобы стабилизировать работу общественного транспорта. Купили их, кстати, вдвое дешевле, чем купил последний мэр через посредников.

Главное, чем я горжусь: мэрия стала открытой, удалось добиться согласия среди кишиневцев всех национальностей и вероисповеданий. Никто не был чужим, мэрия стала домом для всех. Я вместе со своими единомышленниками использовал различные методы, чтобы объединить людей. Меня назначили 9 августа 1994 года, а уже 24-го мы широко отпраздновали 50-летие освобождения города от фашистов на Мемориале. А с 1995-го стали там отмечать и 9 мая. За последние годы в обществе вновь произошел раскол по национальному и политическому признакам, которые навязали некоторые радикальные политики.

 

Пистолет Урекяна стал главным аргументом в борьбе за свет для кишиневцев

 

- Никогда не скрывал, что порой приходилось прибегать и к экстремальным методам, чтобы отстоять  интересы кишиневцев. Как-то пришел ко мне бывший руководитель кишиневских электросетей Михай Черней со слвоами: «Серафим Александрович, я должен отключить город от электричества». - «Как это отключить? – возмутился я. – Я договариваюсь о поставках электроэнергии в город, мы за нее платим, а кто-то хочет оставить кишиневцев в темноте?».

Черней сообщил, что он получил указание от премьера Иона Чубука отключить столицу от электричества, чтобы давать энергию понемногу в районы. «Это что, вода?», – ответил я, поинтересовавшись, как он отреагировал на это указание. «Я сказал Чубуку, что не могу отключить свет в Кишиневе, - ответил Черней. – Есть мэр, который должен дать разрешение». Премьер возмущенно стукнул кулаком по столу: «Он мэр, а я премьер. Отключай рубильник и переключай электричество в районы».

Узнав, что он намеревается выполнить распоряжение Чубука, я вытащил пистолет, который носил с собой для устрашения, поскольку почти каждый день возвращался домой поздно ночью. Не могу повторить все слова, которые я произнес тогда. «В этом пистолете 19 патронов, - резюмировал я на повышенных тонах. – Я размажу тебя по стенке, если подойдешь к рубильнику. А горожане мне даже выговора не сделают». «А как же быть с указанием Чубука?», - спросил перепуганный Черней. «С ним я поступлю точно так же, так ему и передай», - ответил я.

Когда Черней сообщил о случившемся премьеру, тот сказал: «Да, Урекян, это может сделать. С ним лучше не связываться». Так удалось отстоять свет в квартирах кишиневцев.

 

Когда мэр не боится атаковать премьеров…

 

- Мне частенько приходилось конфликтовать с премьерами. Одним из поводов стала ипотека для бюджетников муниципия. Три года мы ломали голову над тем, как помочь с жильем работникам социальной сферы. Пришли к выводу, что лучший путь - ипотечное строительство. Стоимость одного квадратного метра составляла 150-200 долларов. 8 процентов по банковским кредитам оплачивала мэрия. Как только меня не охаивали тогда за эту инициативу - все кому ни лень, начиная с бывшего премьера Тарлева. Я спокойно реагировал, продолжая начатое дело. А когда спустя некоторое время в Москве переняли опыт Кишинева, у нас диаметрально поменяли позицию и начали расхваливать идею. Затем некоторые джентльмены от власти превратили ее в большой бизнес, доведя стоимость метра жилья в центре города до полутора тысяч долларов.

 

…и президентов

 

- Меня долгое время таскали по судам, обвиняя в том, что я якобы получил так называемый «откат» при покупке автомобилей для муниципальной службы «скорой помощи». Вокруг этого до сих пор много различных слухов.

Счетная палата при правлении Воронина выполняла политические заказы по устранению неугодных власти оппонентов. Я оказался в их числе, поскольку отказывался выполнять указы, которые шли вразрез с интересами кишиневцев. Воронин объявил мне войну за строптивость. Заведенное против меня уголовное дело о якобы допущенных нарушениях законодательства при приобретении автомобилей для службы «скорой помощи» было частью плана борьбы со мной. Мой высокий авторитет в городе и республике беспокоил Воронина, и поступила команда меня посадить. Прокуроры требовали девять лет строгого режима. Пять лет я ходил по судам различной инстанции. Когда все обвинения были сняты, Воронин приказал начать все сначала.

Мне пытались обвинить в нанесении ущерба городскому бюджету в размере 3,6 миллиона лей. Эти деньги, которые кто-то, видимо, рассчитывал получить, и послужили причиной для возбуждения уголовного дела против меня.

В подобных случаях практиковалось, чтобы мэр подписывал решение о выделении необходимой суммы и передавал его для утверждения в муниципальный совет. Я пошел другим путем. Создал комиссию из всех фракций совета. Эти ребята в течение года разработали соответствующие документы и организовали конкурс, в котором участвовали семь компаний. Знакомясь с итоговыми документами, я обратил внимание, что услуги банка в процессе покупки машин обойдутся городской казне в 3,6 миллиона лей. Конечно, это меня покоробило. В конце года я «сжал ремень» муниципального бюджета и заплатил за машины напрямую, минуя этот банк. 3,6 миллиона лей из городской казны мы направили на другие срочные нужды - это пытались вменить мне в вину.

 

Киртоакэ будет продавать булыжники улицы Диордицы

 

- Дороги были также приоритетом во время моего руководства мэрией. Чуфля, Измаил, Букурешть, Чевкары, Мирча чел Бэтрын – эти и другие главные артерии столицы спасли ее от предсказуемого транспортного коллапса. Сейчас даже ремонт одной улицы никак не могут завершить, затратив в разы больше, чем мы тратили десять лет назад. Не говорю уже о качестве: после недавнего капитального ремонта улицы Алба Юлия асфальт разрушился после первого же ливня.

От суммы денег, которые были затрачены на сооружение так называемой пешеходной улицы в центре столицы, вообще волосы дыбом встают. 12 миллионов лей на 200 метров дороги, по которой женщины не могут пройти даже в туфлях на средних каблуках. Нарушено и транспортное движение. В качестве мэра я уберу булыжники возле министерства финансов и заставлю Дорина Киртоакэ продавать их по той же цене, за которую он их приобрел: хоть частично возместим затраты.

Мы сумели навести порядок и в уличной торговле. Когда я пришел в мэрию, трусами и носками торговали повсеместно в центре города – чуть ли не под окнами правительства. Мы открыли 48 рынков во всех секторах столицы, освободив центр от стихийных продавцов. Сейчас ситуация, к сожалению, повторяется - центр Кишинева опять превратился в базар.      

 

Беспартийный мэр в списке партии

 

- Меня часто спрашивают, почему я согласился баллотироваться в мэры Кишинева по спискам ЛДПМ: «В очередной раз хочу уточнить. Выдвинут по спискам Либерал-демократической партии, но я – беспартийный. В конечном итоге считаю, что поступил правильно.

В 2011 году после парламентских выборов альянс «Наша Молдова», который я возглавлял, и ЛДПМ объединились. В этой партии много моих коллег из АМН. А в обновленной Либерал-демократической партии много примаров населенных пунктов, входящих в состав муниципия, бывших членов АМН.

Я дал согласие баллотироваться на пост мэра, решив подставить плечо городу и горожанам. Не буду скрывать, у меня сердце болит, когда гляжу на то, что происходит в последние годы в Кишиневе. Десять лет назад я заявил о возможности своего возвращения в мэрию, если ситуация в Кишиневе изменится к худшему. К сожалению, вынужден признать, что так и произошло. Поэтому я принял решение вернуться к любимому делу: строить дороги, школы, детские сады, коммуникации и т.д.. Ведь моя специальность - строитель. Этим я занимался 11 лет, руководя муниципалитетом. Еще раз хочу подчеркнуть, что порядок в городе наведу с помощью всех кишиневцев. Это будет наша общая заслуга.

 

Вернуть Кишинев в пятерку самых зеленых городов Европы

 

- Одна из главных задач, обозначенная в моей стратегии, - вернуть Кишинев в первую пятерку самых зеленых европейских столиц. Именно за это в 2003 году наш город был отмечен Почетным знаменем Евросоюза. Спустя десять лет я с грустью воспринял сообщение о том, что Кишинев - в топе самых грязных столиц мира. Согласно статистике, только в позапрошлом году в столице на 800 гектаров уменьшилась территория парков и лесополос.

Обещаю вернуться к проектам, которые не успел реализовать в свое время. В частности, это строительство девяти водопадов на реке Бык, новые дороги, троллейбусные линии, скоростной трамвай, тротуары и т.д.. Вместе с кишиневцами создадим на реке Бык зону отдыха для горожан. Отмечу, что это не просто слова: есть конкретные проекты.

Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии