История

Сергей Будич: Моего двоюродного деда румынские жандармы подвесили на крюке за ребра

11.07.2023, 10:49
{Сергей Будич: Моего двоюродного деда румынские жандармы подвесили на крюке за ребра   } Молдавские Ведомости

В «Русском доме» состоялась премьера документального фильма о тех, кто защищал Кишинев в первые дни войны, когда румыно-немецкая авиация бомбила молдавские города. Месяц и 24 дня держала Молдавия оборону - больше, чем иные европейские страны. 145 тысяч молдаван отправились на фронт, 40 тысяч - добровольцами. За мужество и героизм в 1941 году 16 человек получили звание Героя Советского Союза: семеро – летчики, пятеро – пограничники, четверо – пехотинцы.

Фильм состоит из этюдов, героями которых стали наши земляки. Участники премьерного показа узнали новые факты о событиях 82-летней давности и новые имена защитников Кишинева. О том, как их открыли, рассказал участник проекта, режиссер и оператор фильма Сергей Будич.

Вышли из дома на минутку...

- Эта тема давно волнует меня. Однажды я пришел в музей, созданный ребятами из отряда поисковиков Алексея Петровича, где хранятся военные трофеи, добытые в ходе раскопок: личные вещи бойцов, письма, фотографии, документы. На одном стенде увидел множество ржавых ключей… Их брали с собой, отправляясь на фронт. И я инстинктивно ощупал свой карман: не забыл ли ключи...

Люди, вставшие на защиту Кишинева, выходя из дома, надеялись очень скоро вернуться. И не вернулись. Меня это так тронуло, что я загорелся идеей символически войти в их дома и рассказать их истории. Проект «Защитники Кишинева» мы реализовали вместе с единомышленниками.

Где она, улица Карманова?

- Я всю жизнь прожил на улице Карманова на Рышкановке. В 2000 году ее переименовали в улицу Думитру Рышкану. Единственное, что я о нем узнал: он продал село Рышкань мэрии Кишинева. Заметьте: не подарил! И в этом вся его заслуга. А его родственник Константин Рышкану построил самое старое здание столицы – церковь Святых Константина и Елены у цирка. И улицу его именем не назвали. Но справедливее было бы вернуть ей имя Афанасия Карманова в благодарность за спасение кишиневцев от авианалетов.

В детстве я ходил в школу мимо таблички с информацией о Герое Советского Союза Афанасии Георгиевич Карманове – отважном летчике-истребителе. У меня и дедушка, и отец, и брат, и я чуть-чуть – все из авиации. Отец рассказывал о летчике Карманове и самолете, на котором он летал.

В начале войны наши летчики летали в основном на И-15, прозванных «ишаками». Новые самолеты, такие, как МИГ-3, давали асам. То, что Карманов летал на истребителе, свидетельствует о том, что в своем деле он был мастер. Он поднял в воздух свой самолет, чтобы отвести фашистов от аэродрома, первым из летчиков принял бой и в первые сутки войны сбил пять вражеских самолетов.

Всего два дня довелось Карманову повоевать. Он погиб, не успев катапультироваться.  Менее известно имя другого летчика-кишиневца, Анатолия Соколова,  а он сбил первый вражеский самолет в той войне.

Мой дедушка, кишиневец, был свидетелем тех первых дней войны. Я хочу, чтобы и мои земляки о ней знали.

Трамвай с людьми взлетел на воздух

- Мой дед встретил войну 13-летним и стал свидетелем как фашистская авиабомба попала прямо в трамвай. Было это утром, люди ехали по своим делам. Дед жил на пересечении нынешней улицы Сергея Лазо с проспектом Штефана чел Маре. Вместе с другими ребятами побежал на звук взрыва. Рядом с вагоном лежали кровоточащие фрагменты тел…

Первые часы войны, первые авианалеты. И в этот момент Афанасий Карманов и его товарищи, рискуя своими жизнями, подняли в небо самолеты. А «благодарные» потомки не защитили улицу от переименования. Мне тогда было восемь лет, я этих вещей не осознавал. Сегодня у меня есть вопросы к тем людям в мэрии, которые это решение принимали.

Бой в центре Кишинева

Об одном из эпизодов войны в фильме рассказывает участник проекта Алексей Петрович.

- На пересечении нынешних улиц Бэнулеску-Бодони и Колумна советские артиллеристы вступили в бой с немцами и румынами. В архивах сохранились фото разбитых советских пушек и погибших солдат.

В 2016 году в центре Кишинева мы обнаружили воинское захоронение: в огромную яму были сброшены 62 тела. По сохранившимся предметам и смертному медальону мы смогли опознать уроженца Кишинева Иосифа Кантора, который на тот момент считался пропавшим без вести с июля 1941 года.

Семья погибла во время Холокоста. Выжили лишь супруга и дочь Кантора. Внучка Иосифа приехала из Израиля на могилу деда. Рассказала, что бабушка до последних дней ждала и искала мужа.

Тайна захоронения у Комсомольского озера

С горечью рассказывает Алексей Петрович о чиновниках, препятствующих поисковой работе.

- В 2018 году у Комсомольского озера обнаружили братскую могилу. Запросили разрешение на раскопки – и тут же чиновники это место законсервировали. Удалось извлечь останки пятерых. Сегодня это место закрыто тротуарной плиткой, уложены бордюры. Что там, под землей, осталось тайной. Возможно, это место расправы над подпольщиками-антифашистами.

Пытали на глазах родных

Рассказывает Сергей Будич.  

- В войну в Кишиневе существовало антифашистское подполье. Этот факт малоизвестен, но мы, участники проекта, намереваемся пробел устранить.

Одним из участников этого подполья был старший брат моего деда Иван Васильевич Будич. Он родился в 1915 году в Кишиневе. В годы войны вместе с боевыми товарищами был захвачен румынскими жандармами и умер во время пыток на допросе. 

На глазах у матери, моей прабабушки, и согнанных на площадь горожан его подвесили за ребра на крюки и издевались, пока он не умер. При виде этой картины у прабабушки случился инсульт, и до конца своих дней она больше с постели не поднялась.

Фамилия Ивана Будича значится на одном из обелисков на столичном Мемориале наряду с фамилиями других подпольщиков – работяг с кирпичного завода, хлебокомбината, из трамвайного депо. Когда были живы бабушка с дедушкой, мы каждый год 9 мая приносили цветы на могилу. Приходим и теперь, только меньшим составом.

Суд над информатором

- Я отыскал троих своих родственников, членов кишиневского подполья. Племянница руководителя группы подпольщиков по фамилии Кэрунту до сих пор живет в Унгенах.

В статье «И мертвые помнят», опубликованной в 1960 году в «Молодежи Молдавии», рассказывалось, как мать одного из погибших подпольщиков случайно узнала на рынке стукача и обратилась в милицию. В том же году его судили. На суд привезли из Румынии бывшего военного коменданта Кишинева, требуя гарантий, что в зале суда его не арестуют. Он выступил как главный свидетель, наказан не был, жил без угрызений совести, пережил Чаушеску. Арестован и осужден был официант Литвиненко, который выдал всю группу. Его завербовала сигуранца. 

На пересечении улиц Когылничану и Пушкина, через дорогу от госуниверситета, есть здание с колоннами, бывший институт пищевых технологий. Во время войны – об этом мало кто знает – здесь была сигуранца. В подвале пытали около двухсот подпольщиков. Говорят, что за каждого выданного информаторам платили по 30 тысяч лей и наделяли землей.

Тема кишиневского подполья нами до конца еще не раскрыта. Она полна белых пятен, мы продолжаем ее изучать. И благодаря поддержке людей, которые эти события помнили, мы продвинулись. Работа над фильмом продолжается. Мы откроем новые имена наших земляков, которые заслуживают памяти.

Мария БУИНЧУК

Комментарии (1) Добавить комментарии