Шалару уходит из политики, чтобы посвятить себя "борьбе с российской пропагандой"
18.04.2023, 17:32
Бывший министр обороны Молдовы, учредитель Партии национального единства Анатол Шалару объявил, что уходит из политики, чтобы посвятить себя борьбе с российской пропагандой.
Он сообщил на своей странице в Facebook, что поддерживает Украину и считает, что люди "должны знать правду и получать достоверную информацию, чтобы уметь отличать правду от лжи".
"Я ухожу из политики сейчас, потому что хочу эффективно бороться с российской пропагандой, хочу поделиться своими знаниями. Я знаю, как мы можем бороться с ядом Путина, который стараются распространить и в Молдове, и в Евросоюзе, поэтому хочу полностью посвятить себя этой работе", - написал Шалару.
В эксклюзивном интервью агентству "ИНФОТАГ" он рассказал о своем видении решения проблем, с которыми сталкивается Молдова.
"ИНФОТАГ": Господин Шалару, в 2023 г. бюджет министерства обороны Молдовы существенно увеличен, но он так и не приблизился к стандарту в 2% от ВВП - практики финансирования оборонных ведомств западных стран. Насколько в процентном соотношении Молдова в состоянии покрывать расходы на оборону?
Анатол ШАЛАРУ: Расходы на оборону в 2% - это практика стран-членов НАТО. К примеру, в Швейцарии - это 6%. То есть, нейтральные страны платят в 2-3 раза больше, чем приведенная вами цифра. Поэтому, если даже Молдова потратит 20 или 50% ВВП, она все равно не добьется существенных результатов или резкого прогресса.
Чтобы стать страной с сильной и боеспособной армией республике надо много потратить на вооруженные силы. И речь идет не только о модернизации армии, как таковой, закупке оружия в виде противоздушных комплексов и ракет к ним. Необходимо помнить, что на протяжении последних 25 лет в умах граждан Молдовы и политиков преобладала риторика о том, что "нам армия не нужна". Теперь же, "сосед Украины хочет стать нашим соседом", и поэтому Молдова может столкнуться с очень большими проблемами. И надо понимать, что "этот сосед потом захочет стать соседом Румынии, а потом - Болгарии и Сербии".
А чтобы Молдова имела "зонтик безопасности", есть два выхода. Первый - отказаться от пресловутого нейтралитета и вступить в НАТО. Второе - объединиться с Румынией. Потому что объединение способно сразу решить и вопросы безопасности. Путин, конечно, человек не в себе, но он никогда не решится на войну со всем Североатлантическим альянсом. Подчеркну еще раз, что затраты Молдовы на армию - мизерны и ничтожны.
Когда я был министром обороны, в качестве одной из приоритетных целей я видел переход армии на стандарты НАТО (Оперативная совместимость - DCBI). К примеру, Финляндия в своих вооруженных силах давно ввела стандарты НАТО, построила мощную и современную армию и сейчас, когда возникла угроза со стороны России, эта страна всего за несколько месяцев стала членом НАТО, пройдя все бюрократические процедуры в ускоренном темпе. И армия Финляндии соответствует всем стандартам Альянса, потому как она исподволь и постепенно переходила на них.
"ИНФОТАГ": Есть те, кто считает, что Молдова со своим ВВП на уровне в $14,5 млрд., еще не скоро будет в состоянии финансировать запросы армии? Откуда взять необходимые для этого средства?
А.Ш.: Молдова уже много лет является страной, которая живет только на дотации. Потому что без помощи внешних партнеров по развитию (в первую очередь Евросоюза и США) республика бы давно обанкротилась. Молдова не в состоянии сама себя обеспечивать. Вспомните, что мы недавно дрова получали в качестве гуманитарной помощи. У нас не было средств, чтобы купить противоградовые ракеты. При этом, некоторые спрашивают на полном серьезе: "А почему Молдова не может купить ракеты Patriot, чтобы сбивать российские ракеты, пролетающие над территорией Молдовы?". Объяснение в одном - Молдова, к сожалению, государство - банкрот. Она никогда не была государством. К тому же, имея на своей территории группировку российской оккупационной армии, Молдова не способна выстроить мощную экономику, чтобы обеспечить средства на пенсии, зарплаты и нужды современной армии.
В этой связи страдают те отрасли, которые никогда не выйдут на протесты, я имею в виду военнослужащих как госслужащих. Поэтому все правительства считали, что раз военные не выйдут ни при каких обстоятельствах на забастовку, то и обеспечивать их можно в последнюю очередь, по остаточному принципу.
"ИНФОТАГ": Может быть, в такой ситуации Молдове лучше, условно говоря, иметь только роту почетного караула, но не армию, которую государство не в состоянии финансировать на достойном уровне?
А.Ш.: Эта идея витает в воздухе давно. К слову, это есть часть гибридной войны России: мол, Молдова не должна иметь армию, а Приднестровью она необходима. А Россия, якобы, должна иметь военную группировку на территории Молдовы.
Имеет право на жизнь и такой вариант, что Молдова не будет иметь собственной армии, но у нее должны быть серьезные гарантии безопасности со стороны многих стран. Но мы видим на примере Украины, что это не помогло. В 1994 г. официальный Киев передал России свое ядерное оружие, получив гарантии безопасности, но это не сработало. Украина опять объявила себя нейтральной страной, но и это ей не помогло. Причина в том, что Россия в своих действиях не руководствуется международным правом.
Еще один момент. Как Молдова может отказаться от собственных Вооруженных сил, когда мы имеем на своей территории российскую группировку, а армия Приднестровья по численности больше молдавской, и имеет больше вооружений?! При таком раскладе эта Рота почетного караула никак не поможет безопасности населения страны.
"ИНФОТАГ": За время военной агрессии России против Украины в публичное пространство не раз вбрасывалась тема о возможной эскалации ситуации в регионе через Приднестровье с использованием Москвой ее ограниченной группы войск. По вашему мнению, насколько это реалистично?
А. Ш.: Россия давно и настойчиво втягивает Молдову в гибридную войну, оказывая давление на нас информационными вбросами. Да, Москва рассматривала такой вариант, что если российская армия подойдет ближе к Молдове, то они исключали вариант организации провокаций в Приднестровье и Молдове. Провокаций такого рода, чтобы мог вмешаться Кремль и нанести ракетные удары по стратегическим объектам в Молдове.
Сейчас такой сценарий маловероятен. Почему? И у элит Приднестровья, и у Путина с его камарильей сейчас две задачи: после победы Украины сохранить статус-кво и удержаться во власти. Потому что после победы Украины и всего цивилизованного мира над Россией, у нынешней власти в Приднестровье возникнут очень серьезные проблемы.
Киев не будет пропускать транзит газа из России в Европу, а значит, он закончится и для Приднестровья. Далее - финансовые вопросы к Кремлю, нужно будет выделение больших средств на восстановление Украины, выплаты ей компенсаций. На это наложит отпечаток еще экономический кризис, который спровоцирует политика санкций, введенных против России.
Приднестровье все последние десятилетия живет за счет бесплатного российского газа. Это и Молдавская ГРЭС, и Молдавский металлургический завод, и вся остальная экономика. Они там, в регионе, должны принять решение: умереть экономически в течение нескольких месяцев (возможно лет), или переориентироваться на Евросоюз и благополучно "забыть про братскую помощь России". По этой же причине уйдут из региона и российские войска. Присутствие в Европе неконтролируемого контингента никто не допустит.
"И": Молдова и другие страны региона живут в ожидании событий на фронтах в Украине. Какие возможные сценарии развития ситуации могут повлиять на Молдову?
А. Ш.: Я давно говорил и повторюсь, что Кремль собирается дестабилизировать ситуацию в Молдове. Причина в том, что Россия очень заинтересована в сохранении такого плацдарма как Приднестровье с дальнейшим его расширением на всю правобережную Молдову. Поэтому в Кремле сейчас рассматривают свержение власти в Кишиневе волной "народного гнева". Это пройдет под маркой "протестов и недовольства политикой", чтобы заставить ныне действующее большинство уйти в отставку и организовать досрочные выборы.
Из-за ошибок, действительно допущенных властями Молдовы, и на российские деньги у нынешней оппозиции - партии "Шор" и Партии социалистов есть возможность победить на досрочных выборах. Они способны набрать вместе более 50% голосов избирателей. И это поможет Россия сохранить здесь свое политическое влияние и установить в Молдове легальное пророссийское правительство.
Эти выборы вынуждены будут признать все, потому что будут законными. Если они бы свергли власть, а военной помощи от России нет, то кто бы признал такую власть? Ведь ни для кого не секрет, что на протяжении веков Москва не меняла вектор своей внешней политики - экспансия. Сейчас она хочет взять под контроль пять бывших советских республик - Молдову, Грузию, Украину, Армению и Казахстан. Хотели бы прихватить и Азербайджан, но им не позволит Турция. В понимании Кремля, все перечисленные страны должны быть в зоне влияния России. Всесторонняя помощь Молдове с Запада говорит о том, что он не согласен с намерением России сохранить республику в таком зависимом положении. Причина в том, что "пророссийская Молдова" - это больше проблем и для Украины, и для НАТО.
"ИНФОТАГ": Насколько оправдан призыв президента Майи Санду о снабжении Молдовы современным оружием для защиты от военной агрессии?
А. Ш.: Не знаю, что она имела в виду. Но для Молдовы сохраняется угроза военного нападения со стороны России. Не прямой угрозы, понятно, что сейчас Москва не может дотянуться до Молдовы. Даже вопрос об этом не стоит. Но есть другие методы - гибридная война, ракетные обстрелы. Они в силе и дают свой эффект. В случае необходимости, Россия сейчас готова на все ради обострения обстановки вокруг Молдовы и Украины. Она может пойти на самые разные провокации. Их цель - постоянное напряжение, вызвать нежелание инвесторов, финансовых и экономических партнеров приходить в страну, заставляя их 100 раз подумать, есть ли смысл рисковать капиталом.
"ИНФОТАГ": Насколько верно утверждение, что участие военнослужащих Молдовы в миротворческих миссиях приносит пользу национальной армии. Ведь в Косово и Ливане молдавский контингент действует несамостоятельно?
А. Ш.: Это очень важная для Молдовы история. Потому, что республика является экспортером безопасности. В свое время я сам посетил в качестве министра молдавский контингент в Косово и то, что они там совместно с военными других стран отрабатывают слаженность действий, изучают натовское оружие, технику и приемы действий, - это крайне необходимо и важно. Они там знакомятся с коллегами из разных стран.
Нужно отметить и то, что это еще и солидная надбавка к зарплате, что очень полезно для них и их семей. Это - стимул для военнослужащих, потому что зарплаты у наших военных, наверное, самые низкие в Европе. В бытность министром, я вел переговоры с Румынией о создании нескольких совместных миротворческих батальонов. Следует понимать, что Молдова может заработать большие деньги, участвуя подготовленными контингентами военнослужащих под эгидой ООН в миротворческих миссиях по всему миру. К сожалению, эта идея не воплотилась, потому что в операциях подобного типа страна должна участвовать со своей техникой и вооружением, а у Молдовы нет такой возможности. Совместно с Румынией наши военные могли бы получить современную натовскую технику и оружие. Миротворческие операции- это не боевые действия, но они крайне полезны для военнослужащих в плане их профессионализма.
"ИНФОТАГ": Как вы расцениваете ситуацию с приднестровским урегулированием? На фоне событий последних 14 месяцев есть ощущение, что оно пребывает в глубокой заморозке?
А. Ш. Знаете, есть такое выражение: "Это помогает, как массаж на деревянную ногу". Все эти движения, процессы по некоему урегулированию, всегда были выгодны лишь режиму в Тирасполе. Молдова никогда и ничего от этого не выигрывала. До тех пор пока в Приднестровье находится Россия, будут блокироваться все инициативы. Очень часто ОБСЕ шла на поводу, становясь на сторону Приднестровья и России, поэтому формат "5+2" нужно менять. Миротворческую миссию не может исполнять страна, которая напрямую участвовала в агрессии. И нужно понимать, что в начале 90-х годов ХХ века в Молдове была вовсе не гражданская война, а была российско-молдавская война. А если называть вещи своими именами, то это была прямая агрессия России. В регионе должна быть миротворческая миссия под эгидой ООН. Могут в нее быть включены и российские миротворцы, но только под эгидой ООН.
"ИНФОТАГ": В ситуации, когда переговорный формат "5+2" не работает, насколько актуально к урегулированию подключить новых участников, например, Румынию?
А. Ш. Можно подключать и Румынию. Пока Москва диктовала в этом формате свои условия и некоторые участники формата были на ее стороне, то его использовали. Пока и Евросоюз, и США считают, что он действительно возможен. Но со временем, на мой взгляд, Россия должна быть из него исключена. Уже сейчас очевидно, что это страна - агрессор. Ее цель - блокировать любыми средствами решение приднестровского вопроса в интересах Молдовы.
"ИНФОТАГ": Какого плана принудительные меры могли бы способствовать реинтеграции Молдовы?
А. Ш.: Власти Молдовы должны применить закон. Потому что и гагаузы и даже те, кто жил в Приднестровье, не страдали сепаратизмом. Это было им привито. Привито политиками, военными, преступными лидерами.
Но Молдова не будет применять никакие принудительные меры, исходя из того, что считает жителей этих регионов, прежде всего, своими гражданами. А против своего народа никакие принудительные меры не могут быть применены. Я уверен, что после победы Украины, многие вопросы, в том числе и вопросы сепаратизма, исчезнут.
Сразу после победы Киева, уйдет и российский контингент. Именно он является в регионе опорой сепаратизма, он оказывает непосредственное влияние на непризнанных руководителей Приднестровского региона.
Что касается Гагаузской автономии, то надо вспомнить с какой целью она была создана. Для сохранения языка и культуры народа. Но потом, она (автономия) превратилась в орудие против молдавского государства. И даже их желание открыть в Гагаузии российское консульство в Комрате, добиться для гагаузов и Приднестровья права вето на законы по внешней политике Молдовы, - это говорит о том, что два этих региона - инструменты в руках Москвы, направленные против молдавского государства.
Он сообщил на своей странице в Facebook, что поддерживает Украину и считает, что люди "должны знать правду и получать достоверную информацию, чтобы уметь отличать правду от лжи".
"Я ухожу из политики сейчас, потому что хочу эффективно бороться с российской пропагандой, хочу поделиться своими знаниями. Я знаю, как мы можем бороться с ядом Путина, который стараются распространить и в Молдове, и в Евросоюзе, поэтому хочу полностью посвятить себя этой работе", - написал Шалару.
В эксклюзивном интервью агентству "ИНФОТАГ" он рассказал о своем видении решения проблем, с которыми сталкивается Молдова.
"ИНФОТАГ": Господин Шалару, в 2023 г. бюджет министерства обороны Молдовы существенно увеличен, но он так и не приблизился к стандарту в 2% от ВВП - практики финансирования оборонных ведомств западных стран. Насколько в процентном соотношении Молдова в состоянии покрывать расходы на оборону?
Анатол ШАЛАРУ: Расходы на оборону в 2% - это практика стран-членов НАТО. К примеру, в Швейцарии - это 6%. То есть, нейтральные страны платят в 2-3 раза больше, чем приведенная вами цифра. Поэтому, если даже Молдова потратит 20 или 50% ВВП, она все равно не добьется существенных результатов или резкого прогресса.
Чтобы стать страной с сильной и боеспособной армией республике надо много потратить на вооруженные силы. И речь идет не только о модернизации армии, как таковой, закупке оружия в виде противоздушных комплексов и ракет к ним. Необходимо помнить, что на протяжении последних 25 лет в умах граждан Молдовы и политиков преобладала риторика о том, что "нам армия не нужна". Теперь же, "сосед Украины хочет стать нашим соседом", и поэтому Молдова может столкнуться с очень большими проблемами. И надо понимать, что "этот сосед потом захочет стать соседом Румынии, а потом - Болгарии и Сербии".
А чтобы Молдова имела "зонтик безопасности", есть два выхода. Первый - отказаться от пресловутого нейтралитета и вступить в НАТО. Второе - объединиться с Румынией. Потому что объединение способно сразу решить и вопросы безопасности. Путин, конечно, человек не в себе, но он никогда не решится на войну со всем Североатлантическим альянсом. Подчеркну еще раз, что затраты Молдовы на армию - мизерны и ничтожны.
Когда я был министром обороны, в качестве одной из приоритетных целей я видел переход армии на стандарты НАТО (Оперативная совместимость - DCBI). К примеру, Финляндия в своих вооруженных силах давно ввела стандарты НАТО, построила мощную и современную армию и сейчас, когда возникла угроза со стороны России, эта страна всего за несколько месяцев стала членом НАТО, пройдя все бюрократические процедуры в ускоренном темпе. И армия Финляндии соответствует всем стандартам Альянса, потому как она исподволь и постепенно переходила на них.
"ИНФОТАГ": Есть те, кто считает, что Молдова со своим ВВП на уровне в $14,5 млрд., еще не скоро будет в состоянии финансировать запросы армии? Откуда взять необходимые для этого средства?
А.Ш.: Молдова уже много лет является страной, которая живет только на дотации. Потому что без помощи внешних партнеров по развитию (в первую очередь Евросоюза и США) республика бы давно обанкротилась. Молдова не в состоянии сама себя обеспечивать. Вспомните, что мы недавно дрова получали в качестве гуманитарной помощи. У нас не было средств, чтобы купить противоградовые ракеты. При этом, некоторые спрашивают на полном серьезе: "А почему Молдова не может купить ракеты Patriot, чтобы сбивать российские ракеты, пролетающие над территорией Молдовы?". Объяснение в одном - Молдова, к сожалению, государство - банкрот. Она никогда не была государством. К тому же, имея на своей территории группировку российской оккупационной армии, Молдова не способна выстроить мощную экономику, чтобы обеспечить средства на пенсии, зарплаты и нужды современной армии.
В этой связи страдают те отрасли, которые никогда не выйдут на протесты, я имею в виду военнослужащих как госслужащих. Поэтому все правительства считали, что раз военные не выйдут ни при каких обстоятельствах на забастовку, то и обеспечивать их можно в последнюю очередь, по остаточному принципу.
"ИНФОТАГ": Может быть, в такой ситуации Молдове лучше, условно говоря, иметь только роту почетного караула, но не армию, которую государство не в состоянии финансировать на достойном уровне?
А.Ш.: Эта идея витает в воздухе давно. К слову, это есть часть гибридной войны России: мол, Молдова не должна иметь армию, а Приднестровью она необходима. А Россия, якобы, должна иметь военную группировку на территории Молдовы.
Имеет право на жизнь и такой вариант, что Молдова не будет иметь собственной армии, но у нее должны быть серьезные гарантии безопасности со стороны многих стран. Но мы видим на примере Украины, что это не помогло. В 1994 г. официальный Киев передал России свое ядерное оружие, получив гарантии безопасности, но это не сработало. Украина опять объявила себя нейтральной страной, но и это ей не помогло. Причина в том, что Россия в своих действиях не руководствуется международным правом.
Еще один момент. Как Молдова может отказаться от собственных Вооруженных сил, когда мы имеем на своей территории российскую группировку, а армия Приднестровья по численности больше молдавской, и имеет больше вооружений?! При таком раскладе эта Рота почетного караула никак не поможет безопасности населения страны.
"ИНФОТАГ": За время военной агрессии России против Украины в публичное пространство не раз вбрасывалась тема о возможной эскалации ситуации в регионе через Приднестровье с использованием Москвой ее ограниченной группы войск. По вашему мнению, насколько это реалистично?
А. Ш.: Россия давно и настойчиво втягивает Молдову в гибридную войну, оказывая давление на нас информационными вбросами. Да, Москва рассматривала такой вариант, что если российская армия подойдет ближе к Молдове, то они исключали вариант организации провокаций в Приднестровье и Молдове. Провокаций такого рода, чтобы мог вмешаться Кремль и нанести ракетные удары по стратегическим объектам в Молдове.
Сейчас такой сценарий маловероятен. Почему? И у элит Приднестровья, и у Путина с его камарильей сейчас две задачи: после победы Украины сохранить статус-кво и удержаться во власти. Потому что после победы Украины и всего цивилизованного мира над Россией, у нынешней власти в Приднестровье возникнут очень серьезные проблемы.
Киев не будет пропускать транзит газа из России в Европу, а значит, он закончится и для Приднестровья. Далее - финансовые вопросы к Кремлю, нужно будет выделение больших средств на восстановление Украины, выплаты ей компенсаций. На это наложит отпечаток еще экономический кризис, который спровоцирует политика санкций, введенных против России.
Приднестровье все последние десятилетия живет за счет бесплатного российского газа. Это и Молдавская ГРЭС, и Молдавский металлургический завод, и вся остальная экономика. Они там, в регионе, должны принять решение: умереть экономически в течение нескольких месяцев (возможно лет), или переориентироваться на Евросоюз и благополучно "забыть про братскую помощь России". По этой же причине уйдут из региона и российские войска. Присутствие в Европе неконтролируемого контингента никто не допустит.
"И": Молдова и другие страны региона живут в ожидании событий на фронтах в Украине. Какие возможные сценарии развития ситуации могут повлиять на Молдову?
А. Ш.: Я давно говорил и повторюсь, что Кремль собирается дестабилизировать ситуацию в Молдове. Причина в том, что Россия очень заинтересована в сохранении такого плацдарма как Приднестровье с дальнейшим его расширением на всю правобережную Молдову. Поэтому в Кремле сейчас рассматривают свержение власти в Кишиневе волной "народного гнева". Это пройдет под маркой "протестов и недовольства политикой", чтобы заставить ныне действующее большинство уйти в отставку и организовать досрочные выборы.
Из-за ошибок, действительно допущенных властями Молдовы, и на российские деньги у нынешней оппозиции - партии "Шор" и Партии социалистов есть возможность победить на досрочных выборах. Они способны набрать вместе более 50% голосов избирателей. И это поможет Россия сохранить здесь свое политическое влияние и установить в Молдове легальное пророссийское правительство.
Эти выборы вынуждены будут признать все, потому что будут законными. Если они бы свергли власть, а военной помощи от России нет, то кто бы признал такую власть? Ведь ни для кого не секрет, что на протяжении веков Москва не меняла вектор своей внешней политики - экспансия. Сейчас она хочет взять под контроль пять бывших советских республик - Молдову, Грузию, Украину, Армению и Казахстан. Хотели бы прихватить и Азербайджан, но им не позволит Турция. В понимании Кремля, все перечисленные страны должны быть в зоне влияния России. Всесторонняя помощь Молдове с Запада говорит о том, что он не согласен с намерением России сохранить республику в таком зависимом положении. Причина в том, что "пророссийская Молдова" - это больше проблем и для Украины, и для НАТО.
"ИНФОТАГ": Насколько оправдан призыв президента Майи Санду о снабжении Молдовы современным оружием для защиты от военной агрессии?
А. Ш.: Не знаю, что она имела в виду. Но для Молдовы сохраняется угроза военного нападения со стороны России. Не прямой угрозы, понятно, что сейчас Москва не может дотянуться до Молдовы. Даже вопрос об этом не стоит. Но есть другие методы - гибридная война, ракетные обстрелы. Они в силе и дают свой эффект. В случае необходимости, Россия сейчас готова на все ради обострения обстановки вокруг Молдовы и Украины. Она может пойти на самые разные провокации. Их цель - постоянное напряжение, вызвать нежелание инвесторов, финансовых и экономических партнеров приходить в страну, заставляя их 100 раз подумать, есть ли смысл рисковать капиталом.
"ИНФОТАГ": Насколько верно утверждение, что участие военнослужащих Молдовы в миротворческих миссиях приносит пользу национальной армии. Ведь в Косово и Ливане молдавский контингент действует несамостоятельно?
А. Ш.: Это очень важная для Молдовы история. Потому, что республика является экспортером безопасности. В свое время я сам посетил в качестве министра молдавский контингент в Косово и то, что они там совместно с военными других стран отрабатывают слаженность действий, изучают натовское оружие, технику и приемы действий, - это крайне необходимо и важно. Они там знакомятся с коллегами из разных стран.
Нужно отметить и то, что это еще и солидная надбавка к зарплате, что очень полезно для них и их семей. Это - стимул для военнослужащих, потому что зарплаты у наших военных, наверное, самые низкие в Европе. В бытность министром, я вел переговоры с Румынией о создании нескольких совместных миротворческих батальонов. Следует понимать, что Молдова может заработать большие деньги, участвуя подготовленными контингентами военнослужащих под эгидой ООН в миротворческих миссиях по всему миру. К сожалению, эта идея не воплотилась, потому что в операциях подобного типа страна должна участвовать со своей техникой и вооружением, а у Молдовы нет такой возможности. Совместно с Румынией наши военные могли бы получить современную натовскую технику и оружие. Миротворческие операции- это не боевые действия, но они крайне полезны для военнослужащих в плане их профессионализма.
"ИНФОТАГ": Как вы расцениваете ситуацию с приднестровским урегулированием? На фоне событий последних 14 месяцев есть ощущение, что оно пребывает в глубокой заморозке?
А. Ш. Знаете, есть такое выражение: "Это помогает, как массаж на деревянную ногу". Все эти движения, процессы по некоему урегулированию, всегда были выгодны лишь режиму в Тирасполе. Молдова никогда и ничего от этого не выигрывала. До тех пор пока в Приднестровье находится Россия, будут блокироваться все инициативы. Очень часто ОБСЕ шла на поводу, становясь на сторону Приднестровья и России, поэтому формат "5+2" нужно менять. Миротворческую миссию не может исполнять страна, которая напрямую участвовала в агрессии. И нужно понимать, что в начале 90-х годов ХХ века в Молдове была вовсе не гражданская война, а была российско-молдавская война. А если называть вещи своими именами, то это была прямая агрессия России. В регионе должна быть миротворческая миссия под эгидой ООН. Могут в нее быть включены и российские миротворцы, но только под эгидой ООН.
"ИНФОТАГ": В ситуации, когда переговорный формат "5+2" не работает, насколько актуально к урегулированию подключить новых участников, например, Румынию?
А. Ш. Можно подключать и Румынию. Пока Москва диктовала в этом формате свои условия и некоторые участники формата были на ее стороне, то его использовали. Пока и Евросоюз, и США считают, что он действительно возможен. Но со временем, на мой взгляд, Россия должна быть из него исключена. Уже сейчас очевидно, что это страна - агрессор. Ее цель - блокировать любыми средствами решение приднестровского вопроса в интересах Молдовы.
"ИНФОТАГ": Какого плана принудительные меры могли бы способствовать реинтеграции Молдовы?
А. Ш.: Власти Молдовы должны применить закон. Потому что и гагаузы и даже те, кто жил в Приднестровье, не страдали сепаратизмом. Это было им привито. Привито политиками, военными, преступными лидерами.
Но Молдова не будет применять никакие принудительные меры, исходя из того, что считает жителей этих регионов, прежде всего, своими гражданами. А против своего народа никакие принудительные меры не могут быть применены. Я уверен, что после победы Украины, многие вопросы, в том числе и вопросы сепаратизма, исчезнут.
Сразу после победы Киева, уйдет и российский контингент. Именно он является в регионе опорой сепаратизма, он оказывает непосредственное влияние на непризнанных руководителей Приднестровского региона.
Что касается Гагаузской автономии, то надо вспомнить с какой целью она была создана. Для сохранения языка и культуры народа. Но потом, она (автономия) превратилась в орудие против молдавского государства. И даже их желание открыть в Гагаузии российское консульство в Комрате, добиться для гагаузов и Приднестровья права вето на законы по внешней политике Молдовы, - это говорит о том, что два этих региона - инструменты в руках Москвы, направленные против молдавского государства.
Новости по теме
- Сегодня, 14:26
- Сегодня, 11:14
- Сегодня, 11:02
- Сегодня, 09:13
- Сегодня, 08:11
- Вчера, 18:38
- Вчера, 12:29
- Вчера, 12:01
- Вчера, 11:55
- Вчера, 11:19
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 14:26
- Сегодня, 11:14
- Сегодня, 11:02
- Сегодня, 09:13
- Сегодня, 08:11
- Вчера, 18:38
- Вчера, 12:29
- Вчера, 12:01
- Вчера, 11:55
- Вчера, 11:19
Уходи, уходи, уходи... да так, чтобы и духу твоего бы не было!
вот идиот.Даже соврать не умеет.А раньше хорошо получалось в 1989 и в последующие годы.Если Киев не будет пропускать газ в ЕВропу-он лишится миллиардов от транзита.И газа для себе и для Польши тоже .