Сказ о том, как молдаване рынок газа создавали
Молдова просила у России «справедливых» цен на газ. Но существует ли в мировой политике понятие справедливости?
В прошлом году Соединенные Штаты обещали Польше и Украине свой газ – но потом отвернулись и продают его Китаю. Вашингтон не захотел портить отношения с Германией, своим стратегическим партнером, и закрыл глаза на строительство «Северного потока-2». А как ведет себя Берлин? Бывший федеральный канцер ФРГ Герхард Шредер - председатель совета директоров компании ПАО «НК «Роснефть», член Российской академии наук, почетный доктор наук Санкт-Петербургского университета.
То есть все страны Запада ищут выгоду для себя в сотрудничестве с Россией - и находят. Но от Молдовы «партнеры» требуют своими выгодами жертвовать и искать альтернативные источники газа. Во имя чего?
Цена «глубокой озабоченности» Европы энергетическими проблемами Молдовы – 60 миллионов евро. Эти деньги, как уточнил верховный представитель ЕС по иностранным делам, вице-председатель Европейской комиссии Жозеп Боррель, нам дают на помощь наиболее уязвимым лицам, пострадавшим в результате энергетического кризиса. Их хватит ненадолго, а проверить, как их потратят власти, мы не сможем. Но к счастью, мы достигли примирения с «Газпромом». Если бы этого не произошло – мы остались бы без газа. Европейские партнеры продолжали бы выражать «сочувствие», советовать внедрять европейские стандарты и готовить для нас новую макрофинансовую помощь. Пока неизвестно, какой будет ее грантовая составляющая, а какой – кредитная, заявил докладчик по Молдове в Европейском парламенте Драгош Тудораке накануне подписания контракта с «Газпромом». То есть дальнейшие вспомоществования - с возвратом. А чем возвращать?
Если бы наш энергорынок развалился окончательно – «партнеры» пожали бы плечами и отошли бы в сторону. Вспомним, как Европа поступила с Грузией и Саакашвили, как предала союзника, как вел себя в тот момент Саркози. В сущности, европейские лидеры, которые советуют нам, как жить, недалеко ушли от своих предшественников, заключивших в 1938 году Мюнхенское соглашение с Гитлером и Муссолини. Причем еще до пакта Молотова-Риббентропа, о котором так любят вспоминать противники России. Еще тогда Европа показала, что каждая страна ищет выгоды только для себя, даже если эта выгода – в партнерстве с Гитлером. А как иначе? Ведь каждый из европейских лидеров поклялся служить своему народу. Своему, а не чужому. Даже если приходится идти на аморальные сделки.
Сегодня Евросоюз воюет с Россией, но при этом у каждой из стран ЕС с Москвой развиваются двусторонние отношения, потому что так выгодно европейским народам. А на Москву изо всех сил натравливают малые, ведомые, глупые страны, такие, как Молдова, как наша соседка Украина. Германия же, Франция, Италия, Испания, Португалия желают сохранить все преимущества двусторонних контактов с северным соседом – пусть и в рамках санкций.
Больше всех из числа науськиваемых на Россию стран суетится русофобская Польша, которая судилась с «Газпромом» в Страсбургском суде из-за цены на газ, в прошлом году выиграла дело и получила компенсацию. Но вот сейчас покупает газ по другим, неподъемным ценам, и оспорить этого уже не может. Польская компания «PGNiG» направила заявку о снижении цены на газ по контракту с «Газпромом», униженно прося учитывать «текущую рыночную ситуацию». То есть сделать скидку на бедность. Повоевали гордые паны – теперь кланяются до земли. А «Газпром» вернет с лихвой свои деньги, выплаченные Варшаве.
В течение месяца в Кишиневе приходилось слышать совершенно некомпетентные высказывания на тему поставок газа из альтернативных источников. В лагере «добрых людей» царило ликование. Министр иностранных дел Нику Попеску заявил: «Страна сотворила историю, впервые закупив газ не у России». Радужные ожидания были связаны с европейскими и американскими деньгами, которые якобы нам дали бы на войну с «Газпромом». По мнению «добрых людей», шла война за свободу и независимость, за право быть европейцами. На самом же деле - война за подачки «партнеров» и их распил. При этом никто как бы и не понимает, что как раз жить на западные субсидии – значит быть по-настоящему рабски зависимыми. А покупать газ у «Газпрома» - значит быть экономическим партнером России.
Это понимание к нам не пришло даже после того, как мы разорили свое виноделие, уничтожили отрасль, сломали каналы экспорта вина и виноматериалов в Россию. По расчетам экономического аналитика Думитру Барбалата, ранее доходы от экспорта молдавских вин на рынки России были сопоставимы со стоимостью импортируемого российского газа. То есть был некий коммерческий паритет. Сейчас убытки от потери российского рынка реализации молдавских вин - ежегодно более чем по 200 миллионов долларов. Основной экспорт молдавских вин, около двух третей, идет в «другие страны» по цене в два раза ниже, чем на рынки России и стран ЕС. И это «диверсификация»?
И вот новая попытка отрыва от России, новый раунд смертельной битвы моськи со слоном, жалкие попытки создать «свободный рынок газа». Покупая газ на бирже у спекулянтов, власть прекрасно понимала, что платит за газ все тому же поставщику плюс оплачивает накрутки перекупщиков. Мы наказали «Газпром»? Нет. Он ничего не потерял. Он свои деньги получил. Мы наказали себя? Да. Кого конкретно? «Добрые люди» могут платить за отопление своих особняков по любым тарифам. У каждого из них есть материальный резерв, позволяющий выдержать любые цены на продукты и энергоресурсы, любое повышение налогов. А как будут жить пенсионеры и инвалиды, получающие пенсию в 2000 лей и меньше? Чем семьи со скромным достатком будут кормить детей, на что лечиться? Сколько людей из категории среднего достатка переместятся в категорию нищих и пойдут мыть подъезды?
Правые винят Москву в том, что «Газпром» стал ее политическим орудием, что экономические отношения переплетены с политическими. Но разве наши западные партнеры не выставили нам множество политических условий в соглашении об интеграции РМ-ЕС, по которому мы фактически еще в 2016 году стали колонией? Правда, наши политики проявили хитроумие провинциалов: соглашение не выполнялось и не выполняется, а сейчас вообще устарело, никакие реформы не шли. Фактически это была самостоятельная политика, которую вели все правительства до Санду-Гаврилицы-Спыну. Они на фоне разговоров о перманентной евроинтеграции обманывали партнеров, и это спасало нас от участи страны, которая передала функции управления государством иностранцам. Мы хитрили и водили Европу за нос, мы брали у нее деньги и ничего не давали взамен - потому, что страной большому счету управляли компетентные люди. Кто-то из них подворовывал и брал взятки, но в основном это были люди, которые полжизни работали в госаппарате, вели большой бизнес, они умели считать и знали, что осенью придется верстать государственный бюджет и что деньги нужно откуда-то брать.
Понимая это, иностранцы решили имплементировать свою власть. И настойчиво потребовали от приземлившихся в госаппарат марсиан полного развала страны. От нас требуют, в частности, внедрения третьего энергетического пакета – законодательства ЕС по либерализации газового и электрического рынков, принятого в 2009 году. На прошлой неделе в Брюсселе прошло VI-е заседание Совета ассоциации под председательством Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Бореля и премьера Натальи Гаврилицы. ЕС призвал Молдову «гарантировать, чтобы реформа энергосектора обеспечивала полное соблюдение достижений Энергетического сообщества и проводилась в соответствии с Третьим энергетическим пакетом ЕС». О чем идет речь?
Цель законов Третьего энергопакета - ограничить монополию поставщиков газа и электричества, владеющих сетями доставки к потребителям. Они обязаны предоставить 50 процентов их емкости конкурентам, либо не пользоваться ими, либо продать независимым операторам. Цель - ограничить естественную монополию России на газ.
Третий энергопакет – часть инициативы развития либеральных европейских ценностей, но на практике служит целям внешней политики как разновидность санкций. В принципе Россия свободно может выполнить его требования, допустив к 50 процентам мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как «Роснефть» и «Новатэк», которые выкупают квоту. Фактически этот газ сейчас и продает «Газпром», из-за чего он, благодаря европейским благодетелям, становится для нас дороже.
Интересно, что по правилам Третьего энергопакета регулируется только внутренний транзит газа между странами - членами ЕС. Еврокомиссия не обладает полномочиями введения правил, если речь идет об объекте, находящемся вне территории ЕС. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но неприменимо для внешних поставщиков. То есть теоретически все это вообще не имеет никакого отношения к Молдове и ее контактам с «Газпромом». Россия полагает, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую и что законы направлены против главного поставщика трубопроводного газа в Европу.
Третий энергопакет критикуют даже в Европе. Хотя его официальная цель - снижение цен, получается, что цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме того, практика закупок на газовой бирже не гарантирует стабильного снабжения, свободный газ может отсутствовать, в то время как монополисты гарантируют объемы поставок. Мы попробовали работать с биржей – и сильно обожглись. Хотя власти скрывают цены закупок, узнать их очень легко: все цены есть на сайте румынской газовой биржи. И эти цены очень высоки.
Страны ЕС сами страдают от своих законов. Наиболее известна ситуация с простоем 50 процентов газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям. Что самое интересное, доступа к мощностям OPALпотребовал и «Газпром». Немцы были недовольны, грозили судами – и Еврокомиссия была вынуждена ввести исключения из закона для этого газопровода. То есть для своих лазейки нашлись. Тем не менее, несколько лет немецкие компании просто не могли пользоваться 50 процентами своих активов – а никаких других поставщиков газа не находилось. Был и другой пример: Польша пыталась через ЕСПЧ ограничить 50 процентов мощностей Газпрома и проиграла дело.
Как видим, «либерализация» и «диверсификация» газового рынка в Молдове нужна кому угодно, но не самой Молдове. Румынский газопровод, который собирались ввести в строй в 2018 году, в год столетия великого объединения», до сих пор не работает, организаторов тендера обвиняют в мошенничестве. Мы побегали-побегали в поисках «альтернативного» газа – и вернулись к тому, с чего начали. Всем ясно, в чем была суть конфликта. Реальная цель – оторвать нас от России. Любыми путями. Нашими руками. Нашими кошельками. Нашими жизнями. Цена этого страшного политического эксперимента – рост налогов и цен, разорение домохозяйств и бизнеса, резкое урезание социальных программ. Молодым, длинноногим и политически грамотным на это наплевать. Все рычаги в их руках, и они могут делать с нами что угодно, не рискуя своим благосостоянием и рассчитывая на крупные дивиденды от заказчиков.
Все разговоры о том, что коллективный Запад нам к нашему благу регулярно помогает деньгами, - бесстыдные манипуляции. Возьмем для примера последний кредит от МВФ в 236 миллионов долларов. Что эта сумма означает для экономики Молдовы? Вот расчеты экономического аналитика Думитру Барбалата. 236 миллионов долларов эквивалентны сумме расходов национального публичного бюджета на 19 календарных дней - 12,8 миллиона долларов в день. Это чуть меньше месячной суммы расходов госбюджета - 263 миллиона долларов в месяц. Это примерно равно расходам социального бюджета на пенсии и пособия из расчета 124 миллиона долларов в месяц. Это примерно равно расходам медфондов на три месяца из расчета 76 миллионов долларов в месяц. Это приблизительная сумма расходов местных бюджетов на 2,5 месяца из расчета 104 миллиона долларов в месяц.
На этом примере вы можете оценить, что такое для нас 60 миллионов евро от ЕС. Скажите, вы еще верите в то, что нам эти деньги помогут выстоять в войне с Россией? Заметьте, что главное – газ! - нам никто не предложил, мы покупали его у спекулянтов по спекулятивным ценам и в итоге были вынуждены пойти на заключение пятилетнего договора с «Газпромом». Никто из перекупщиков не хотел уступить, предложить топливо дешевле цены российского монополиста - такая вот европейская солидарность.
На этом фоне сторонники Санду-Гаврилицы-Спыну-Попеску в социальных сетях предлагали потребовать от России компенсацию за «оккупацию территорий» и на эти деньги купить газа. При таких настроениях мы будем голодать и замерзать, топить кизяком, а Запад будет говорить, что маленькие, но гордые молдаване бьются в смертельной схватке с агрессором, не поддаваясь на шантаж в своем стремлении к свободе.
Пора делать выводы. Если у нас, в рамках молдавского менталитета, сдохнет стадо коров во имя того, чтобы у соседа-«Газпрома» сдохла одна, – «Газпром» своей потери не заметит. Воевать с Россией можно, победить – нельзя. Французы в 1812 году отползли от Москвы и замерзли. Немцы в 1942 году отползли от Сталинграда и замерзли. Молдавские националисты в 1992 году чуть не остались без газа и электричества и отползли от моста через Днестр. Может, «добрые люди» возьмут адекватный учебник истории и постигнут то, чего не постигали раньше?
Олег ВОЛКОВ
Новости по теме
- Сегодня, 18:08
- Сегодня, 14:42
- Сегодня, 13:06
- Сегодня, 11:03
- Сегодня, 10:46
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 18:08
- Сегодня, 14:42
- Сегодня, 13:06
- Сегодня, 11:03
- Сегодня, 10:46
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
Волченок а ты за которую стаю болеешь....
Кому что, а дуракам про войну.
Если, конечно,
не сдохните раньше
от ковида и голода
Штефан Глигор:
Правительство Молдовы не
было замечено в
конкретных действиях по
борьбе с пандемией..
Ага, Штефан.
А Немеренко сбежала с пресс-конференции.
А как она, эта Неперденко,
раньше обличала Думбравяну. Помните ?