Политика

Слусарь: Российский рынок для молдавских производителей традиционен и не потерян

24.03.2023, 13:44
{Слусарь: Российский рынок для молдавских производителей традиционен и не потерян} Молдавские Ведомости

Руководитель общественной организации "Сила фермеров" Александр Слусарь в интервью агентству "ИНФОТАГ" поделился своим видением ситуации в Молдове, дал оценку действиям партий, представив прогноз результатов местных выборов.

- Какие интересы аграриев защищает "Сила фермеров"?

- Нет речи о политическом проекте. Если бы я хотел заниматься чем-то подобным, то не уходил бы из руководства партии "Платформа DA". Это неполитическая ассоциация, ориентированная, прежде всего, на защиту интересов средних и малых фермеров. Именно они сегодня в стране самая дискриминируемая категория экономических агентов, которой грозит исчезновение. Мы не получаем грантов, а живем на деньги фермеров. И это главное.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые аграрии получают больше пособий государства, чем платят налогов?

- Это пропагандистский штамп, который повторяется всеми властями. Приведу несколько цифр.

АПК обеспечивает почти половину экспорта Молдовы, создает около 35% рабочих мест. Его доля в ВВП - 21%. Только при закупке удобрений, солярки, пестицидов, запчастей, казна через таможенные отчисления получает минимум 5 млрд. леев сразу при их импорте. Это - акцизы и НДС от ресурсов, которые покупают аграрии.

- Целесообразно, чтобы государство лишило субсидий фермеров, которые все выращенное зерно пшеницы, сои, кукурузы, гороха, подсолнуха экспортируют?

- Постановка вопроса неправильная. Аграрии выращивают продукцию, в том числе, на экспорт. Это создает торговый баланс страны. В Молдове и так импорт более чем вдвое превышает экспорт. При этом рынок Молдовы - маленький. Республика обеспечивает себя продукцией по многим позициям.

Другое дело, что сегодня искажен подход к аграрному торговому балансу. Молдова экспортирует сырье с низкой добавленной стоимостью. И происходит это по причине доминирования в экспорте холдингов, которые не связаны с селом. Им неинтересна переработка продукции. Они отбирают 5-6 культур с низкой добавленной стоимостью, получая НДС от государства при экспорте. А так как эти компании контролируются из оффшоров, то туда выводится вся прибыль. И эта одна из огромных проблем сельского хозяйства Молдовы.

И здесь напрашиваются два вывода. Первый - акцент в субсидировании должен быть резко смещен на средних и мелких фермеров. Второе - деньги государство должно вкладывать в создание перерабатывающих предприятий на селе. Как воздух нам нужна "малая индустриализация" в глубинке, чтобы в каждом районе создавались 4-5 производственных циклов по переработке различных культур. Пайщиками в них будут те самые фермеры. То есть надо экспортировать не сырье, а продукты переработки с высокой добавленной стоимостью. Это с одной стороны создает рабочие места, а с другой - спасает наши села. Эта - магистральная задача для государства.

- Окончательно ли потерян для аграриев российский рынок?

- Я рассчитываю, что никакой рынок для молдавских производителей не потерян. Российский же - традиционен. Молдавские фрукты, консервы, виноград ценятся россиянами. И если уйти от политизации экономических отношений, которая исходит от руководства России, то я не вижу особых проблем. 

Фермеры знают этот рынок, его особенности. Понятно, что сейчас есть вопросы с логистикой, что определяется войной, товар надо везти через семь стран. Но когда все нормализуется (а это рано или поздно произойдет), то хотелось, чтобы отношения между двумя Молдовой и Россией в сельском хозяйстве были чисто экономическими. Не должна в такой ситуации довлеть политика.

Есть качественный товар, он экспортируется на российский рынок. Как только экономическая составляющая будет доминировать, уверен, что 140-миллионый рынок России интересен для молдавских аграриев.

- Насколько велика зависимость сельских производителей Молдовы от Украины и Румынии, которые традиционно, как и Молдова экспортируют много аграрной продукции?

- Большая зависимость. К примеру, Украина входит в первую пятерку по выращиванию зерновых и подсолнечника в мире, являясь крупнейшим производителем подсолнечного масла. Румыния тоже значительный игрок.

Цены в Причерноморском регионе формируют несколько стран: Россия, Украина и, в определённой степени, Румыния. Молдова в этом смысле имеет маленький голос. Последние два года в этом смысле особенно показательны. Сегодня Украина переполнена продовольствием, которое нужно продавать по любой цене, чтобы получить хоть какую-то ликвидность, и Молдова это остро чувствует.

Транзит грузов, который идет через Молдову, приводит к тому, что часть продукции оседает в стране (и по всей Восточной Европе), а это давит на цену. И на Молдову в том числе. Упали цены на зерновые и подсолнечник. Многие аграрии продают продукцию ниже себестоимости. Ситуацию усугубила еще и засуха прошлого года. И фермеры попали в ситуацию ножниц, когда урожай был низкий (из-за климатических условий), подорожали все ресурсы: удобрения, нефтепродукты и пестициды, а цены на конечную продукцию, наоборот, обрушились.

По Восточной Европе прокатились протесты (например, в Польше), после чего правительства большинства стран пошли на выплаты компенсаций фермерам. На каждую тонну продукции будут выделять 45-57 евро. В Молдове на этот счет молчание. Как бы спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Это неправильный подход правительства, поэтому мы бьем в набат об этой ситуации с августа 2022 г. Пока ничего не решилось. В среде фермеров протестные настроения и на последнем собрании Ассоциации (на котором присутствовал премьер-министр Дорин Речан) многие сформулировали свою позицию. "Мы поддерживаем Украину, мы солидарны с ней и понимаем ее трудности", но второй год подряд наносится ущерб фермерам Молдовы. Страдают же не крупные холдинги, а малые и средние фермеры. Нужна поддержка, но ее пока не видно. Чаще звучало: "У нас война!". И на нее сваливали все. Сейчас пришел новый премьер, за первый месяц мы дважды встретились. Это пока приятное отличие от Натальи Гаврилицы, которая от нас просто убегала.

- Вы были одним из лидеров "Платформа DA". Что происходит с этой партией? Почему ее новое руководство лишило поддержки советников в МСК, включая учредителя партии Андрея Нэстасе?

- После того, как мы узнали результаты выборов в парламент 11 июля 2021 г., я на второй день подал в отставку. И считаю, что это правильная западная традиция, когда лидеры партий должны брать ответственность за результат.

Мы можем спорить, почему так произошло. В партии во время последней компании я был №2 в выборном списке. Потому я вышел из руководящих органов. Насколько я понимаю, у нового руководства начались трения с прежними лидерами. Я сторонник принципа "уходя - уходи!". Нельзя оставлять дверь полуоткрытой...

Если мы с Нэстасе ушли, то надо дать карт-бланш молодым лидерам. Они должны сделать, возможно, в том числе и свои ошибки - без этого нельзя. Ситуация обострилась, по всей видимости еще и потому, что Нэстасе - лидер фракции в МСК. И там есть вопросы с голосованием ее членов по земельным проектам. Я отошел от кишиневских проблем в 2019 г. Но часто не понимал позиции советников "Платформы DA". Видимо, с этим и связан отзыв у них политической поддержки.

Все происходящее прискорбно, потому как мы всегда в столице позиционировали себя как борцы со строительной мафией. А сейчас, видимо, проблемы зашли слишком далеко. И то не прибавляет ей симпатий граждан.

- Как вы оцениваете шансы правящей партии на местных выборах в 2023 г.?

- До выборов еще почти полгода. Если бы они состоялись в марте, то перспективы PAS не очень хороши, потому что предыдущее правительство было одним из худших. По крайней мере, в том, что касается экономики. Некомпетентность некоторых министров они пытались оправдать внешними факторами. Именно поэтому пострадал имидж правящей партии и президента.

Рейтинг PAS упал, и если бы выборы состоялись сейчас, то мы бы увидели ее серьезный провал. Но есть еще шесть месяцев. Отставка правительства была правильной, но запоздалой. Сформировано условно новое правительство и это тоже реакция на приближающиеся местные выборы. Происходит некая перезагрузка, акцент смещен на экономику и безопасность, что правильно.

Если в эти полгода им удастся стабилизировать положение дел, то ситуация может измениться и в предпочтениях избирателей. И как итог будет приемлемый результат на выборах осенью. Но оговорюсь, многое зависит от действий нового правительства.

- Вы бы согласились вступить в роли единого кандидата на пост примара Кишинева от правых и правоцентристских партий?

- Я не страдаю политическим кокетством и не ухожу наполовину. Не думаю, что надо возвращаться через год после провала на выборах. У меня есть обязательства перед "Силой фермеров" еще на год. 

У меня есть большие сомнения, что на поле проевропейских партий возможно объединение. Хотя вопрос поставлен правильно. Если и есть шансы победить Иона Чебана, то это мог бы кандидат от конгломерата проевропейских сил. Но перед выборами началась любимая молдавская игра: я здесь самый важный и самый умный! Идет формальный разговор о вариантах объединения, но все это сотрясение воздуха.

Тон этой какофонии задает правящая PAS. Она не имеет своего кандидата, но даже, когда в ее недрах предлагается объединение всех правых и проевропейских сил, то звучит: а как же мы, любимые? Видимо, часть депутатов от большинства видят себя больше в муниципальных советниках.

PAS пока только гипотетически готова рассматривать единого кандидата. Он должен быть от правящей партии, как и списки советников от нее же. Такая формула не устроит другие партии. Меня терзают смутные сомнения, что все эти дискуссии закончатся ничем и Чебан победит на выборах уже в первом туре.

- Какую оценку по 10-балльной системе Александр Слусарь поставил бы PAS за два года управления Молдовой?

 

- Не выше пятерки. Возможно, министру Попеску и ушедшему досрочно министру социальной защиты можно было поставить девятку. Но и тот и другой работали по сходным лекалам. Первый - ездил с госпожой Санду и обеспечивал деньги от доноров, а другой их распределял. Хорошо, что эти деньги были, но они распределялись исключительно на проедание и сильно увеличили госдолг.

А самый большой минус - не было роста. Отечественным производителям не помогали, экономику пустили на самотек, децентрализацией и не пахло, административно-территориальную реформу забросили, а примары все так же ходят в Кишинев с протянутой рукой в надежде получить инвестиции в обмен на политическую лояльность. С монополиями никто не боролся, совет по конкуренции, как и прежде, остался импотентным. А если взять только экономическое развитие - здесь твердая двойка.

- Насколько вероятны сюрпризы и неожиданности на местных выборах?

- В условиях заявленной европейской интеграции, власть до крайностей не дойдет. Например, в Кишиневе. Есть те, у кого чешутся руки против Иона Чебана. Но должны быть очень веские основания на четвертом году его примарства попытаться административным путем что-то против него сделать - это будет переход любых красных линий.

В моем понимании после выборов будет очень пестрый состав многих советов. Если после парламентских выборов правящие партии выигрывали и местные выборы (ПКРМ, ЛДПМ, ДПМ), то теперь ни одна партия в советах не получит контрольного пакета. ПСРМ теряет позиции. ПРКМ сближается с группировкой Шора. Ожидаемым сюрпризом может быть их очень мощный результат половине районов. В Орхее они выиграют, могут показать мощный результат в Бельцах. В большинстве советов второго уровня будут присутствовать 9-12 партий.

- Как вы относитесь к "Движению национальной альтернативы" (MAN) Иона Чебана, возвращению в политику Ренато Усатого и его "Нашей партии"?

- Мне не кажется правильным возвращение Усатого в политику. С должности примара Бельц ушел спонтанно - сейчас также спонтанно возвращается. Впечатление, что он делает все это под влиянием эмоций. Я не уверен, что его возвращение будет удачным.

Говоря о Чебане, нужно отделить его личность как политика от задуманного им партийного проекта, исключительно кишиневского. Я езжу по районам и общаюсь с людьми. Про MAN там никто и не слыхивал. Трудно что-то сказать про доктрину партии. С одной стороны у Чебана - коммунистически-социалистическое прошлое, а сейчас он себя позиционирует в роли проевропейского политика. Он еще и сторонник румынского языка. Развитие его партии будет зависеть от успехов на поприще городского руководителя. Если Чебан выиграет второй мандат, возможно, тогда он и будет думать про вывод партии на национальный уровень.

Альтернативы Чебану я не вижу. PAS затянула выбор единого кандидата, а переговоры - только переливание из пустого в порожнее. Надо посмотреть, какого кандидата на Кишинев выдавит из себя правящая партия. Если не будет проевропейского кандидата - многие избиратели в столице останутся дома. Так было в 2019 г., когда ряд проевропейских партий работали против Андрея Нэстасе, и во втором туре Чебан победил.

В оставшиеся месяцы примар откроет еще пару-тройку детских и спортивных площадок, переложит тротуар и плитку на двух улицах. Будет иметь значение, кого выдвинет ПСРМ. Если пойдет "тяжеловес", скажем, Батрынча, то Чебану будет трудно выиграть уже в первом туре. Но пока все идет к тому, чтобы второго тура не было.

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    потеряете-кого сельчане первыми на вилы возьмут?Того кто ближе и бежать не успел.Да и откаты за экспорт не отменяли.


Новости по теме

Все материалы →