Становится ли Молдова белой?
Филиал Джоджа Сороса в Молдове – аналитический центр «Expert Grup» - 4 ноября организовал дискуссию на тему «Молдова становится белой: решения для поощрения перехода на легальную работу».
Президент Майя Санду, которая выступила с приветственной речью перед участниками форума, заявила, что правительство вместе с парламентом и партнерами по развитию поставило задачу разработать ряд амбициозных мер по сокращению нелегальной работы и что власть сможет принять соответствующий закон только тогда, когда общество поймет преимущества работы по-белому.
И хотя президент заявила об амбициозных мерах правительства и парламента по борьбе с незаконными зарплатами, форум был организован центром «Expert Grup». По его оценкам, в Молдове 192 тысяч работающих получают зарплату в конвертах. То есть работодатели уклоняются от оплаты налогов, что дает около 15 миллиардов лей неоплаченных налогов, в том числе около 5 миллиардов - социальных взносов в пенсионный бюджет.
На форуме активно выступили ряд министров и государственных секретарей министерств, ранее ангажированных Соросом и работавших директорами и консультантами в «Еxpert Grup». Были министр финансов и госсекретарь минфина, министр экономики и госсекретарь министерства, а также министр труда, соучредитель молдавского клуба «Что, где, когда» и с 2010 года – генеральный директор румынской консультационной фирмы «Syndex», которая специализируется на консультациях по вопросам зарплаты и защиты работников.
Тема теневой экономики и, в частности, выдачи зарплат «в конвертах», действительно актуальна. Однако понимают ли эксперты проблему настолько, чтобы выделить ряд основополагающих системных проблем? Зарплаты «в конвертах» – только один элемент теневой экономики. Но в нормативных актах РМ нет даже ее определения, а в УК РМ нет наказаний для теневых дельцов.
Единственный государственный орган, который косвенно причастен к проблеме, – это бюро статистики, которое по никому не понятным правилам, определяет долю «ненаблюдаемой экономики», которую затем включает в главный экономический показатель – ВВП (валовый внутренний продукт).
По оценкам НБС ненаблюдаемая, но определяемая доля в последние годы составила около 24 процента ВВП. В абсолютных значениях это прогрессирующие миллиардные цифры. В 2021 году – 58 миллиардов лей, в 2022-м – оценочно 67 и в 2023-м – 74 миллиарда.
По утверждению НБС, объемы производства ненаблюдаемой (теневой) экономики включают в ВВП для «комплектности и достоверности». И никаких пояснений. То же НБС на основании отчетов предприятий считает расходы на оплату труда в стране. Согласно его данным, в 2021 году фонд оплаты труда (ФОТ) составлял 84,1 миллиарда лей, в том числе фонд зарплаты (ФЗП, прямые расходы) – 67,1 миллиарда. Но по отчетам предприятий оплата труда на 25 процентов меньше. А в ВВП статистика включила как бы ту же зарплату, но на 60 процентов больше. Причина в том, что липовые объемы продаж теневой экономики вынуждают включать и соответствующую им зарплату.
Так как пока нет данных о ВВП в 2021 году, привожу данные по зарплате за 2020 год. По данным управления по зарплате, фонд зарплаты составил 57,3 миллиарда лей, а в ВВП, который считает другое управление того же НБС, в двух статданных (счетах) указаны цифры в 90,2 и 102,8 миллиарда лей.
Почему на государственном уровне никто в этом не может разобраться? Это правовой нигилизм – или банальное дилетантство и невежество в эшелонах власти?
В Конституции (статья 47) сказано, что государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Но с 1994 года, никто не удосужился расшифровать, что такое «достойный уровень жизни» и как его обеспечить всей семье работника.
Действуют два основных закона в сфере регулирования оплаты труда - №847/2002 об оплате труда в реальном секторе и №270/2018 в бюджетной сфере. Однако с середины 90-х некому обеспечить их исполнение: везде ликвидированы отделы планирования (ПЭО) и отделы по зарплате (ОТиЗ). В министерстве «труда» нет даже отдела регулирования проблем зарплаты.
Среди редких еще оставшихся грамотных специалистов мало кто знаком на государственном уровне с компонентами труда: зарплатой, потенциалом рабочей силы в экономике и в отраслях, уровнем жизни и доходами населения, занятостью и безработицей, демографией, миграцией (эмиграция и иммиграция) рабочей силой, условиями труда и безопасностью труда, социальным партнерством и трудовыми отношениями. И все это нужно знать в комплексе.
В 2016 году правительство в исполнение национального плана действий по внедрению соглашения об ассоциации РМ-ЕС приняло национальную стратегию занятости населения на 2017-2021 годы. Мониторинг возложили на министерство труда, социальной защиты и семьи, которое было обязано до 1 апреля представлять правительству ежегодные отчеты. Их нет.
Согласно стратегии к 2021 году мы должны были достичь уровня занятости населения в 44,1 процента. На самом деле неизвестно даже количество населения и работников.
По данным АГУ в государственном регистре населения 4 миллиона 23 тысячи жителей. По данным НБС - только 2 миллиона 604 тысяч. Разница в 1,5 раза!
По данным НБС работников 620 тысяч. Но по данным налоговой службы в 2021 году заплатили налог с дохода 1 519 тысяч – в 2,5 раза больше!
Количество активных, представляющих финансовые отчеты НБС юридических лиц - 60,3 тысячи. По данным налоговой в 2021 году внесли налог с налогооблагаемой прибыли 106,6 тысячи – в 1,8 раза больше!
Но какие же предприятия у нас остались? Те, которые на форуме министры гордо называли «компаниями»?
85 процент отчитывающихся предприятий – это микропредприятия, где всего по одному работнику – 85,1 процент (27,6 тысячи), по 2-4 работника – 32,6 процента (16,7 тысячи) и по 5-9 работников – 13,7 процента (7,1 тысячи).
Из числа предприятий, представляющих финансовые отчеты НБС, - 31,9 процента больших предприятий отчитались об отсутствии прибыли, то есть те предприятия, которые не платили предпринимательский налог, 32,8 процента - неприбыльные средние предприятия, 34,3 процента – малые предприятия и 61,2 процента – микропредприятия.
Теоретически возможно, что на 27,5 тысячи микропредприятий работало всего по одному работнику - только директор. Это нереально. Неправдоподобно и то, что из 125,2 тысячи правовых единиц, зарегистрированных в госрегистре, реально активны только 60,3 тысячи (по данным статистики) или 106,6 тысячи (по данным налоговой).
Вернемся к оценке «Expert Grup»: в РМ 192 тысячи работающих получают зарплату в конвертах и это 15 миллиарда лей упущенных налогов. Если взять за основу данные НБС по части зарплат в теневом секторе, то при средней зарплате у теневиков в 8 тысяч лей всего получают зарплату в конвертах не менее 390 тысяч.
С чего надо бы начать?
С наведения порядка в полномочиях госструктур, которые обязан работать с правительством сообща и по принципу правопреемства.
С введения в УК главы «Теневая экономика».
С создания специализированной прокуратуры по борьбе теневой экономикой, которая будет бороться не с ее элементами, а с теневой экономикой и теневиками в целом и по отдельности, координировать расследования и надзор, частично осуществляемые 55 уголовно- и правонарушительными органами.
С того, чтобы очень трезво выяснить, почему во всем мире борются с коррупцией и отмыванием денег, но не с теневой экономикой.
Думитру БАРБАЛАТ
Новости по теме
- Сегодня, 08:01
- Вчера, 14:10
- Вчера, 11:33
- Вчера, 09:48
- Вчера, 09:18
- Вчера, 09:11
- Вчера, 08:52
- Вчера, 08:19
- Вчера, 08:02
- 07.11, 15:17
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 08:01
- Вчера, 14:10
- Вчера, 11:33
- Вчера, 09:48
- Вчера, 09:18
- Вчера, 09:11
- Вчера, 08:52
- Вчера, 08:19
- Вчера, 08:02
- 07.11, 15:17