История

Старыш: Не было бы независимости 91-го без освобождения в 44-м

25.08.2023, 16:25
{Старыш: Не было бы независимости 91-го без освобождения в 44-м} Молдавские Ведомости

«Я ни в коей мере не хочу принизить значение даты 27 августа 1991 года. Я лишь хочу отметить, что одного без другого никогда не было бы. Не было бы независимости 91-го без освобождения в 44-м. И в табели о рангах эти даты должны находиться на одной ступени», заявил депутат БКС в рамках конференции, посвященной 79-й годовщине освобождения Молдавии от немецко-фашистских захватчиков. 

«В апреле я собственными глазами видел, как весь Рим был обклеен яркими листовками, призывавшими принять участие в мероприятиях, посвященных освобождению Италии от фашизма. Что характерно, одна часть этих объявлений были от имени левых партий и общественных организаций, а другая – от имени государства в лице министерства обороны. И это происходит на родине фашизма. Происходит ежегодно. Продолжает каяться за преступления нацизма Германия. Изо всех сил старается забыть о диктатуре Франко Испания. И так далее, и так далее… 

Безусловно, День освобождения от нацистской оккупации объединяет общество в любой стране, которая стала ее жертвой, ставя в положение нерукопожатных  изгоев тех, кто по сегодняшний день считает себя поклонниками нацистских идей. Но это всегда зависит от того нарратива, который исходит и распространяется от власти. Именно власть формирует идеологическую повестку. Именно власть через многочисленные инструменты от школьного образования до средств массовой информации формирует угол зрения на те или иные исторические события. 

Что же исходит от нашей власти? А вернее – от всех властей, начиная с 2010 года по сегодняшний день?  Отвечу себе сам вопросом на вопрос. Меня даже не как политика и журналиста, а как обычного обывателя всегда интересовало, куда пропадают люди из определенных мест, когда уходят из власти? Поясню. Ежегодно многие из присутствующих здесь посещают скорбные мероприятия, связанные с поминовением жертв Холокоста. Для нас это вопрос памяти и совести.  На них, как правило, появляются какие-нибудь официальные начальники нашей страны. И они говорят какие-нибудь правильные, проникновенные слова, написанные спичрайтерами.  Порой туда захаживают и президенты. Но вот в чем парадокс. До того, как они стали начальниками они никогда не посещали этих мероприятий. После того, как они перестают быть начальниками они прекращают их посещать. И это говорит лишь об одном: они туда ходят не по велению сердца, а по должности. Посол Соединенных Штатов же их посещает. А вылетел из кресла – можно вернуться в свое естественное идеологическое состояние», заявил Старыш.  

«И все тут предельно понятно. Представители нашей правой так называемой элиты считают себя румынами и в связи с этим с той или иной степенью латентности мечтают о пресловутой «великой унире». И в качестве своего политического идеала они избрали, увы, не только 22-х летнюю унию межвоенного периода с ее Хотином, шокировавшими просвещенный мир Татарбунарами, идеологическими репрессиями, жесточайшей эксплуатацией бессарабского крестьянства, высокомерным и явно не братским отношением представителей Старого королевства к местным жителям. Капля статистики. В одном только 1931 году в Бессарабии было закрыто 47 процентов средних школ, а в следующем году – еще 25 процентов. В 1933 году было закрыто 40 процентов больниц. По смертности Бессарабия, согласно данным Лиги наций, занимала первое место в Европе. Почти 60 процентов новорожденных умирали на первом месяце жизни. С 1922 по 1930 год Бессарабию покинули в поисках заработка более 400 тысяч человек. Ничего не напоминает? 

Пожалуй, этот период, который идеализируют все молдавские правые исчерпывающе охарактеризовал выдающийся американский писатель, лауреат Нобелевской премии Эрнест Хемингуэй, который писал: «Теперь Румыния вынуждена содержать самую большую в Европе постоянную армию, чтобы подавлять восстания своих "новоиспеченных” румын, которые желают только одного — перестать быть румынами». Такой вот идеал политического режима, который держался на штыках жандармов и регулярной армии», отметил депутат. 

«Это было бы еще полбеды. Но ведь для наших правых, включая действующую власть, идеалом является и второй вариант Великой Румынии, возрожденной уже под нацистскими флагами. Я еще помню пламенные манифесты в приснопамятной газете «Цара» о великом освободителе маршале Антонеску. А его фраза «Осташий, вэ ордон: тречець Прутул» стала чем-то вроде пароля для опознания своих. И чем это отличается от того, что распространяла идеологическая обслуга нынешнего правящего режима, которая открыто называла 22 июня 1941 года, днем освобождения. Это происходило буквально два месяца назад. Безо всяких морально-юридических последствий. 

Так вот. С одной стороны зловещий творец Холокоста на оккупированных территориях  Бессарабии и Транснистрии, Ион Антонеску в качестве исторической личности, о которой можно сказать что-то хорошее, а с другой – необходимость по должности посещать мероприятия, посвященные памяти жертв зверского и целенаправленного истребления людей по национальному признаку. Вот в этом крохотном зазоре им и приходится маневрировать. Ситуация усугубляется не только тем, что Гитлер ставил в пример Иона Антонеску как нелюдя, который так последовательно и решительно ведет дело к окончательному решению еврейского вопроса, но еще и сегодняшней показушной официозной украинофилией.

Просто напомню, что возникшее в 1941 году румынское квазигосударство включало в себя не только Бессарабию, но и часть украинского Подолья и Одессу, где находилась столица оккупационной зоны Транснистрия. И это для наших властей щекотливая ситуация, поскольку массовое истребление украинцев румынскими оккупационными войсками – доказанный исторический факт. Всего лишь один пример. После взрыва штаба румынских войск в Одессе Ион Антонеску отдал приказ расстреливать за каждого убитого солдата 100 заложников, а за каждого убитого офицера – 200. В результате по этому приказу было убито 25 тысяч жителей Одессы. 

В общем, нашим властям не позавидуешь. Пространства для маневра совсем не остается. В результате – стыдливое молчание, не разбавленное в этом году даже компетентным мнением вице-спикера Михая Попшоя, который в прошлом парламентском созыве охарактеризовал 24 августа 1944 года как «мнимое освобождение».

Еще раз: речь идет об освобождении от нацистской оккупации. И ни слова. Лишь потому, что на оккупированных территориях зверствовали палачи румынской национальности. Как будто румынский народ не сверг и не казнил нацистского диктатора маршала Антонеску, как будто румынская армия не вышла из гитлеровской коалиции и не присоединилась к союзным войскам, внеся свой значительный вклад в освобождение Европы от нацизма. Как будто румынский король Михай не получил Орден Победы от Сталина. Чего же стесняться? Отчего бы не поздравить молдавский, а заодно и румынский народ с Днем освобождения от нацизма? Историко-этнические комплексы мешают?» - задаёт вопрос политик.  

«Вот Михай Гимпу – тот был незамысловатее и откровеннее. Все мы помним его указы о дне советской оккупации, от которого остался могильный камень на центральной кишиневской площади, о запрете коммунистической символики. Так вот сегодня нами руководит эдакий коллективный Гимпу, только трусливый и лицемерный. 

Напомню, что тогда грубую атаку на коммунистические символы, являющиеся символами освобождения и победы над нацизмом, удалось отбить, в том числе, используя компетентное мнение Венецианской комиссии Совета Европы. Это было 10 лет назад. Получилось бы сегодня? Уже не уверен. Я не являюсь сторонником теории заговоров. Но такое ощущение, что кто-то постоянно и системно сдвигает пресловутое окно Овертона в сторону все большего и большего идеологического хаоса. 

Послевоенный мир был ясени прозрачен. Он был основан на возникшем в результате победы над нацизмом международном праве, которое неукоснительно соблюдалось. Да, была холодная война, были конфликты. Была конкуренция за влияние в разных частях света. Но это не мешало экономическому сотрудничеству. Это не мешало договариваться по принципиальным вопросам, связанным с глобальной безопасностью. И все это только из-за того, что тогда было предельно понятно, что есть добро, а что есть зло; кто победители, а кто побежденные; кто оккупанты, а кто освободители. Это была мощная моральная основа для разумного мироустройства. Сегодня ее, увы, уже нет. 

Что, собственно говоря, развязало руки нашим правым, что сделало их такими решительными в перекраивании истории с перспективой искажения коллективной памяти? А вот что. В последние 20 лет идет постепенное уравнивание победителей и побежденных во второй мировой войне. В 2005 году Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию  об осуждении так называемых «тоталитарных коммунистических режимов». С этой резолюцией ней не все так просто и очевидно. Из 317-ти членов ПАСЕ в голосовании приняло участие всего 153 депутата. За резолюцию проголосовало и того меньще – всего 99 депутатов, против – 42. Известно, что прктически ни одна из стран так называемой «Старой Европы» резолюцию не поддержала. Ее инициировали и протолкнули европейские неофиты, за которыми явно стоял кое-кто посильнее. Потом, в 2009-м, на базе этого документа примерно при таком же раскладе было принято постановление Европарламента. А дальше – понеслась. Захватчики стали освободителями, освободители – оккупантами… Вот уж воистину – до основанья. А затем? 

Возникший в итоге морально-идеологический хаос уже привел к общественным расколам в различных странах, в том числе в Молдове, страшным трагедиям, включая – убежден – и сегодняшнюю войну в Украине. Без возвращения к нормальности, без понятных и четких моральных ориентиров напряженность и хаос будут только нарастать как снежная лавина. И под ней будет погребено не одно государство. А может, в этом и заключается их цель. Мы уже говорили об их политическом идеале, за который – по признанию Санду – она готова проголосовать на референдуме. И выразительное, кричащее молчание власти по поводу дня освобождения Молдовы от нацистской оккупации, которое создало надежную основу для существования независимого Молдавского государства, как раз поэтому. 

Независимость, которую получила Молдова в 1944 году, была добыта с оружием в руках. За нее погибли сотни тысяч бойцов Красной армии, которые никогда не видели эту землю, но навсегда в ней остались. Независимость, которую Молдова получила в 1991 году, стала подарком судьбы. Много ли смелости надо чтобы провозгласить независимость на пять дней позже Украины, да и то – лишь от Советского Союза, которого на тот момент уже просто не существовало. Может, потому и отнеслись к ней так безалаберно. Независимость должна нести развитие, счастье. И это было после освобождения в 44-м. Каждый из нас знает людей, которые за последние 32 года ни разу не были счастливы», подытожил Константин Старыш.

Источник: eNews.md

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Уникальная и парадоксальная ситуация, когда в одном государстве изучают историю другого, сложилась только в Молдове.

    Об этом в рамках конференции портала eNews «Молдова освобождённая: история, которая объединяет» заявил бывший вице-премьер-министр Виктор Степанюк:

    «История Молдовы должна быть краеугольным камнем для нашего народа. Это поможет сохранить идентичность, государственность и так далее», убеждён историк.
    «В Декларации о независимости нет названия народа, в Конституции также нет», подчеркнул Степанюк, отметив, что так быть не должно.