Экономика

Страна советов: кому и зачем нужны бесконечно создаваемые советы и комиссии

17.04.2017, 17:09
{Страна советов: кому и зачем нужны бесконечно создаваемые советы и комиссии } Молдавские Ведомости

Попробуем выяснить количество и роль - на бумаге и де факто - всевозможных комиссий и советов, созданных правительством и парламентом. 

Правительство постоянно учреждает комиссии и советы, охотно приписывая определение «национальные». Только начиная с нулевых лет были созданы и должны действовать (чаще только на бумаге) 42 комиссий и 46 советов. Все они, как правило, многочленные. Порой включают в состав почти всех министров во главе с премьером. 

Парламент учреждает уже специальные или следственные комиссии. Я выделил только 10 из них. Насчет специальных комиссий как-то еще могу понять. Но почему и по какому праву парламент, не имея полномочий, назначает еще и следственные комиссии? Ведь следственные функции только у генпрокуратуры, антикоррупционной прокуратуры, МВД и антикоррупционного центра.

По большому счету все комиссии/советы не что иное, как закамуфлированные органы/структуры со своими положениями, штатами, функциями (председатели, заместители и члены), полномочиями и правами. Все эти надуманные структуры, комиссии, советы незаконны. Так как создавать другие, кроме предусмотренные законом, госструктуры противозаконно. Создание комиссий и советов не предусмотрено никакими законами. И на это никто не обращает внимания, продолжая создавать еще и новые комиссии.

Ранее правительство учреждало свои комиссии и советы и часто, по объективным причинам, было вынуждено вносить в их состав корректировки в связи со сменой их председателей и членов. Затем научились экономить свое время, бумагу - и в постановлениях приписывали, что в случае освобождения членов комиссий/советов от занимаемых должностей их обязанности будут осуществлять лица, вновь назначенные на соответствующие должности, без издания другого постановления правительства. Но и это оказалось неудобно, так как в постановлениях мелькали (и продолжают мелькать) имена давно ушедших с должностей лиц. И эти имена бывших раздражали нынешних. Потому прибегли к очередной находке - вместо имен и должностей стали указывать только название органа/учреждения, в котором работает председатель и члены комиссии/совета. А ведь выполнять какие-либо обязанности в комиссии, совете должно конкретное должностное лицо, а не орган или учреждение. С должностного лица в случае чего можно и спросить. А что спросишь с учреждения?

Что касается всевозможных специальных и следственных комиссий парламента... Они трудятся, сочиняют бумаги и представляют парламенту. А парламент по ним аккурат принимает свои решения, в которых, как правило, дает указания уже тем учреждениям и органам, которые изначально, по своим обязанностям, должны заниматься конкретными вопросами. То есть вся работа комиссий (специальных и следственных) пустой звук.

И тут впору вспомнить мудрые законы Паркинсона, которые применительно к нашим комиссиям и советам гласят следующее.

Идеальное число членов комиссии - пять человек. При таком численном составе комиссия непременно приживется. Два ее члена смогут всегда отсутствовать по болезни или по иной причине. Пятерых легко собрать, а собравшись, они способны действовать быстро, умело и тихо.

Как ни удобно число пять, нередко в комиссии входит семь, а то и девять человек. Так бывает почти везде и объясняется это тем, что областей управления не четыре, а больше. На самом деле есть и другая причина. В комиссии из девяти человек трое вершат политику, двое поставляют сведения, один напоминает о финансах. Со свободным от дела председателем получается семь человек. Остальные двое - для красоты.

На третьей стадии в комиссии входят новые члены, иногда они вроде бы знают еще что-то нужное, но чаще просто очень вредят, если их в кабинет не ввести. Чтобы их утихомирить, приходится непрестанно с ними советоваться. По мере их включения число членов ползет от десяти к двадцати. На этой третьей стадии дела идут много хуже.

Четвертая стадия. Когда в комиссии более 20 членов и комиссия внезапно претерпевает особое химическое или органическое превращение, природу которого нетрудно понять и описать. Пять полезных членов встречаются отдельно и что-то решают. Комиссии практически делать нечего, тем самым в нее можно ввести сколько угодно народу. Лишним членам не понадобится лишнее время, ибо все заседания теперь - пустая трата времени. Внешние группы довольны, их ставленников принимают всех беспрепятственно, и не скоро поймут они, что победа их призрачна. Двери открыты, число членов приближается к 40, растет дальше. Может оно дорасти и до тысячи. Это уже не важно. Комиссия больше не комиссия, и прежние ее функции выполняет другое, малое сообщество.

А теперь привожу названия самых экзотических комиссий. Вы о них вряд ли слышали, но можно себе представить, что было бы, если такие комиссии де факто работали.

- Комиссия по расширению площади лесной растительности (председатель премьер Влад Филат),

- Национальная комиссия по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия транзитом через РМ (председатель министр экономики Валериу Лазар),

- значимая комиссия по организации и проведению конкурса на замещение высших (ВСЕХ!!!) руководящих государственных должностей (председатель ГРОЗА Андрей, доктор исторических наук, Академия публичного управления),

- комиссия по координации НЕКОТОРЫХ действий, связанных с процессом миграции (председатель КАТАН Виктор, министр МВД),

- комиссия по защите государственной тайны (председатель генсекретарь госканцелярии. Уже должность, не имя. Но что общего у генсекретаря с гостайной?),

- центральная комиссия по реквизициям (председатель комиссии Гречаный Зинаида, первый зампремьера),

- комиссия по улучшению ситуации в энергокомплексе (председатель ЛЯНКЭ Юрие, премьер-министр),

- Молдавская часть Межправительственной смешанной комиссии по внедрению соглашений о свободной торговле в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (председатель ДОДОН Игорь, заместитель министра экономики и торговли),

- 17 советов по товарам (1. зерновые и их производные, 2. масличные растения и их производные, 3. сахарная свекла, сахар и их производные, 4. картофель, овощи и их производные, 5. фрукты, ягоды и их производные, 6. орех, дериваты и их производные, 7. виноград, вино, продукты виноделия и их производные, 8. свиньи, свинина и ее производные, 9. птица, мясо птицы, яйца и их производные, 10. крупный рогатый скот, молоко, шкуры, говядина и их производные, 11. овцы, козы, мясо, молоко, шерсть, шкурки, шкуры, мех овец и коз и их производные, 12. второстепенные продукты животноводства (кролик, мясо и мех кролика, другие животные для меха, кокон шелкопряда и др.) и их производные, 13. рыба и производные продукты, 14. пчелиный мед, другие продукты пчеловодства и их производные, 15. лекарственные и эфиромасличные растения и произведенные из них товары, 16. табак и табачные изделия и 17. цветы, декоративные и ландшафтно-дизайнерские растения). 

И последнее. Постановлением парламента №152 от 21.06.2013 была учреждена следственная комиссия по рассмотрению порядка администрирования пакета акций государства в банке «Banca de Economii» S.A. и ситуации в банковско-финансовой области РМ. Тогда, в 2013 году, до того, как обокрали три банка, было решено: парламенту и правительству принять все необходимые меры для передачи банку «Banca de Economii» оборотов госпредприятий и учреждений, а также предприятий, в которых государство обладает контрольным пакетом акций.

То есть именно парламент решил еще в 2013 году передать все государственные активы в этот банк, чтобы был навар на протяжение 2013-2014 годов.

Все комиссии и советы, созданные ранее, которые должны действовать сегодня и в которых в качестве председателей числятся бывшие руководители (премьеры и министры) однозначно не работают.

По идее общий контроль за деятельностью всех комиссий и советов должна осуществлять госканцелярия. Но после «реформаторской реструктуризации» структуры госканцелярии там некому заниматься этими «незначительными», по сравнению с масштабными предстоящими реформами админуправления, вопросами заниматься.

Так зачем нужны незаконные комиссии и советы? И главное – кому? 

 

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии