Город

Страсти на Купеческом кругу

18.07.2023, 06:22
{Страсти на Купеческом кругу} Молдавские Ведомости

Примар Кишинева Ион Чебан заявил, что «из-за бюрократической волокиты затягивается открытие культурного центра имени маэстро Еуджена Доги» в здании на пересечении улиц Василе Александри и Вероники Микле. Ранее в этом домике находилась прокуратура сектора Чентру. В заброшенном здании возник пожар.

Чебан подчеркнул, что старое здание и его двор давно стали прибежищем наркоманов и бомжей: «Эта территория попросту опасна. Зона риска... Мы подготовили весь пакет документов и хотим создать центр, пока еще жив маэстро. Но из-за некоторых бюрократических проволочек потеряны финансовые источники. К сожалению, Доге пришлось самому обратиться к президенту, чтобы мы могли сдвинуть дело с мертвой точки. Мы нашли деньги из местного бюджета».

Двухквартирный особняк под высокой черепичной крышей был построен в 30-е годы по проекту  архитектора Георгия Кужбы, племянника зодчего Митрофана Эллади. Из окон дома была видна площадь, которую называли Купеческим кругом, и водонапорная башня.

Купеческий круг был местом гуляний и находился на большой магистрали, которая была продолжением Ганчештской дороги. Здесь было очень много магазинов, лавок, мастерских, располагалась типография. Сначала улица называлась Купеческой, но в 1924 году улицу ей дали имя румынского генерала Эрнеста Броштяну, который во время Первой мировой войны участвовал во многих кампаниях, в том числе в боях при Добрудже, после которых попал в число 12 офицеров, награжденных первыми.

В 1944-м улицу Броштяну объединили с улицей Спрынченоая и назвали улицей Котовского. В доме №42 был Ленинский райотдел милиции, в доме №83 -  городская прокуратура. Высилась здесь и водонапорная башня. Она была построена при Карле Шмидте, который при прокладке водопровода и построил две практически одинаковые водонапорные башни работы архитектора Александра Бернардацци: одну на углу Садовой и Гоголя (ныне Матеевича и Бэнулеску-Бодони), вторую - в центре Купеческого круга (ныне  пересечение улиц Александри и Микле).

В первой башне музей города. От второй осталась только площадка. Это строение пережило две войны, было отремонтирована в послевоенные годы, но в 1963-м его снесли.

Дом №83 - городская вилла Коропотницкого – прекрасный образец брынковянской архитектуры с ее арочками, красными черепичными крышами и ассиметричными фасадами, восхищаются в молдавских пабликах. Кужба изучал архитектуру в Дрездене, в 1931-1936 годах был главным архитектором города, в 1936-1945-м руководил частным архитектурным бюро. Карниз крыши традиционно вынесен на расстояние от стен и подшит деревом. Добротный дом успешно пережил войну и сильные землетрясения. Но после выселения прокуратуры постепенно пришел в аварийное состояние.

Политик Михаил Полянский так прокомментировал ситуацию.

«К сожалению, разрушение исторических зданий в Кишиневе стало привычным явлением. Этим никого не удивить. Концепция развития столицы все еще определяется аппетитами застройщиков. Общественный интерес или история почти всегда остаются на втором плане или совсем не берутся в расчет.

Но бывает, что памятники истории и культурного наследия разрушаются не из-за всесильности и наглости застройщиков, а из-за банальной безответственности и халатности чиновников.

Произошел пожар в здании на пересечении улиц Василия Александри и Вероники Микле. Это дом инженера-конструктора Коропотницкого. Зданию почти сто лет, входит в реестр памятников национального значения, охраняется государством. Еще раз: горело не просто какое-то брошенное здание, а горел памятник!

Пожар был вполне ожидаемым. Уже много лет здание выглядит забытым и брошенным. Хотя до пожара внутри было вполне прилично: и двери были целыми, и более или менее сохранялась отделка комнат, даже крыша вроде протекала всего в двух местах. Но окна уже были выбиты, не везде стояли решетки, и внутрь легко можно было попасть. Явно лезли туда не туристы и не любители истории города...

В общем, скажем честно: кишиневские чиновники не уследили, не законсервировали здание. А теперь занялись любимой игрой: поиск виноватых и перекладывание ответственности. А здание-памятник от такой «заботы» точно начнет сыпаться.

Фотографии сделаны пару месяцев назад, до пожара. Видно, в каком состоянии находится здание. А теперь оно еще и обгорело. Вот такой памятник безразличию».

Александр КАЗАНСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии