Закон

Суд постановил: пенсионеру Павлу Станько срочно вылечиться от глухоты

07.04.2015, 06:00
{Суд постановил: пенсионеру Павлу Станько срочно вылечиться от глухоты} Молдавские Ведомости

Меньше года назад 75-летнего Павла Станько пытались выселить из собственной квартиры. И вот все началось сначала, только на этот раз на бедного пенсионера и его защитницу Викторию Григориу завели уголовное дело по 179 статье Уголовного Кодекса «нарушение неприкосновенности жилища».

Суд был назначен на 6 апреля, на  13.00. Но в итоге его перенесли на 23 июня на 10.10, поскольку у Станько буквально на днях начались проблемы со слухом - он совершенно не слышал судью. По решению суда старику назначено обследование. Либо он вылечится, либо купит слуховой аппарат.

Виктория Григориу рассказала, что 16 апреля состоится суд по гражданскому делу о признании Павла Станько недееспособным. «Заявление на проведение экспертизы мы подали еще 22 мая 2014 года, она назначена, но я пытаюсь добиться того, чтобы мы не платили 600 лей, поскольку по закону она бесплатна», - рассказала Виктория.

Корреспондент «Молдавских ведомостей» попросил прокомментировать происходящее адвоката Павла Станько Алену Каминскую. «Мы говорим, что человека незаконно выселили, а прокурор – что он незаконно вселился, - говорит она. - Почему изменился собственник квартиры? Это гражданское дело уже разбиралось. Насколько мне известно, есть гражданское дело о признании Станько недееспособным. Ему могут назначить опекуна, который будет защищать его права. Я считаю, в его ситуации это будет хорошо, если будет добросовестный опекун».

Больше адвокат ничего рассказать не смогла. На заседание суда пришел и юрист благотворительного фонда «Solutia» Виктор Поляков. Он считает обвинения прокуратуры необоснованными: «Сам процесс получения доказательств и основания, на которые опирается прокурор, не вполне правомерны. Станько абсолютно незаконно выселили люди, которые даже не представились. А когда он пришел к себе домой и увидел, что дверь в квартиру открыта, естественно, воспользовался правом зайти туда, где прописан. Мы попробуем посодействовать, как минимум, постараемся найти адвоката, который серьезно займется делом».

Председатель НПО «Любимый город», гражданский активист Виталий Возной считает, что государственного адвоката  стоит поменять: «У Станько все права на квартиру, но ситуация зависла. Он пенсионер, у него плохое здоровье, и суд должен был это учесть. К сожалению, мне не удалось узнать у прокурора подробности обвинения. А государственный адвокат ведет себя абсолютно неправильно: она не ходатайствовала ни о ведении видеосъемки, ни о предоставление большего зала суда и слухового аппарата для Станько. Я бы рекомендовал сменить адвоката».

Отметим, что статья 179 УК «нарушение неприкосновенности жилища» предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 300 условных единиц, или неоплачиваемого труда в пользу общества на срок от 100 до 200 часов, или лишения свободы на срок до 2 лет.

История Павла Станько началась в 1998-м году. Вышел на пенсию, решил заняться малым бизнесом, заключил договор о консигнации с фирмой «Букурия». Но не получил оригинал договора. К сожалению, спланированный бизнес провалился, не удалось заключить ни одной сделки.

Спустя какое-то время Станько узнал о кончине брата, жившего в Англии, а в 2003-м овдовел. Пенсионер так был убит горем из-за потери родных, что не сразу пошел переоформлять квартиру на себя. И жилье автоматически перешло в собственность жилищного кооператива.

В том же 2003 году Станько получил от «Букурии» документ, свидетельствующий о том, что он ничего не должен фирме, а фирма ничего не должна ему. Но почему-то спустя два года предприятие подало в суд. Иск был отклонен за необоснованностью.

Видя, что Станько уже пожилой человек, знакомые и соседи тоже начали присматриваться к его квартире. Один сосед предложил обменять свою однокомнатную квартиру на двухкомнатную Станько - без доплаты. Другой знакомый начал раздавать адрес Станько своим друзьям, которые приезжали к старику и жили на просторе. Тогда-то несчастный пенсионер и познакомился с Викторией Григориу, которая помогла ему избавиться от акул.

Но «Букурия» обжаловала решение суда первой инстанции, и в 2006 году апелляционная палата возобновила дело. На этот раз решение было вынесено в пользу конфетной компании, и на квартиру  наложили арест. Уже тогда в судебных документах была допущена большая ошибка – якобы квартира принадлежала брату Павла Васильевича Петру Станько, который живет на Украине. Между тем квартира  принадлежала ЖСК-45. О наложенном аресте Станько не уведомили.

В 2007 году квартиру Павла Васильевича выставили на торги, проходившие без его участия, что является нарушением закона. Она была продана некой Людмиле Челак за 411 тысяч лей, хотя оценена была в 611 тысяч. А все из-за того, что Станько якобы был должен 100 тысяч «Букурии». После этой новости у Павла Васильевича случился инсульт. Тогда-то Виктория Григориу начала отстаивать права старика в суде, но Высшая судебная палата отказала в рассмотрении иска.

В 2013 году к Станько пришел судебный исполнитель – выселять. Виктория забила тревогу. Защищать Павла Васильевича вызвались журналисты, гражданские активисты, депутаты и юристы ПСРМ. Нелегко было вернуть Павла Васильевича на насиженное место. Его не оставляли одного, а дверь постоянно держали на замке. Но июне 2014 года судебные исполнители улучили момент, когда Павел Васильевич остался один, и увезли его в центр временного пребывания и социальной ориентации для лиц без определенного места жительства. Пенсионера забрал оттуда гражданский активист Юрий Драничеру. Тот самый, которого потом арестовали и посадили за излишнюю активность.

После этого еще было много споров с судебными исполнителями, но общими усилиями Павла Станько удалось оставить в его квартире. Что будет дальше? Поживем – увидим.

Денис РОМАНЕСКУ

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Алена Каминская? Ха! Это был 4-й государственный адвокат, которого мне пришлось сменить! Офис их адвокатского бюро, там же на Московском, в соседнем доме...Она делать ничего не будет, но государственную плату берет не стесняется.
    Да, квартира - лакомый кусок! И несчастный пенсионер, которого просто убивает молдавская судебная система!