Экономика

Свет в «окне Овертона»

15.07.2015, 17:05
{Свет в «окне Овертона»} Молдавские Ведомости

Повышение тарифов, политически неприемлемое перед выборами, после выборов уже не представляется политикам радикальным. НАРЭ утвердило новый тариф на газ в 6538 лей за 1000 кубометров, что на 15,4 процента больше, чем было (5971 лей). Тариф на электроэнергию, поставляемую "RED Union Fenosa", установлен на уровне 2,157 лея/квтч. Увеличение - на 37 процентов (было 1,58 лея).

Когда впервые зашал речь о повышении тарифов - оценка приемлемости этой идеи обществом была на шкале «неприемлемо» и «радикально». Но вот прошли выборы - и политики манипулируют общественным мнением, сдвигая «окно Овертона» поближе к шкале «приемлемо» и даже «разумно». Между тем мы как ничего не знали о структуре себестоимости тарифов – так не знаем и по сей день. А без этого трудно решить, кто кого грабит: мы – поставщиков (как уверяют торговцы электроэнергией)  или поставщики – нас.

В пятницу, 17 июля НАРЭ рассмотрело «в одном пакете» запросы операторов рынка электроэнергии и газа о повышении тарифов. Слушания были публичными, решение обещали принять основываясь на проверке расчетов поставщиков. Но все ли рассказали поставщики о своем бизнесе? 

Почему тарифы повышаются только после выборов?

Первые публичные слушания по тарифам НАРЭ провело в конце марта. АО  «Moldovagaz» запросило увеличение тарифа почти на 50 процентов, а электрораспределительные компании - на 49-82 процента. Основная причина - обесценивание лея. Но впереди маячили местные выборы…

Когда они прошли, «Gas Natural Fenosa» тут же заявила, что получила предупреждение о возможном сокращении на 40 процентов поставок от Молдавской ГРЭС из-за задержек с оплатой. Компания якобы не может вовремя рассчитываться из-за низких тарифов. В НАРЭ обещали рассмотреть вопрос после проверки расчетов операторов, но раскроют ли производители свои карты?

 

К вопросу о непрозрачности включения затрат в тарифы

Много вопросов вызывает процесс поставок электроэнергии. Так, в схеме приобретения энергии у Молдавской ГРЭС участвуют две посреднические фирмы, одна из которых – государственная. Наличие фирм-посредников выгодно властям – и они об этом молчат. Зато политики и эксперты охотно говорят о том, что украденный неведомо кем миллиард тоже «войдет в тариф». Непостижимо!

В частности, бывший директор НАРЭ, эксперт IDIS«Viitorul» Виктор Парликов в эфире RTR-Moldova заявил: «Рост тарифа на электроэнергию произойдет в несколько этапов, на первом этапе повышение произойдет как минимум на 30 процентов… Избежать повышения тарифа не получится после того, как из банковской системы был украден миллиард».

Парликов вдается в детали: «Если долг будет небольшой и будет перспектива его возврата – к отключениям не будут прибегать. Но если ситуация зайдет в тупик, если поставщики увидят, что не хотят расплачиваться и тариф не повышают по необоснованным причинам, не исключено отключение». 

Кто плачет о бедном народе

По мнению Парликова, ситуация в государственных распределительных сетях хуже, чем у компании «Gas Natural Fenosa»: «Скорее всего, им приказали молчать, чтобы не будоражить общественное мнение. Думать о последствиях - о повышении цен и тарифов - следовало тогда, когда выводили миллиард. Сейчас политикам не стоит говорить в панике о том, какой бедный молдавский народ».

В числе плачущих о бедном народе - спикер пар­ламента от ДПМ Андриан Канду, который высказался за замораживание тарифов на электроэнер­гию и газ… 

Украденный миллиард войдет в структуру тарифа

Вот мнение доктора экономических наук Святослава Михалаке: «Если бы не было банковской кражи, курс доллара располагался бы в коридоре между 14 леями 80 банами и 15 леями 80 банами. При таком курсе тариф мог бы увеличиться от силы на 30 процентов. В это увеличение входило бы погашение долгов, накопленных с 2013 года, за все, то время, когда тариф не пересматривался».

К слову, Парликов отметил, что Молдова не может закупать электроэнергию в Румынии из-за отсутствия линий. А на Украине - дефицит сырья, Киев сохраняет энергию для собственного рынка. Производить электроэнергию может только Молдавская ГРЭС. И тут монополия.

Откуда НБМ узнал, что тариф повысят?  

Интересно, что НБМ как основной игрок, ответственный за динамику цен, объявил:  в третьем квартале, ожида­ется серьезное повышение цен – более чем на 8 процентов. Рост тарифов приведет к росту стоимости коммунальных услуг. Это означает, что НБМ уже знает: удо­рожания электроэнергии и газа в этом году не избежать. 

Почему у частной европейской компании потери больше, чем у молдавской государственной?

Между тем специалисты кое-что знают об  издержках, которые входят в тариф, но на самом деле не должны в него включаться.

В авторском расследовании председатель ассоциации потребителей электроэнергии Николае Могоряну «Молдова - дойная корова испанской "Gas Natural Fenosa"» (опубликовано в издании «Коммерсант плюс» в 2012 году) привел перечень видов деятельности, которые компания превратила в статьи доходов.

Например, потери электроэнергии. Один процент потерь, оплаченных потребителями, - это 35 миллионов лей в год. Регламентированное значение потерь, включенных в тариф, для европейской компании «Gas Natural Fenosa» - 12,5 процента, в то время как в госкомпании «Red Nord» почему-то - 9,5 процента.

«Компания создает себе имидж обворовываемой и для борьбы с хищениями создала даже службу «антифурт», которая, пользуясь доверием и наивностью потребителей, часто создает ситуации, через некоторое время ею же протоколируемые как хищения электроэнергии с соответствующими финансовыми последствиями для потребителей, - пишет Могоряну. - Только на статье «потери» компания ежегодно получала 80-100 миллионов лей». 

Инвестиции, которые оплачивают потребители, и кредиты, которые они берут неведомо для себя 

В 2001 году «Gas Natural Fenosa» взяла у материнской компании кредит в 55 миллионов долларов под 23 процента годовых, в то время как вся ее инвестиционная программа до 2005 года составляла 56 миллионов долларов, рассказал Могоряну.

Несложно подсчитать, во что обошелся потребителям этот кредит. По договору купли-продажи компания обязалась инвестировать в развитие услуг. Но получается, что все инвестиции оплачивали сами потребители! 

Отмена ночного тарифа - за наш счет

Могоряну отметил, что «в декабре 2002 года НАРЭ, по инициативе компании, отменило зональный (ночной) тариф - а это не один десяток миллионов лей в год финансовых потерь потребителей, но - доходов компании».

А как же договор?! 

Какая-то «неевропейская» рентабельность!

Еще факт: «В 2010 году наивное новое руководство НАРЭ решило приблизить компанию к реальным экономическим условиям республики, снизив рентабельность с 17 (что заметно выше общепринятых значений в странах ЕС) до 13 процентов. В результате вмешательства международных структур в действия вроде бы независимого агентства некоторым госчиновникам Молдовы пришлось объясняться в Брюсселе. В итоге остановились на цифре 16 процентов». 

Молдаване дарят Европе деньги,  которыми она потом кредитует Молдову

Получается, от потребителей недаром скрывают схему формирования тарифов!

Рентабельность и в 17 и 16 процентов, которую закладывают в тариф, оплачивают потребители Молдовы, а это, по словам Николая Могоряну, «десятки миллионов лей ежегодно - своего рода источник грантов Европы для Молдовы».

Уточняем, потребители, оплачивая электроэнергию по тарифам с рентабельностью в 17-16 процентов, создают компании прибыль, которая полностью уходит в Евросоюз. По словам вице председателя Счетной палаты Тудора Шойту, поставщик электроэнергии с 1999 года получил доход, втрое превышающий размер суммы, украденной из молдавских банков. Все ушло в банки Евросоюза. ЕС  выдает нам гранты и кредиты из этой прибыли, а народ Молдовы возвращает эти деньги, выплачивает по ним проценты и выполняет программы различного рода «оптимизаций».

 

Источник наших убытков один: законы, принятые парламентом

Нет у нас ни одного закона или регламента, который так или иначе не лил бы воду на мельницу «Gas Natural Fenosa», уверен Могоряну: «Даже курс доллара, закладываемый в тариф, приносил до недавнего времени десятки миллионов лей в год».

О том, как специальные цены на электроэнергию закладываются в тарифы, говорит следующий факт: «В 2000 году из-за спешки и неопытности при приватизации магистральные сети 110 кВ в зоне Кишинева оказались в управлении частной компании. В итоговый документ включили предпосылку, в соответствии с которой эти сети компания должна была вернуть ГП «Молдэлектрика» в обмен на другие сети, так как они не могут быть в собственности и управлении частного юридического лица. О наличии этой проблемы 10 лет безрезультатно писали.  Она ярко проявилась на первом этапе дифференциации тарифов по уровням питающего напряжения.

При поддержке НАРЭ был установлен тариф 8,13 банов за кВт/час на транспорт электроэнергии по этой части транспортных сетей, в то время как тариф на транспорт и диспетчеризацию по государственным транспортным сетям равнялся 6,76.

Три письма ассоциации в минэкономики остались без ответа. В конфиденциальных  разговорах работники министерства дают понять, что МВФ и ЕБРР не поддерживают идею, так как будут затронуты интересы иностранного инвестора - «Gas Natural Fenosa».

 

Все собственники равны, но некоторые – «равнее»

А как быть с группой иностранных инвесторов, находящихся вдоль этих линий, чьи большие деньги совершенно необоснованно переходят к «Gas Natural Fenosa»? Интересы местных инвесторов даже не идут в расчет – да кто они такие?

МП «Апэ-канал» и «Лумтех» теряют ежегодно около 40 и 5 миллионов лей, стекольный завод - около 35 миллионов лей». Стекольный, кстати, приватизируют по причине огромных убытков.

 

А что будет, когда подорожает электроэнергия?

В заключение Могоряну констатирует: «В результате возврата сетей и других решений в пользу народа Молдовы себестоимость большого набора товаров и продуктов стала бы меньше, тарифы на воду можно было бы заморозить на пять-восемь лет вперед, «Апэ-канал» сумел бы окончательно решить вопрос с модернизацией очистных и т.д.».

Но наши горе-парламентарии принимают закон о водоснабжении - и после местных выборов-2015 потребители в Кишиневе должны платить 59 лей за кубометр горячей воды. А что будет, когда подорожает электроэнергия?

Но выборы прошли, «окно Овертона» захлопнулось, что будет дальше – политиков не волнует. Потому что к новым выборам избиратель забудет все плохое и будет помнить только хорошее: наша проевропейская коалиция партий – самая проевропейская в мире, а наши пацаны у власти хоть и негодяи - но негодяи свои, родные, близкие, такие понятные и предсказуемые. 

Марина ТИМОТИН, Александр КАЗАНСКИЙ

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Этот Могорян имеет свои интересы от Феносы. Не видно, чтобы он сильно озаботился положением народа. Как председатель ассоциации он должен бить и бить тревогу, стучать во все окна и двери, но он изредка только огрызается. И такой не только он... Не в тему - есть еще председатель ассоциации малого бизнеса Еужен Рошкован. Тот уже лет 20-ть проседает штаны в кресле, но кто нибудь слышал или видел его?