Светлана Кифа: Лучия Кучук заказала для кабинета белую мебель и к ней потребовала белый ноутбук
Созданная бывшим генеральным примаром столицы Серафимом Урекяном система защиты детей деградировала. Чиновники муниципального управления защиты прав ребенка пиарятся в соцсетях, раздавая сладости детям и разрабатывая стратегии защиты прав ребенка на турецких пляжах. А в Кишиневе появляются новые колонии беспризорников.
«МВ» рассказывали в феврале о том, как журналисты нашли в центре столицы поселение бездомных детей в возрасте 8-25 лет: они больше года жили на развалинах раздевалки теннисного корта на территории бывшего республиканского стадиона. Днем попрошайничали у магазинов, ночью спали вповалку, чтобы согреться. Ребята мечтали о домике в селе, где могла бы обосноваться «республика Шкид». Узнав об этом, на развалины стадиона наведались полицейские вместе с чиновниками примэрии. Часть детей забрали, другие разбежались.
О проблеме беспризорности вспоминают в основном после громких скандалов и резонансных публикаций. Обещают новые социальные программы, под это из-за границы поступают деньги и исчезают в неизвестном направлении, а о детях забывают до очередных крупных разоблачений, связанных с привлечением малолетних к занятию проституцией, продаже наркотиков, порнографии.
В марте на сайте профильного управления столичной мэрии была опубликована очередная стратегия защиты прав детей на четыре года. Беспризорникам уделен один абзац. Приведенные цифры говорят: дети бегут в столицу из провинции, город не виноват… Так ли? В ситуации пытались разобраться участники передачи «Important» на TV21.
Кифа: Надо постоянно бить в набат
«Если мы не будем постоянно бить в набат, неизвестно, что ожидает наше общество в будущем», - считает бывший глава управления защиты прав детей примэрии Светлана Кифа. Она рассказала о том, как в столице появилась единственная до сих пор структура, занимающаяся недетскими проблемами молодежи.
«Серафим Урекян вошел в историю Кишинева многими добрыми делами, в том числе созданием этого муниципального управления, - напомнила Светлана Кифа. – В 1993 году к нам приехали представители НПО «Партнерство для каждого ребенка» из Великобритании, до этого создавшие сеть защиты прав детей в Румынии, и предложили проект реализовать и в нашей стране. У центральных властей инициатива поддержки не получила. А вот г-н Урекян, генеральный примар Кишинева, зажегся идеей.
Два года, работая в претуре сектора Рышкань, я была волонтером проекта. Мы изучили ситуацию в семьях из зоны риска, ездили к соседям за опытом, проводили семинары. На стол мэра легла справка о необходимости создания в примэрии и в каждом секторе структур защиты прав ребенка с целью объединить специалистов управлений образования, соцзащиты, комиссии по делам несовершеннолетних. Урекян дал добро, и мы шаг за шагом начали развивать эту услугу, работали с республиканскими и местными структурами, которые нас поддержали в реализации крупных и малых проектов. Мне больно видеть, как безграмотным менеджментом рушится все то, что было сделано».
Кобольский: Родители осужденных просят нас помочь, чтобы дети не пошли по их стопам
«Помогая этим детям, мы защитим своих детей, - сказал Анатолий Кобольский, руководитель общественной организации «You are not alone», один из немногих, кому небезразлична судьба беспризорников.– Ни один проект реинтеграции детей в общество не будет работать, если люди не будут болеть душой. Ни одна структура не будет эффективно работать, если в ней не будет профильного специалиста».
Кобольский рассказал, что дети осужденных не по своей вине остались на улице: «Не секрет, что в большинстве своем дети улицы – это без пяти минут осужденные. Я получил много писем от отбывающих за решеткой наказание родителей. Возьмите наших детей к себе, просят они. Мы не хотим, чтобы наши дети пошли по нашим стопам. Мы помогаем и тем, кто достиг 18 лет, кто по выходе из специализированных госучреждений не может получить положенные субсидии и помощь государства».
Для детей - аварийное здание?
Кобольский проблемой беспризорных детей занимается с 2016 года: «Мы смогли идентифицировать каждого ребенка улицы, чьи родители осуждены. Некоторые и родились-то в местах лишения свободы. Мы хотели создать в здании бывшего приемника-распределителя для несовершеннолетних на улице Льва Толстого, 39 круглосуточный многофункциональный центр».
Проект поддержали в парламенте и в президентуре. Однако в примэрии и в МВД, на чьем балансе находится здание, отказали. Мэрия объяснила отказ тем, что в здании располагается временный приемник-распределитель для несовершеннолетних, а силовики – тем, что здание аварийное. «Если помещение представляет угрозу, то почему там находятся дети?», - недоумевает Кобольский.
Сколько же у нас детей улицы?
Он сообщил, что постоянно общается с беспризорными: «Главное в работе с уличными детьми – стать их друзьями. Их нельзя обманывать, если хочешь подружиться с ними». По мнению Анатолия, между структурами примэрии и мнистерством отсутствует взаимодействие: «На последнем заседании, где обсуждалась стратегия защиты прав ребенка в столице на 2020-2025 годы, у представителей примэрии и МВД были разные данные о количестве беспризорных детей».
По мнению Кобольского, в центре Кишинева количество беспризорных в известных группах варьируется от 32 до 44 человек. Светлана Кифа удивилась разночтениями в цифрах: «Между всеми структурами, вовлеченными в решение проблемы, должны быть тесное взаимодействие, обмен опытом и информацией».
Идея многофункционального центра родилась десять лет назад, когда Светлана Кифа возглавляла управление защиты прав ребенка: «Мы хотели привлечь ряд специалистов, психологов и психиатров. Провели несколько заседаний в министерстве труда и соцзащиты, убедив его руководство в необходимости специализированного центра для детей улицы. К сожалению, до сих пор эта проблема не решена».
Из окна белого кабинета не видно грязных личиков беспризорных
По мнению Светланы Кифа, работа с беспризорниками руководства и некоторых специалистов управления защиты прав ребенка, мягко говоря, оставляет желать лучшего: «Я удивилась, узнав, что руководство управления создает препятствия общественным организациям, которые хотят подставить плечо. Смыть этот позор мы можем только вместе, объединив усилия государственных и негосударственных структур».
Кифа считает, что после ее ухода из примэрии пять лет назад управление защиты прав ребенка постоянно все больше деградирует: «С приходом нового руководства было уничтожено все хорошее, что было сделано за долгие годы. Лучия Кучук, назначенная Дорином Киртоакэ на мое место, начала с дорогостоящего ремонта кабинета и покупки роскошной белой мебели, изготовленной на заказ. Она потребовала заменить новый ноутбук, поскольку он был не белый и якобы не гармонировал с дизайном кабинета. Кучук не смогла сохранить специалистов, которые годами работали в крупных проектах доноров. Один из них – создание совместно с Мировым банком специализированного центра для беспризорников и детей с ограниченными возможностями - «Дом Гавроша». Мы привозили туда детей с городских улиц. Были тяжелые случаи, приходилось оперировать некоторых. ЮНИСЕФ подарил центру микроавтобус
С приходом Кучук в управление защиты прав ребенка уволился весь коллектив. Я была крайне удивлена, узнав, что «Дом Гавроша», который превратился в обычный центр размещения детей, возглавила бывший директор школы, которую посещали наши «гавроши». Она не скрывала своего недовольства, считая, что наши дети портят имидж школы. Мы работали с каждым беспризорным ребенком, независимо от места, откуда он бежал, не деля детей на своих и пришлых, как практикуется сейчас».
Руководство управления развлекается в Турции
Кифа не могла даже заходить на страницу управления в соцсетях: «Я каждый раз нервничала и не могла спать по ночам, видя, как руководство управления по два-три раза в день пиарит себя на фото, вручая детям подарки и сладости. Я была поражена тем, что в первую неделю чрезвычайной ситуации детей вытащили на уборку территории в рубашках с короткими рукавами без соблюдения санитарных норм. Не меньше была удивлена тем, что г-жа Кучук со своим подчиненным съездила в служебную командировку в Турцию. Что они там искали? Развлечений?!».
По мнению Кифы, решить давнюю проблему беспризорности можно лишь объединив усилия республиканских и местных структур, НПО, всего общества, определив ресурсы и составив комплексный план работы. Будет ли это сделано?
Николай МЕНЮКНовости по теме
- Сегодня, 09:28
- Сегодня, 08:02
- Сегодня, 06:01
- Вчера, 08:28
- 24.01, 16:11
- 24.01, 12:15
- 24.01, 11:48
- 24.01, 06:41
- 23.01, 11:27
- 23.01, 10:07
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 09:28
- Сегодня, 08:02
- Сегодня, 06:01
- Вчера, 08:28
- 24.01, 16:11
- 24.01, 12:15
- 24.01, 11:48
- 24.01, 06:41
- 23.01, 11:27
- 23.01, 10:07
Зависть не есть хорошо. Надо чтоб небыло бездомных детей а не создавать их что бы заботится. Но очень хочется в кабинет с черной мебелью и черным ноутбуком.