История

Сын министра Временного правительства создал в Кишиневе школу биологических методов защиты растений

10.09.2021, 06:00
{Сын министра Временного правительства создал в Кишиневе школу биологических методов защиты растений } Молдавские Ведомости

 

Следы Дмитрия Дмитриевича Вердеревского, известного ученого-вирусолога, в сегодняшней Молдове где-то затерялись. Напрасно вы будете искать его имя в названиях кишиневских улиц. Оно осталось лишь в его самом ценном наследии – в научных трудах и в памяти его учеников, которым он преподавал защиту растений в кишиневском сельскохозяйственном институте имени М.В.Фрунзе.

Необъяснимая загадка - как отцу ученого, главе династии Вердеревских, русскому контр-адмиралу, морскому министру Временного правительства, дворянину удалось избежать репрессий в годы жесточайшей расправы над «бывшими». Какие силы небесные сберегли его и его семью, чтобы отечество в советские годы смогло воспользоваться трудами блистательных отпрысков этого знатного рода, получивших отличное образование и сделавших головокружительную карьеру? 

О Дмитрии Николаевиче Вердеревском (1873-1946 годы) известно, что был он моряком, совершил кругосветное плавание, участвовал в англо-бурской и русско-японской войнах, в Первую мировую был командующим дивизией подводных лодок Балтийского моря, затем командующим Балтийским флотом. Произведен в контр-адмиралы, награжден Георгиевским оружием. Позже был назначен морским министром Временного правительства. Эмигрировал. Жил в Лондоне и Париже. Имел высшие масонские титулы. Незадолго до смерти принял советское гражданство. Интересно, да? 

«И в мясорубку не уложили, и даже лес валить не послали» 

Удалось отыскать следы правнука Дмитрия Дмитриевича Вердеревского, который ведет свой блог в соцсетях. Вот что пишет он о своем деде, молдавском ученом, который приходится сыном контр-адмиралу: «Ерничать особо не хочется про кровавый сталинский режим, большую лубянскую мясорубку для интеллигенции и тупых кровавых сатрапов. Ибо читаешь на примере деда, как можно было сделать научную карьеру в той стране, и сравниваешь с тем, что сейчас». 

Изучив документы деда, младший из Вердеревских привел данные его биографии начиная с 1926-го - года его поступления в Киевский государственный университет, «в котором продолжает, кстати, работать старорежимная профессура». 

Внук Юрий Вердеревский рассказывает о научной карьере деда, в которой были и дружба с академиком Вавиловым, и публичный диспут с Лысенко, опровержение его антивирусных теорий. В 29 лет Дмитрий Дмитриевич принимает приглашение в Кировобад, где организовывает и возглавляет отдел фитопатологии при азербайджанском НИХИ. В 1931 году публикует результаты первого самостоятельного исследования. А через три года разрабатывает метод борьбы с гомозом хлопчатника, который проходит успешные испытания. За это коллектив института получает премии от СНК АCCР и наркомата земледелия СССР. Затем следуют работа во всесоюзном хлопковом институте и присвоение Вердеревскому без защиты диссертации (!) степени кандидата сельскохозяйственных наук. 

В годы войны Дмитрий Дмитриевич адаптирует методы борьбы с вредителями к военным условиям (хлопок - стратегическое сырье) и защищает докторскую диссертацию. А в 1944-м, сразу же после освобождения Молдавии, его направляют в Кишинев – заведующим кафедрой защиты растений кишиневского сельхозинститута. 

Потомок Вердеревского предлагает всему этому поудивляться: ведь жена деда – «генеральская дочь (!), чья сестра супруга Шульгина, операция «Трест» и все такое, кто в теме. И подиж ты, и карьера, и в мясорубку не сложили, а даже лес валить не послали. И как это так? Непонятно...». 

«Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» 

Но более всего изумляет Юрия то, как коммунисты в 2004 году, в год столетия его деда, чествовали его в сельхозинституте. 

«В домашнем архиве обнаружил видеокассету с надписью «Юбилей Д.Д. Вердеревского - 1994», - пишет он в личном блоге в соцсети. - Спросил батю, что это, но он уже особо и не помнил. Да у нас и видеомагнитофона-то своего дома не было никогда. Кассета, скорее всего, попала по случаю, в 2004-м, когда коммунисты отмечали столетний юбилей деда. В Москве оцифровал и посмотрел... Получился аутентичный слепок того странного времени, когда происходил тектонический сдвиг жизни, но большинство людей продолжало делать вид, что ничего не происходит и просто жило. 

Я и сам так жил, собрав в 1994 году вещи и уехав учиться в Москву, как оказалось, навсегда. Который раз, пересматривая, вглядываюсь в лица и родных, и незнакомых мне людей. Жутковато. Как сложились их судьбы? А как бы могли сложиться, не будь «крупнейшей геополитической катастрофы XX века»? 

… Снято, судя по всему, в учебной аудитории кишиневского сельхозинститута. Показывают стенды, подписи все на русском. А на дворе 94-й год. И речи будут на русском. Уж не знаю, насколько это правда, но в семейных преданиях есть история о сложных отношениях нацкадров к моей семье. Дед был из той аристократии, которая оставалась еще и аристократией духа. Он создавал молдавскую науку, растил местные кадры, любил молдавский народ. Времена были тяжелые, голодные, дед же вокруг себя сформировал большую научную семью, как мог всем помогал. 

Его любили, уважали, работу его ценили, и это отношение переносилось на всю семью Вердеревских. Тем более что старшая дочь Татьяна Дмитриевна в каком-то смысле стала его преемницей. Отношения оказалась такими прочными, что даже сейчас, когда уже в живых-то почти никого не осталось, на батином юбилее в этом году был один из последних могикан той, дедовской, компании. Даже столетие деда в 2004 году отмечалось на государственном уровне, а ведь, казалось бы, «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?». 

К чему привел «тектонический сдвиг» 

Автору этих строк удалось разыскать одного из учеников профессора Дмитрия Дмитриевича Вердеревского, бывшего преподавателя государственного аграрного университета Молдовы, недавно вышедшего на пенсию. Вот что Николай Георгиевич Памужак рассказал о своем учителе. 

«В январе в 1971 года я закончил учебу в сельхозинституте. Дмитрий Дмитриевич читал нам лекции на третьем и четвертом курсах. Это был интеллигентнейший и порядочнейший человек, который, несмотря на свои звания (доктор-хабилитат по нынешним временам, членкор АНМ) с величайшим уважением относился к студентам. Он создал в институте кафедру фитопатологии и руководил ею до последнего дня. Как ученый он был известен далеко за пределами страны. 

Именно Вердеревский создал фитонцидную теорию иммунитета, доказав, что все растения вырабатывают своего рода антибиотики-фитонциды, предохраняющие их от огромного количества паразитов. В своей книге «Иммунитет растений к паразитарным болезням», вышедшей еще в 1959 году, он писал о борьбе между фитонцидами растений и фитонцидами паразитов - грибков и бактерий, которая никогда не заканчивается стопроцентным поражением растений, из-за чего не заболевшие экземпляры можно использовать для селекции стойких форм. 

Так были выведены сорта картофеля, устойчивого к фитофторе, табака - к мучнистой росе, помидоров - к бактериальному раку. Вместе с учениками профессор Вердеревский вывел 14 сортов винограда, устойчивых к милдью. Благодаря в том числе и ему к 80-м годам в Молдавии сложилась мощная научная и практическая база защиты растений. Здесь был единственный в Союзе НИИ биологических методов защиты растений, который координировал эту работу во всей стране. За рубежом активно интересовались достижениями молдавской школы биометода. В Кишиневе проводили всесоюзные семинары с приглашением ученых из Москвы, Ленинграда, всего Союза. 

Вердеревский заложил основы научной и практической службы защиты растений в республике, и эта служба успешно работала до 1990 года. Он оставил после себя плеяду ученых – кандидатов и докторов наук, которые продолжили его дело, 250 научных работ и десятки учебников. Все они на русском языке. Но единственную русскую группу в ГАУМ расформировали. Упразднена и сама служба защиты растений, которая до 2010 года имела представительство в каждом районе. Контрольные функции осуществляли 10-14 сотрудников, закрепленных за хозяйствами, дававших  рекомендации. Но затем эти функции передали агентству по продовольственной безопасности ANSA. Оно ответственно за правильность использования пестицидов, но не имеет права вмешиваться в дела хозяйств – ими заправляют импортеры ядохимикатов. 

Уничтожен ВНИИ БМЗР – всесоюзный научно-исследовательский институт биологических методов защиты растений, один из лучших в Европе. Его слили с другим институтом, создав институт  генетики, физиологии и защиты растений. Уровень исследований и защиты упал, резко снизилось и количество ученых, которые занимались этой темой.  

Старики уходят. Они работали на патриотизме, у них была научная перспектива. Этого нет у молодежи. Когда в 2004 годуприняли кодекс о науке, зарплаты ученых и стипендии аспирантов 5-7 лет поднимали, забрезжила надежда. Но все рухнуло. Престиж науки резко упал. Стипендии аспирантов - 1800-2000 лей. Раньше я, доцент со стажем, получал 320 лей плюс еще 100 рублей по контрактам, у профессора была зарплата 450-500 рублей - хорошие деньги. 

Деградировала и подготовка студентов. При профессоре Вердеревском действовала созданная им практическая база кафедры защиты растений в Оницканах Криулянского района с лабораториями и домиками для студентов. До 1990 года студенты проходили практику в районных станциях защиты растений. Всего этого они лишились. Я 15 лет преподавал в аграрном университете химическую и интегрированную защиту растений. Когда обучение перевели в онлайн-формат, а теория перестала подкрепляться практикой, я понял: это не учеба. 

Много лет правой рукой Вердеревского была его дочь Татьяна Дмитриевна. Крупнейший ученый-вирусолог, она возглавляла кафедру вирусологии в НИИ плодоводства и виноградарства, создала безвирусный питомник – гордость науки, позже курировала создание безвирусных питомников в Европе». 

Потомки, отзовитесь! 

А что же остальные члены большой семьи Вердеревских, куда их забросила судьба? 

Известно совсем немного. Родителями Дмитрия Николаевича Вердеревского были Николай Вердеревский, присяжный поверенный, и Софья Александровна Рипнис. У него были два брата - Василий Николаевич, поручик запаса, и Роман Николаевич, морской офицер, капитан 2-го ранга, участник обороны Порт-Артура во время русско-японской войны. 

Дмитрий Николаевич Вердеревский был женат на Елене Михайловне, в девичестве Плен. Она скончалась в 1944 году. Их сын Павел Дмитриевич (1896-1985) был инженером, служил на «Авроре», позже жил во Франции, похоронен рядом с отцом. Второй сын Дмитрий Дмитриевич (1904—1974) – герой нашего рассказа. Дочь Елена Дмитриевна (1900-1978) жила в Канаде, преподавала в Лондонском университете. 

После смерти отца Татьяна Дмитриевна Вердеревская вскоре эмигрировала. В Молдове остался ее брат, отец блогера Юрия Вердеревского. Вот что вспоминает об этом времени племянник, последний из известных нам живых представителей династии Вердеревских. 

«Мне Татьяна Дмитриевна была очень близким человеком, старшим другом, очень жалко, что ее давно уже нет: многое бы мне хотелось с ней обсудить… Мы глупо поссорились в конце 90-х, как раз перед ее смертью, и не успели друг друга простить. Тогда я наотрез отказался эмигрировать, а она столько сил затратила, чтобы мне организовать за рубежом старт не с низкой позиции. Немного ошарашенная обрушением всего, но несгибаемая и неунывающая - такой ее помню». 

Наверное, есть еще и другие родственники Вердеревских, не исключено, что и в Кишиневе. Московский племянник Татьяны Дмитриевны мог бы пролить на это свет, но связаться с ним нам не удалось. Надежда все же есть. Нужно помнить, кто на самом деле создавал активы процветающей МССР,  которые Молдова за 30 лет так бездарно растранжирила. 

Мария БУИНЧУК 

На фото: 

Дмитрий Вердеревский с учениками. 

Молдавские фитопатологи отец и дочь Вердеревские. Фитопатология - наука о болезнях растений, вызванных инфекционными болезнями и экологическими факторами. 

Татьяна Дмитриевна Вердеревская – крайняя справа.

Дмитрий Николаевич Вердеревский (1873-1947) - русский контр-адмирал, морской министр Временного правительства (1917), Георгиевский кавалер. Во время Второй мировой войны занимал негативную позицию по отношению к нацистской Германии. С 24 марта 1945 - член правления объединения русской эмиграции для сближения с Советской Россией. В 1946 получил советское гражданство. Организатор союза советских граждан во Франции.

Комментарии (0) Добавить комментарии