Экономика

Так сколько в Молдове налогоплательщиков? Посвящается дню рождения министра финансов

18.08.2017, 13:39
{Так сколько в Молдове налогоплательщиков? Посвящается дню рождения министра финансов} Молдавские Ведомости

Если исходить из требований Налогового кодекса (ст.162 и ст.164), то, по подтвержденным данным национального бюро статистики, регистрационной палаты и министерства юстиции, в указанном налоговом регистре должно быть не менее 620 тысяч налогоплательщиков - юридических лиц.

Так как присвоение фискального кода осуществляется: a) каждому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, а также каждому физическому лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью либо осуществляющему лицензированную или авторизованную профессиональную деятельность, регулируемую отраслевым законодательством; b) каждому физическому лицу – гражданину РМ, иностранному гражданину или лицу без гражданства, располагающим объектами налогообложения или имеющим налоговые обязательства согласно налоговому законодательству либо получившим право на осуществление определенной деятельности на основе предпринимательского патента; с) каждому юридическому лицу или организации со статусом физического лица – нерезидентам, располагающим объектами налогообложения на территории РМ или имеющим налоговые обязательства согласно налоговому законодательству. 

Государственный налоговый регистр создается и ведется Государственной налоговой службой, в который вносятся данные о всех фискальных кодах.

Еще в мае текущего года я объяснял, что наша налоговая служба и министерство финансов не ведают, сколько налогоплательщиков - юридических лиц в Молдове.

По отчету налоговой службы за 2016 год, на 31.12.2016, в налоговом регистре были 371.941 налогоплательщиков - юридических лиц.

На портале налоговой службы выставлен налоговый счетчик, который в реальном времени показывает (должен показывать) поступления в национальный публичный бюджет и количество налогоплательщиков, юридических лиц.

Вместо того, чтобы количество налогоплательщиков росло, в течение этого года их стало меньше на 2391. То есть вместо 371.941 - уже 369.550.

Еще раз объясняю для всех.

В налоговый регистр должны быть включены (по статистическим данным на сегодня):

- 170.596 юридических лиц, по учету регистрационной палаты,

- 446.784 - фермерские (крестьянские) хозяйства, по данным НБС,

- около 4 тысяч - адвокаты, нотариусы, администраторы несостоятельности, по данным министерства юстиции. 

Итого: 170.596 + 446.784 + 4.000 = 621.380. 

А теперь посчитаем, сколько налогоплательщиков - вне поля зрения налоговой службы и не платят налоги:

621.380 - 369.550 = 251.830.

Не тысяча, не 10 тысяч, и даже не 100 тысяч. А 250 тысяч теневых субъектов.

Эту информацию я предоставил министерству финансов и налоговой службе. И думал, что они воспользуются, разберутся и начнут наводить порядок в своем регистре.

Но у нас некоторые упираются и делают все наоборот. 

Сравним еще и некоторые другие цифры, не менее интересные.

По итогам за 2016 год представили финансовые отчеты в НБС 52.395 экономических субъектов - юридических лица.

Если по данным налоговой службы на их счетчике были 371.941, а отчитались в НБС только 52.395, где информация о 319.546 юридических лицах?

Если по финансовым отчетам 52 тысячам субъектов определили ВВП равным 136 миллиардам лей, то сколько на самом деле должен быть равен ВВП, если учесть данные о деятельности еще 319 тысяч юридических лиц?

И еще один знатный учетчик - ГП "Registru", где ведут регистр правовых единиц (тоже изобретение, параллельное с регистрационной палатой). По их данным, на момент в их регистре - 121.811 правовых единиц.

Сравним:

52,3 тысяч (НБС), 121,8 тысяч (ГП "Registru"), 170,6 тысяч (регистрационная палата), 370 тысяч (данные налоговой службы) и сопоставим с 621,4 тысяч по всем учетным данным.

При всем этом НБС утверждает, что, по итогам 2015 года (за 2016-й еще не успели посчитать, хотя ВВП определили), у нас сектор теневой экономики был равен (всего?) 23,7 процента. Некоторый "прогресс" по сравнению с 1995 годом, когда теневая экономика была оценена (тем же бюро) в 37 процента, и 2000-м, когда было 34,6 процента. И "регресс" по сравнению с 2007-м, когда у нас было всего 20,6 процента.

Но ведь есть аксиома – теневая, неформальная, не законная, не наблюдаемая, подпольная экономика - всегда развивается быстрее, с большими темпами, чем реальный сектор экономики. Потому как ей бюрократы и госучетчики не мешают. Она их взятками подкупает.

Видимо, все дело в определении и порядке расчета. Наша статистика теневую экономику прозвала "невидимой, не наблюдаемой экономикой". Невидимка? Разве это так, если анализировать только, хотя бы, обнародованные данные?

 

А ведь теневую экономику можно посчитать, и во всем мире считают кумулятивно:

- по расходу электроэнергии,

- по количеству/массе обращения и спроса на деньги,

- по соотношению наличных денег и вкладов,

- по всевозможным регистрам (а их у нас 152 регистра),

- по выборочным обследованиям. 

Наша статистика выбрала самый легкий для себя вариант - по выборочным обследованиям, с уклоном на домашние хозяйства. Тем самым самоустранилась от основной категории теневой экономики.

Кто бы собрал всех этих жалких и импотентных госучетчиков в одну камеру, без окон и без дверей, без еды и воды, дней на тридцать, чтобы они между собой выяснили, сколько в Молдове юридических лиц, которые обязаны и должны платить государству налоги?

А если не разберутся, то пусть там же, в той же камере, и останутся лет на 10.

Думитру БАРБАЛАТ 

Комментарии (0) Добавить комментарии