Политика

Тени и камни глубинного государства

28.01.2018, 07:30
{Тени и камни глубинного государства} Молдавские Ведомости

С момента избрания Дональда Трампа президентом США усилиями его команды стал упорно продвигаться новый концепт в политической мысли – глубинное государство (Deep State). Термин получил широкую известность в 2017 году, когда в СМИ, главным образом в The New York Times и The Washington Post, появились многочисленные утечки, влияющие на президентство Трампа.

Впервые обвинения в адрес глубинного государства, организовавшего утечки, выдвинул портал Breitbart, близкий к Трампу.

Подпольная власть

Это явление в разных странах и называется по-разному: параллельное государство, государство в государстве (лат. – Imperium in imperio), теневая власть. Однако, по нашему мнению, несмотря на огромную схожесть этих концептов, глубинное государство – куда более сложная и скрытая структура власти, чем та, которую привычно подразумеваем под понятием «государство в государстве».

Понятие «глубинное государство» зародилось и стало очень популярным в Турции, часто использовалось для обозначения теневых правительств в таких странах, как Египет, Ирак, Россия и лишь совсем недавно обозначилось в Румынии и в США.

Сторонники Дональда Трампа использовали термин для метки сотрудников разведки и органов исполнительной власти, а также – должностных лиц, которые определяют политику через утечки информации в СМИ, саботаж президента, давление в Конгрессе и так далее.

Gareth Jones, описывая данное явление в Турции, отмечает, что глубинное государство состоит из вооружённых сил, структур безопасности и судебных учреждений, которые, если потребуется, готовы заблокировать или даже свергнуть правительство, которое не разделяет их видение.

Как утверждает американский профессор Пол Мас-грейв, это понятие имеет свои корни в Среднем Востоке и Северной Африке, обозначая «постоянный аппарат национальной безопасности, который контролирует гражданское правительство».

Гибридное слияние?

Многие журналисты и политологи main-stream, настроенные оппозиционно к Трампу, тут же отнесли данный концепт к теориям заговора. Тем не менее понятие глубинного государства рассматривается, как вероятное, большинством американцев. Согласно апрельскому опросу ABC/Washington Post от 2017 года, 48% американцев верят в его существование.

 

Однако концепт получил и научное обоснование, что опровергает его якобы конспирационный характер.

В Оксфордском словаре этому явлению дано следующее определение: «Глубинное государство… означает группу людей, как правило, влиятельных членов правительственных учреждений или вооружённых сил, которых считают вовлечёнными в секретную манипуляцию или контроль государственной политики».

Глубинное государство было определено в 2014 году Майком Лофгреном, бывшим помощником республиканского Конгресса США, как «гибридное слияние государственных чиновников и представителей верхнего уровня финансистов и промышленников, которые эффективно управляют США, не спрашивая об этом избирателей, нарушая суть политического процесса».

Чуть позже в нашумевшей книге «The Deep State: The Fall of the Constitution and the Rise of a Shadow Government» (NY, 2016) Лофгрен смягчает определение, добавив один нюанс: «…лишь с ограниченной ссылкой на согласие управляемых, которое обычно выражено через выборы».

Инструментарий борьбы

Безусловно, нужно отличать глубинное государство в США и его аналоги в Румынии, Турции, Болгарии, Египте. В каждой стране глубинное государство приобретает собственную специфику и структуру. В США глубинное государство является продуктом слияния местной крупной олигархии с Уолл Стрит, спецслужб и крупных чиновников. В других странах это чаще всего продукт, ответвление или даже ячейка других государств – чаще всего самих США.

Назовём несколько инструментов глубинного государства для борьбы с оппонентами. Обычно они используются в логической цепочке с известным финалом:

Слив информации в СМИ и медийная травля (США).

Саботаж действий официальной власти (США, Румыния).

Использование «независимой» от официальной власти судебно-правовой системы для запугивания и борьбы с оппонентами. В Румынии, к примеру, лидер СДП Л. Драгня получил уже третье уголовное дело, в том числе – вследствие обращения европейской OLAF. Уголовные дела идут по конвейеру от румынской DNA (Национальное Антикоррупционное Управление, под контролем ФБР).

Многотысячные митинги толпы, которые мобилизуются в столице посредством НПО (как правило, сидящих на грантах Фонда Сороса, European Endowment for Democracy, National Endowment for Democracy) и подконтрольных СМИ. Так, в Румынии весь 2017 год митинги идут в режиме нон-стоп. Мотив всем известен: «борьба с коррупцией во власти», «защита судебной системы от посягательств местной мафии». То есть защита контроля США за судебной системой Румынии!

Убийства неугодных общественных деятелей и политиков (Турция, Египет, США).

Госперевороты с участием военных, прозападных партий и НПО (Египет – 3 июля 2013 года, Украина – 2014-го, Турция – 15-16 июля 2016-го.

Попытки борьбы с параллельным государством очень тяжелы и изнурительны. Они увенчались частичным успехом Эрдогана лишь в Турции, частично – в России. В США Трамп пока проигрывает. То же самое происходит в Румынии.

Не спрашивая избирателей

19 января 2017 года на Realitatea TV известный в Румынии политический консультант Козмин Гушэ, советник главы МИДа Мирчи Джеоанэ (PSD), президента Траяна Бэсеску (PDL), премьера Адриана Нэстасе (PSD) выдал несколько интересных мыслей про «параллельное государство».

По его мнению, спецслужбы почти во всём мире имеют огромную власть и так называемые параллельные государства существуют и в других странах, не только в Румынии. «Разве во Франции не было параллельного государства, которое продвинуло Эммануэля Макрона на должность президента? А в США во времена «царствования» Ж. Эдгара Гувера (J. Edgar Hoover), который менял президентов как носки, не существовало параллельного государства? А есть ли параллельное государство в ФРГ, в которой транснациональные корпорации защищены от дискуссий в Бундестаге? Очевидно, что в наше время не только в Румынии, но и во многих других государствах, особенно из евро-атлантической зоны, существует «имитированная демократия». В евразийской зоне демократии нет – там автократия».

Где у спецслужб нет власти? Или где спецслужбы вместе с судьями и правовой системой не манипулируют решениями? В США? Не думаю, могу привести много примеров. Во Франции? И там – не верю. Так же и в Германии. И то же самое происходит в Румынии.

США

Ещё в 1903 году американские социал-демократы говорили о существовании империи крупного капитала внутри самой империи США. Доходы этой внутренней империи были в разы больше доходов самого правительства США.

Россия

Начиная с 1870 года евреи в России (вернее, богатая верхушка, состоящая из банкиров, крупных промышленников) часто обвинялись со стороны славянофилов (например, Ф. Достоевский) в образовании государства в государстве, или status in statu, который и помог выжить этой этнической группе во время своей тысячелетней истории. Правда, Достоевский говорил о культурном, а не политическом феномене.

Германия

Во времена нацизма НСДАП и СС являлись, по сути, государством в государстве.

Ливан

С середины 1970-х до начала 1990 годов отдельные группировки (как, например, ООП и Хезболла) создали государство в государстве на территории Ливана, фактически не подчиняясь центральным властям. Похоже, что обе структуры находились под сильным влиянием Ирана.

Великобритания

Как бы то ни было, дискуссии о глубинном государстве не ограничены ближневосточными странами. Говоря о своём опыте по проблеме Ирака, Карн Росс (Carne Ross), бывший дипломат, который работал в ООН, а также в британском МИДе (FCO), обвинил Великобританию в существовании глубинного государства: «Я свидетельствовал на прошлой неделе в расследовании Чилкота. Мой опыт демонстрирует появление опасной проблемы в этом процессе. Эта проблема не связана с сэром Джоном Чилкотом и его группой, а, скорее, с правительственной бюрократией – британским собственным глубинным государством, которое покрывает свои ошибки и лишает доступа к критическим документам».

Пакистан

Вооружённые силы Пакистана и военная разведка ISI часто рассматриваются как государство в государстве. При этом они тесно сотрудничают с ЦРУ, что особенно ярко проявилось во время афганской войны (1979-1989 гг.). Позже ISI обвинялся в поддержке Талибана, что привело к трениям с США.

Швейцария

Термин государство в государстве часто упоминался применительно к практике политической полиции Швейцарии после так называемого картотечного скандала (нем. Fichenskandal) в 1989-1990 годах.

Египет

Как утверждает комментатор сайта Onreligion Dr Abdul-Azim Ahmed, Высший военный совет Египта – это структура глубинного государства.

ВВС состоит из военных, большинство из которых прошли обучение в США, Великобритании, Франции (некоторые – в России (СССР). Поэтому Совет тесно связан с либеральными элитами Запада, пропитан западными ценностями. Нельзя забывать, что Египет, как и Израиль, Турция, Пакистан, получает крупные финансовые дотации от США из-за своей уникальной геополитической позиции (Суэцкий канал).

Связь ВВС с глубинным государством стала заметной во время смещения президента М. Мурси, пришедшего к власти после отставки Х. Мубарака («арабская весна»).

17 июня 2012 года в Египте состоялись президентские выборы. Победил представитель Братьев мусульман Мухаммед Мурси. Ранее Братья мусульмане взяли 2/3 в египетском парламенте.

3 июля 2013 года – свержение, а потом и арест президента Мухаммеда Мурси. Приостановление действия Конституции. Произошло это вследствие военного переворота, которым заправлял Высший военный совет Египта. 5 июля 2013 года временный президент Адли Мансур объявил о роспуске парламента, назначил генерала Мухаммеда Ахмада Фарида главой агентства разведки.

В этом перевороте любопытны 2 нюанса, которые помогают понять суть глубинного государства в Египте. Речь о составе новой власти и международной реакции на госпереворот.

9 июля временным премьер-министром Египта был назначен Хазем Аль-Беблауи, экономист либерального направления, в прошлом занимавший пост министра финансов. Вице-президентом по международным отношениям назначен Мохаммед аль-Барадеи, лидер либеральной оппозиции и лауреат Нобелевской премии мира, генеральный директор МАГАТЭ с 1997 по 2009 год.

Но кто же стал президентом страны? Ответ на поверхности.

8 июня 2014 года вследствие «выборов» президентом был признан Абдул Фаттах Ас-Сиси, министр обороны и председатель Высшего совета вооружённых сил с 12 августа 2012 года по 27 марта 2014 года!

Проще говоря, власть взял Высший военный совет, который кооптировал частично и либералов. Этот же Военный совет, как пишет The Guardian, «восстановил авторитарную модель власти свергнутого ранее Х. Мубарака».

По нашему мнению, ВВС частично вернул Египет в поле влияния США, будучи неким гарантом системы внешнего управления.

Переворот поддержали Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ. США и ЕС отмолчались. Лишь премьер-министр Турции Эрдоган раскритиковал заговорщиков, назвав это военным переворотом. Африканский союз приостановил членство Египта до тех пор, пока не будет восстановлен конституционный строй.

Турция

В турецком языке для обозначения явления «глубинное государство» используется термин derin devlet.

Под глубинным государством понимают сплетение секретных служб, политиков, юристов, чиновников и организованной преступности (в особенности – отрядов убийц).

Как отмечает Maureen Freely, «глубинное государство – турецкое сокращение для безликой клики в турецком государстве, которое, по некоторым утверждениям, имело рычаги реальной власти в течение 84-летней истории республики. Некоторые видят его в тесной связи с теневыми бизнес-сетями (включая армянский бизнес, в чём убеждены некоторые граждане) в последние годы Османской империи.

Глубинное государство базируется в армии, но тесно соединено с MIT (Национальная разведывательная служба), судебной властью и (с 1960-х) с мафией.

Действительно, в конце XIX века отец-основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938) использовал тайные сообщества (например общество Караколь) в качестве спецподразделения по борьбе за независимость. Турецкий политолог Угюр Фатих уверен, что нынешнее турецкое глубинное государство является продолжением тех самых тайных обществ.

С созданием турецкой республики военные в Турции получили огромную власть, тщательно охраняя светские законы и политическую систему Ататюрка от посягательств исламистских сил, курдов и независимых политиков. Когда новоизбранные лидеры пытались проводить «слишком независимую» или «неправильную» политику, их нередко свергали. Одновременно в Турции часто происходили громкие убийства журналистов, общественных деятелей, известных курдских активистов. Всё это и создало в Турции всеобщую убеждённость в существовании некой глубинной, теневой власти, стоящей над политиками и партиями.

Это стало ослепительно ясно после нескольких громких скандалов с вовлечением спецслужб.

Перечислим лишь некоторые организации глубинного государства в Турции, которые стали достоянием гласности благодаря громким убийствам:

Специальный департамент по ведению войны (называемый ещё и «Турецкое Гладио» под предводительством ЦРУ. Боролся с СССР, курдами, левыми активистами, оппозицией).

Организация «Серые волки». Состояла из ультранационалистов. Главная задача – борьба с врагами Турции.

Организация «Эргенекон» – диверсии, спецоперации, гос-перевороты, ликвидация неугодных.

Секретная служба Jandarma (тур. – Jandarma Genel Komutanlığı, сокращённо – JITEM).

Исламское Движение «Хизмет». Обвинена Эрдоганом в попытке госпереворота в 2016 году.

Источник: Аif.md

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    "...глубинное государство состоит из вооружённых сил, структур безопасности и судебных учреждений, которые, если потребуется, готовы заблокировать или даже свергнуть правительство, которое не разделяет их видение".
    ЖАЛОБА ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА НА УКРЫВАТЕЛЬСТВО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРОЙ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА УЗУРПАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУДЕБНЫМИ ИНСТАНЦИЯМИ Читать на http://moldvul.blogspot.md/.