Политика

У Молдовы появляется шанс на выздоровление

30.08.2016, 14:59
{У Молдовы появляется шанс на выздоровление} Молдавские Ведомости

Посол Соединенных Штатов в Молдове Джеймс Петтит умеет нарушать общественное спокойствие, делая заявления, которые от него не ожидали услышать. Не так давно, в январе, он назвал Влада Плахотнюка «сильным и влиятельным политиком», однако при этом уточнил, что заявление помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд о поддержке «проевропейского большинства» не означает, что олигарх Плахотнюк, стоящий за сформированным Демпартией парламентским большинством, тем самым «получил мандат на власть от американцев». 

Нарушитель спокойствия

Кроме того, американский посол высказался против досрочных выборов, поскольку они могут привести  к дестабилизации и усугублению экономического кризиса. И эти слова тогда разозлили оппозицию, так как подобный ход событий сводил на нет все огромные протестные усилия  по смене олигархического  режима. Чуть позже, в мае, Петтит разоблачил версию властей о неофициальном характере визита Плахотнюка в США. Американский дипломат  разъяснил, что это официальная делегация. И что американские власти «получили дипломатическую ноту от министерства иностранных дел, в которой уточняется, что делегацией руководит вице-премьер Калмык». Другими словами, Петтит уличил молдавские власти во вранье своему обществу.

 

И вот сейчас дипломат нанес новый удар по части молдавского истеблишмента. Давая интервью по случаю дня независимости, представитель США высказался категорически против присоединения Молдовы к Румынии и подчеркнул уникальный характер молдавской государственности и истории страны.

Прогулка по болевым точкам

Джеймс Петтит с легкостью и изяществом прошелся по болевым точкам молдавского политического дискурса и сказал то, что от него мало кто ожидал услышать.

Поскольку нечто подобное от американского дипломата в столь сжатой форме звучит впервые, есть смысл привести небольшую цитату полностью: «Молдова должна оставаться суверенным и независимым государством в пределах безопасных границ. Присоединение к Румынии ради вступления в ЕС или по любой другой причине не является практическим выбором и не является выбором, который улучшит положение вещей в Молдове... Молдова не Румыния, у Молдовы своя собственная история и свои собственные вызовы, в числе которых то, что Молдова полиэтническая страна с людьми, которые говорят на разных языках. Есть и приднестровская проблема.

Приднестровье не находится под контролем центральной власти, ему необходим особый статус, но статус этот должен быть присвоен в рамках Республики Молдова».

Во-первых, нужно сказать, что это очень разумное, взвешенное и адекватное ситуации заявление.

Во-вторых, мы впервые видим, что точка зрения американского дипломата по так называемому «бессарабскому вопросу» полностью соответствует официальной позиции России. Некоторые горячие головы в Молдове даже начали искать у Джеймса Петтита русские «корни» и подозревать его в тайной работе на Кремль. Конечно же, абсурд. Однако важность сказанного американским послом заключается в том, что молдавское общество (и соседняя Румыния) впервые оказались перед фактом консенсуса двух мировых держав по достаточно острой региональной проблеме – возможности объединения Молдовы и Румынии. И это было как гром при ясном небе.

Глобальные игроки избегают новой эскалации в противостоянии

Мы не станем, конечно, преувеличивать значимость сказанного отдельным послом в конкретный промежуток времени, потому что позиции стран и правительств часто меняются из-за трансформации внутреннего или внешнего контекста.

И, тем не менее, если предположить, что по вопросу объединения двух соседних государств действительно у США и России сформировалась единая позиция, то это дает шанс Молдове консолидировать свою государственность и избежать эскалации противостояния между Москвой и Вашингтоном во взрывоопасном регионе. Если себе представить на мгновение, что ко всем вызовам, появившимся из-за ситуации на Украине (присоединение Крыма к РФ и война в Донбассе), добавится еще и распад Молдовы и ее присоединение к Румынии, то можно быть уверенным, что таким образом будет открыт «европейский ящик Пандоры». Вся Восточная Европа (и не только) придет в движение, и может начаться большой пересмотр границ. И это будет не просто новая Сирия или «Ближний Восток» в данной части Европейского континента, а нечто большее. Глобальное. Такова цена вопроса.

Если судить по развитию ситуации в Сирии и предвыборным политическим баталиям в США, здесь политические круги начинают осознавать, что полностью игнорировать интересы России и в границах бывшего СССР, и в мире в целом больше не получится. И приходит время не фиктивной, а настоящей перезагрузки отношений. Все это непросто. И не может происходить быстро. Но такова новая реальность.

Думается, в данном контексте и следует рассматривать возможный консенсус между США и Россией по вопросу объединения Молдовы и Румынии. Просто сейчас не время ставить  подобные вопросы. А дальнейшее молчание США по проблеме объединения воспринималось  унионистами и всем молдавским обществом как знак согласия. Ведь все понимают: быть или не быть унире зависит, прежде всего, от Вашингтона и Москвы, и, разумеется, во вторую очередь от европейских столиц. Осуществить «ползучее объединение» постепенно меняя менталитет населения, особенно новых поколений, с помощью образования и мощной информационной обработки, под видом интеграции в ЕС – не получится.

Петтит пугает унионистов

Вот почему слова Джеймса Петтита имели эффект разорвавшейся бомбы для унионистов всех мастей, начиная с экс-президента Румынии Траяном Бэсеску и заканчивая молдавскими политическими плутами, эксплуатирующими идею объединения для незаконного обогащения и одурачивания наивной публики.

Кроме того, реакцию вызвали слова американского дипломата о том, что Молдова не Румыния, что у нее своя собственная история и свои собственные вызовы, в числе которых то, что Молдова полиэтническая страна с людьми, которые говорят на разных языках. Есть и приднестровская проблема».

Собственно говоря, г-н Петтит опять же назвал вещи своими именами. Большая часть населения идентифицирует и осознает себя молдаванами. И хотя бы поэтому представлять дело так, что междуречье Прута и Днестра  - утерянная территория большого Румынского государства, противоречит здравому смыслу. Более того, общеизвестно, что само румынское государство существует 159 лет, и лишь короткий промежуток времени в ХХ веке часть Молдовы входила в его состав. Остальное время, начиная с 1812 года, территория была фрагментом России и СССР. Историю переписать нельзя.

Фантомная боль

Безусловно, в Румынии существует другая логика – разделенных частей одного народа. Но если следовать такой логике, то нужно признать право России на воссоединение с бывшими республиками СССР. Или устремления других государственных образований и народов, имеющих свои анклавы в соседних странах.

Пока что лучше для всех воспринимать существующее в Румынии отношение к Молдове как определенного вида фантомную боль.

А гражданам Румынии и Молдовы, настроенным унионистски, не следует валить с больной головы на здоровую. Разве это не президент Румынии, Ион Илиеску, ответил отказом на предложение Мирчи Снегура объединить два государства на заре молдавской независимости в начале 90-х? Кто же мешал воспользоваться шансом, подаренным историей, ведь тогда общее настроение в обществе располагало к такому шагу?

Однако ответственным политикам понятно, что подобные действия лишь ухудшат  положение вещей и в Молдове, и в Румынии. Ведь в молдавском обществе существует стойкое неприятие идеи «унири» большинством. А есть еще и приднестровская проблема и полиэтничный характер самого молдавского народа. О чем и говорил американский посол.

То, что кто-то не желает видеть очевидного и более того, предпочитает игнорировать мощные социально-политические и исторические факторы, лишь представляет их в дурном свете, в виде национальных и международных авантюристов.

Предвыборный акцент на «унире»

Комментируя слова Джеймса Петтита, эксперты, в частности, высказали мнение, что сказанное следует рассматривать исключительно в контексте приближающихся выборов.

Безусловно, такой момент присутствует. Но он не может быть определяющим, так как любая  межгосударственная политика  имеет долгосрочный характер, а не сиюминутный.

И все же тема, поднятая  дипломатом, будет разыграна в процессе предвыборной борьбы за пост главы молдавского государства.Об этом   однозначно говорят комментарии высказываний Петтита представителями ДПМ – Дмитрием Дьяковым и Павлом Филипом. Они объясняют, что если сейчас взять на вооружение идею объединения двух стран, то проект под названием «Молдавское государство» следует закрыть. Однако в планы Демпартии это не входит.

Поддержав дискуссию на волнующую тему, демократы на самом деле выпустили джинна из бутылки. Поскольку раньше они пытались сделать главный акцент в предвыборной кампании на мнимом противостоянии так называемых проевропейских и пророссийских партий, то теперь весь агитационный дискурс может свестись к проблеме унири.

Если оппозиционные силы, и прежде всего ПСРМ, проявят дальновидность, то смогут умной стратегией не только добиться победы, но и разрушить правящую коалицию. Мы видим, что между демократами и либералами существует конфликт  в подходе к теме «унири». Если в период выборов педалировать именно эту проблему, то можно вбить серьезный клин между двумя силами.

Либо – либо…

На самом деле ситуация не просто к этому располагает, но в истории молдавского государства возник момент, когда нужно определиться. Либо закрыть тему объединения раз и навсегда и начать развивать институты страны, либо приступить к плавной трансформации в  общественно-политическую среду другого государства. Дальше оставаться в ситуации неопределенности нельзя. Это грозит смутой, разрушением и войной всех против всех.

Вот почему Игорь Додон, если он действительно является государственником, просто обязан сделать главными в программе деятельности на посту президента, в случае избрания, всего три пункта и все дискуссии с оппонентами сводить только к ним.

Триединая цель

1. Референдум о присоединении к Румынии.

2. Запрет в рамках того же референдума гражданам Румынии занимать руководящие должности в органах государственной  власти Молдовы, включая парламент.

3. Запрет пропаганды унионизма.

Что это даст? Во-первых,  проблема  унионизма препятствует развитию страны и делает всех государственных чиновников временщиками. Если ее не вывести из политического контекста, у страны нет шансов на развитие.

Во-вторых, если лейтмотивом сделать данную проблематику, то избиратели будут голосовать более осознанно, и они будут понимать, чего им ждать от нового президента. Также удастся избежать тем, уже набивших оскомину, - противостояния «Востока и Запада» и  др. Безусловно,  данные проблемы отходят на второй план, когда перед страной во всю мощь встает  вопрос о самом ее существовании  -  «Быть или не быть?».

Как бонус вы получаете голосование на выборах – репетиции будущего референдума об объединении Молдовы и Румынии.

Прижать режим к стенке

В-третьих, поставив эти вопросы ребром, Игорь Додон или другие оппозиционные политики  заставляют высказаться  четко и определенно своих оппонентов. Им не удастся увильнуть от ответа, так как это может сказаться так или иначе на итогах голосования.

Разумеется, кандидаты Либеральной партии, гражданской платформы «DA», партии Майи Санду и ЛДПМ будут смело высказываться по данному вопросу. Они итак давно признали себя унионистами. И рассчитывают на электорат, симпатизирующий объединению.

Однако в щекотливой ситуации окажется ДПМ, которая захочет и сохранить коалицию с либералами, и не допустить прихода к власти своих политических врагов. Но угнаться за двумя зайцами еще не удавалось никому. Поэтому неопределенность по главному вопросу сулит демократам поражение. Если, конечно, их оппоненты  пожелают и смогут выстроить свою агитационную и информационную политику таким образом, чтобы прижать режим к стенке. Ведь силы не равны.

Шанс на выздоровление

В любом случае, возможно, у тех молдавских политиков, кто называет себя государственниками, появляется возможность сделать нечто конкретное для сохранения страны. А у Молдовы возникает шанс на выздоровление. Так как в случае референдума будут на длительный срок закрыты дебаты по поводу объединения двух государств,  и появятся предпосылки для разрушения правящего режима.

Вот какую замечательную идею подкинул молдавским политиками посол США в Молдове Джеймс Петтит.     

Сергей ТКАЧ

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Американским корпорациям не нужны большие государства которые будут "качать права". Сколько проблем с Китаем, Россией, и даже Британией!
    Молдова - это почти идеал. Но тут есть проблема. Маленькое государство, которое ничего не умеет делать, кроме как торговать своими гражданами.
    Никакой экономики не проглядывается!
    Значит надо садить ее на американский бюджет.
    А он не резиновый.


Новости по теме

Все материалы →