Экономика

Украденный миллиард и преступный анабиоз органов дознания

30.10.2015, 06:00
{Украденный миллиард и преступный анабиоз органов дознания} Молдавские Ведомости

Дело Филата – мелкая кража, не имеющая отношения к «афере века», - призвано подменить расследование настоящего преступления

Одним из основных аргументов в пользу безусловной необходимости сохранить на своих постах руководство генпрокуратуры и национального центра по борьбе с коррупцией как у подельников правящего альянса (и угодливо подпевающего им Михая Гимпу), так и у прочих апологетов режима, беспрестанно мельтешащих в медийном пространстве, стало притянутое за уши утверждение, ничего общего не имеющее с реальностью.

Лейтмотив их посыла в том, что именно руководители этих структур якобы возглавили расследование вокруг похищенной из банков астрономической для Молдовы суммы, эквивалентной миллиарду евро. Дескать уже даёт разоблачающие признания Илан Шор, а главный подозреваемый Влад Филат – на нарах. И поскольку они начали столь важное расследование, то и должны завершить все процедуры не только по привлечению соучастников преступления века, но и к максимально возможному возврату похищенного. В случае же их отставки столь «успешно» осуществляемое разоблачение преступных деяний будет неминуемо приостановлено…

Но проблема как раз в том, что в деле привлечения ответственных в краже, совершенной 11 месяцев назад, никто пальцем о палец не ударил.

Взамен обществу подбрасывается несопоставимо более мелкая кража, суть которой ещё в сентябре 2014 года, то есть за два месяца до хищения миллиарда, обнародовал Вячеслав Ионицэ, в то время – председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам. Он обвинил Филата в краже 120 миллионов лей из «Banca de Economii», сообщив, что располагает документальным подтверждением того, что экс-премьер организовал перечисление денег в оффшоры, через которые они возвращались в Молдову и Румынию, где оседали на счетах компаний, управляемых приближенными Филата. В частности, преступные кредиты в 5,5 миллиона долларов, по словам Ионицэ, получили компании родственников Филата «Caravita», «Business Estate Investment», «Next Estate» и «Avva Inter».

Безусловно, и этот букет преступлений должен иметь юридические последствия, а виновные должны получить сроки и вернуть неправедно полученное.

Но вернёмся к похищенному миллиарду и напомним лишь об отдельных фактах, в значительной мере раскрывающих суть этой гиперафёры. Все они, безусловно, досконально известны правоохранительным органам и во многом - читателям.

Прежде всего, несмотря на действовавшую в тот период ставку рефинансирования в 3,5 процента, которая предписывает обязательную норму для оформления кредитов коммерческим банкам, нацбанк скоропалительно перечисляет на счета «Banca de Economii», «Unibank» и «Banca Socială» 14,8 миллиарда лей под 0,1 процента годовых и под гарантию правительства. И тут же как бы забывает о необходимости контроля за их использованием. Впоследствии Дорин Дрэгуцану будет заявлять, что коммерческие банки - это акционерные общества, и поэтому НБМ якобы не вправе вмешиваться в их деятельность.

Дело в том, что банки работают в основном не на своих деньгах, а на заёмных. И неспособность банка исполнять свои финансовые обязательства трансформируется не просто в банкротство акционеров - это обрушение целого сектора экономики, который обслуживался в этом банке. Вот почему во всём мире коммерческие банки находятся под постоянным скрупулёзным контролем центробанков, и их деятельность детально, до мелочей расписывается десятками регламентов буквально на все случаи жизни. Молдова - не исключение.

Более того, в соответствии с законом о нацбанке его решений не может приостановить даже суд. То есть предписания за подписью Дрэгуцану, выше судебных решений! (См. закон РМ №548 от 21.07.1995 о национальном банке Молдовы и, в частности, статью 11(5): «Акты национального банка не подлежат проверке целесообразности»).

Добавим, что все банковские перечисления осуществляются исключительно через автоматизированную систему межбанковских платежей нацбанка. И в каждом платёжном поручении вписано, кому, сколько и за что перечисляются деньги. Поэтому не обратить внимание на миллиарды – это уже не халатность, а преступление. А если учесть, что в Молдове ещё в 2007 году был принят закон о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, который предписывает сообщать компетентным органам о любых сомнительных перечислениях свыше 500 тысяч лей, то это уже далеко выходит за рамки понятий добра и зла.

А тем временем в ноябре 2014 года в «Banca Socială» в авральном порядке концентрируется денежный пул в 17,8 миллиарда лей, который отражён в бухгалтерском балансе по состоянию на 30 ноября по строке «140 Altе асtivе». Только из «BЕМ» было переведено 11 миллиардов лей, из которых 2,9 и 4,7 миллиарда по тогдашнему курсу были в долларах и евро. Затем «Banca Socială» 25-26 ноября оформляет кредиты пяти компаниям на общую сумму 13,3 миллиарда лей: «Danmira» – 2,7 миллиарда, «Davema-Com» – 3,2 миллиарда, «Voximar-Com» – 2,5 миллиарда, «Contrade» – 2,3 миллиарда и «Caritas Group» – 2,6 миллиарда лей.

При этом работниками банка явно преступно были нарушены действующие нормы и правила банковского кредитования, как по максимально возможной сумме  выдачи в одни руки (не более 70 миллионов лей), так и в части обеспечения (залога). Ведь у этих фирм за душой было активов как у церковных мышей. А чтобы создать иллюзорную видимость реальности возврата этих заимствований, ответчиком по обязательствам всех перечисленных компаний на полную сумму в 13,3 миллиарда лей фиговым листком якобы становится оффшорная компания «Fortuna United LP» (United Kingdom).

Почему якобы? Да потому, что в ходе одного из журналистских расследований представитель компании «Fortuna United» сообщил, что они понятия не имеют ни о каких обязательствах перед вышеперечисленными молдавскими фирмами. А это не просто мошенничество в особо крупных размерах (более 100 тысяч лей по нормам УК), а преступление за пределами понятийных рамок.

Откуда этот избирательный подход молдавской правовой системы к нарушителям закона? Несколько месяцев держат в камере предварительного заключения Павла Григорчука и Михаила Амерберга, затем выпускают из-за отсутствия вразумительных доказательств их «преступной» деятельности. С 6 сентября те же Григорчук и Амерберг во главе с Григорием Петренко снова оказываются за решёткой уже по другому делу, которое, как общепризнано, шито белыми нитками.

А вот подельники в хищении миллиарда, начиная от кредитных инспекторов и юристов, оформлявших мошеннические контракты в нарушение всех должностных норм, утвердившие и подписавшие их вышестоящие начальники, напрочь ослепшие и обездвиженные в те ноябрьские дни сотрудники нацбанка - по-прежнему на свободе. Более того, органы дознания не заморачиваются тем, что фигуранты дела об обворовывании Молдовы могут покинуть страну или же начнут запугивать свидетелей.

Похоже, руководство генпрокуратуры, НЦБК, как и службы информации и безопасности (проявившей недавно особую прыть в заключении под стражу Ренато Усатого по статье, которая предполагает лишь наложение штрафа и общественные работы) руководствуются исключительно телефонным правом. А следовательно, пока эти назначенцы по пресловутому алгоритму будут сидеть в своих кабинетах, не видать нам не только миллиарда как своих ушей, но и хоть какого-то изменения общей ситуации в стране к лучшему.

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики, Национальный институт экономических исследований АНМ

 

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Надо не просто сажать,нужно казнить! За все ,что они делали с 90-х,за украденную у народа жизнь,надежду,будущее детей-казнить!В этом мародерстве погрязла вся полит.верхушка .Ничего,десяток ,другой повесят-постреляют, другим не повадно будет.

  • x

    Реальная статья. Они воровали, они у власти и продолжают воровать! Народу лапшу на уши и что 1 квт электроэнергии стоит 3 лея. Сколько можно ?