Экономика

Ущерб в 1,2 миллиарда по делу "Metalferos"

20.08.2020, 15:29
{Ущерб в 1,2 миллиарда по делу "Metalferos"} Молдавские Ведомости

В течение нескольких лет рынок черных металлов был монополизирован, а АО "Metalferos" было связано только с определёнными компаниями, с которыми были заключены договоры на поставку металлов.

На счета этих компаний перечислялось в среднем до 280 долларов за тонну. Впоследствии суммы были уменьшены на основании документов на приобретение металлов у физических лиц, в основном с левого берега Днестра. На самом же деле металлы приобретали у сборщиков в Республике Молдова по цене около 150 долларов за тонну, причем разницу получали обвиняемые. В результате осуществления этой схемы государству нанесли ущерб примерно в 1,2 миллиарда леев.

Детали представил генеральный прокурор Александр Стояногло на пресс-конференции, передает IPN.

"Следствие установило, что при отсутствии экономических оправданий в 2012-2019 годах гражданин Плахотнюк организовал через компании, которые не находились в Молдове, фактическим бенефициаром которых был непосредственно он сам, экспорт черных и цветных металлов специализированным сборщикам в Турции, Австрии, Нидерландах и Германии. На основании фиктивных контрактов, подписанных АО "Metalferos" и представителями иностранных компаний, управляемых Плахотнюком и подконтрольных ему же, металлы были приобретены по заниженной цене, а затем перепроданы конечным бенефициарам по цене, увеличенной на 27%”, - отметил прокурор.

Две недели назад по результатам уголовного преследования были задержаны 16 предполагаемых участников этой схемы. Однако судьи отклонили ходатайства прокуроров о превентивном задержании обвиняемых. Теперь все фигуранты находятся под следствием на свободе. Им предъявлено обвинение в мошенничестве и отмывании денег, совершенных в особо крупных размерах и в интересах преступной организации.

Глава прокуратуры отметил "повторение чинимых препятствий со стороны судей каждый раз и по каждому делу, когда затрагиваются интересы гражданина Владимира Плахотнюка": "Я и ранее сообщал о препятствиях и блокированиях при аресте, в отсутствие Плахотнюка, его собственности, при санкционировании обысков в бывшем офисе Демократической партии или аресте лиц, причастных к банковскому мошенничеству. Я уже могу предвидеть мотивацию судей о том, что, мол, доказательная база, представленная прокурорами, слаба. Это бесплодный повод для того, чтобы придать правдоподобность решениям судебных инстанций". 

"Меньше всего я хочу конфронтации с судебной системой, - добавил Стояногло. - Я ни в коем случае не посягаю на независимость судей. Но в создавшейся ситуации оставляю за собой право вмешаться с инициативой внесения кардинальных изменений в судебную систему. Не хочу, чтобы это воспринималось как шантаж, но правосудие в демократическом обществе должно служить закону и обществу, а не теневым кураторам группам".

По словам генпрокурора, цитируемым Инфотаг, все эти годы про незаконные схемы "Metalferos" в компетентных органах было известно, но они не предпринимали никаких действий: "Две недели назад 16 фигурантов дела были задержаны. Интересно, что все они были предупреждены о том, что готовится в ГП, в том числе, и путем утечки информации в СМИ. Знали они и о предстоящих обысках. С другой стороны, ряд судей санкционировал отсрочку обысков на три дня, что вызывает множество вопросов". 

Генпрокурор заметил, что блокирование судьями действий ГП происходит не в первый раз: "И повторяется это тогда, когда в делах начинает мелькать имя Плахотнюка. Я ранее сообщал о препонах в отношении действий прокуроров при заочном аресте Плахотнюка, при аресте его собственности, при санкционировании обысков в бывшей штаб-квартире ДПМ или при аресте лиц, причастных к банковскому мошенничеству. Я не верю в совпадения. В судах намекают на слабость аргументов ГП, что мол-де влечет такие решения судей. А когда суды до июня 2019 г. без видимых причин санкционировали задержания сотен лиц, не имеющих никакого отношения к криминальному миру, все это было законно?".

Стояногло сказал, что он "не хочет, чтобы сказанное им воспринималось как шантаж, но правосудие обязано служить обществу, руководствуясь законом, оно не может обслуживать кураторов, преследующих групповые интересы". "Расследование кражи миллиарда из банков, а также других резонансных дел должно быть приоритетом не только для ГП, но и для всего правосудия Молдовы", - подчеркнул генпрокурор.