Экономика

В австрийской деревне освоили советский опыт борьбы с безработицей

31.12.2022, 06:11
{В австрийской деревне освоили советский опыт борьбы с безработицей} Молдавские Ведомости

Безработица и отчаяние являются причинами политического экстремизма, считают ученые. Поэтому в австрийской деревушке запустили экспериментальную программу поиска и создания рабочих мест для безработных. То, что из этого получилось, фактически напоминает советский опыт.

В 1931 году трое ученых из Венского университета отправились в Мариенталь, небольшой городок километрах в тридцати от столицы, чтобы изучить последствия долгосрочной безработицы, рассказывает издание «New Yorker». За два года до этого рухнула банковская система Австрии, и в городе закрылась текстильная фабрика, где было трудоустроено большинство его жителей. Без работы остались сотни.

Исследователи обнаружили, что в результате экономических потрясений жизнь в Мариентале кардинально изменилась. "Владельцы домашних питомцев перестали утруждать себя размещением объявлений о пропаже; они знают, что животное наверняка уже съели, и не хотят выяснять, кто именно”, - писали они. Люди питались в основном хлебом и кофе вперемешку с жареным инжиром и цикорием, чтобы подольше хватало; а с полей регулярно воровали капусту и картофель. За материальными лишениями крылись апатия и отчаяние. После 130 неудачных собеседований один мужчина почти все время лежал в кровати. Стало проводиться меньше политических собраний, из библиотеки брали меньше книг, а в семейную жизнь ворвались скандалы и алкоголизм. Безнадежность чувствовали даже дети.

Это исследование опубликовали в 1933 году под названием "Die Arbeitslosen von Marienthal" ("Безработные в Мариентале"). Ставшая ранней классикой социологии брошюра показала, что занятость выходит далеко за рамки простого дохода. Это источник внутренней организации, уважения и мотивации, исчезновение которого может привести к депрессии, тревожным состояниям, зависимостям и межличностным неурядицам. С безработицей связано каждое пятое самоубийство. По мере роста власти Гитлера многих безработных отправили в казармы и заняли вневойсковой подготовкой.

Мариенталь существует и по сей день, хотя его присоединили к соседней деревне Граматнойзидль. Осенью 2020 года австрийское правительство решило запустить там программу содействия занятости. Любой, кто потерял работу больше года назад, теперь имеет право на гарантированное рабочее место исходя из местных нужд.

Эксперимент, за которым следят экономисты из Оксфорда и социологи из Венского университета, поднимает встречный вопрос: что произойдет, если любой желающий сможет получить достойную работу?

Я прибыл в Граматнойзидль теплым июльским утром 2021 года. В деревне проживает около трех тысяч человек, туда ведет одна единственная тихая дорога, есть церковь, кафе и несколько небольших магазинов и ресторанов. Многие витрины были разбиты вдребезги. Вокруг простирались бесконечные сельхозугодья.

На данный момент программой содействия занятости воспользовались 112 человек, и еще как минимум 50 ожидается до ее завершения в 2024 году. Участники проходят двухмесячный курс обучения, а затем получают предложение о работе; от него можно отказаться без отмены пособия по безработице, но до сих пор так никто не поступал.

Кто-то хотел открыть столярную мастерскую, а теперь реставрирует старую мебель и делает новую. Кто-то хотел работать в парке, и теперь ему за это платят. Люди работают от 16 до 38 часов в неделю, заработная плата - от 1 100 до 2 400 евро в месяц, каждый получает не меньше, чем по ранее выдававшемуся пособию. Безработные обходятся правительству примерно в 30 000 евро в год, а каждое гарантированное рабочее место — около 29 841,39 евро.

Штаб-квартира программы содействия занятости расположена в особняке, который принадлежал владельцу ныне упраздненной текстильной фабрики Мариенталя. Когда я приехал туда, то увидел на крыльце здания около дюжины человек, они собрались поболтать за кружкой кофе перед работой. На втором этаже в одном из помещений группа людей сидела за столами, заваленными тканями, сумками и швейными машинками. Это была ткацкая мастерская.

Столярная мастерская располагалась на складе. Одетым в комбинезоны, рубашки и защитные очки плотникам — мужчинам и женщинам от 20 до 50 лет — предстояло отшлифовать и отполировать десятки складных деревянных скамеек, которые только что привезла им местная пожарная бригада. (Их сдают в аренду для вечеринок, крещений и других мероприятий.) Подобные заказы приносят программе около 5% бюджета, или 7,4 миллиона долларов. Бóльшая часть мебели под реставрацию досталась мастерской в подарок. Помещение заставлено древними, потрепанными сундуками, шкафами, изголовьями для кроватей; восстановленные изделия будут выставлены на продажу в витрине недавно закрывшейся городской обувной мастерской.

Не каждый участник считает программу лучшим вариантом по сравнению с пособиями по безработице. Массивный татуированный мужчина 52-х лет по имени Гилберт рассказал, что работал техником по установке и обслуживанию лифтов, но однажды на лыжном склоне повредил спину и колено. Он наслаждался жизнью на пособие по безработице, побывал в Доминикане, прокатился с мотоклубом по Австрии и поучаствовал в массовых драках футбольных фанатов - а теперь трудится в столярной мастерской за 2 тысячи евро в месяц. "Я просто хочу чем-нибудь заниматься до выхода на пенсию. С зарплатой в 1800-1900 евро я готов работать кем угодно”.

Если бы каждому гарантировано доставалась хорошо оплачиваемая приятная работа с учетом интересов и потребностей, кто выполнял бы грязную и трудную? Австрийские работодатели, как и американские, в настоящее время испытывают трудности с наймом людей для тяжелого, низкооплачиваемого труда; им приходилось привлекать много иммигрантов из Восточной Европы, а во время пандемии значительная их часть уехала домой, некоторые — навсегда. Работодатели считают, что безработных слишком много, и пора их поприжать, ведь надо же как-то укомплектовывать рабочие места.

Двое других аналитиков, экономисты из Оксфорда Лукас Ленер и Максимилиан Каси, считают конкуренцию с частным сектором благом. "Я думаю, с экономической точки зрения этот аргумент не имеет особого смысла, — высказался о грязной работе Каси. — Если работа дерьмовая, постарайтесь как можно ее лучше оплачивать. Изменяйте условия труда до тех пор, пока кто-то на них не согласится, а по возможности вообще их автоматизируйте. Если и тогда никто не захочет работать, возможно, следует эту должность упразднить”.

В Австрии, как и во многих западных странах, безработица растет уже не один десяток лет. В 2021 году официальный показатель составлял 8%, а реальный наверняка еще выше. Подобно США, официальная статистика Австрии не учитывает тех, кто просто перестал искать работу, хотя это явление распространено повсеместно. Очень сильна стигматизация, с которой сталкиваются длительно безработные.

Рост требований к производительности и эффективности сигнализирует о том, что без поддержки найти работу сможет не каждый. На всех длительно безработных не хватает мест. Вообще, вариантов всего два: либо финансирование долгосрочной безработицы, либо создание гарантий трудоустройства. В конечном счете успех любой программы содействия занятости зависит от видения ее целей.

Нужно учитывать три фактора. Люди должны добиваться вершин по объективным и субъективным показателям благополучия и участвовать в программе добровольно, а сама она — предлагать достойную в сравнении с пособиями оплату труда. Гарантия трудоустройства одного человека обходится государству не дороже, чем его же пособие по безработице. Это бесплатно, люди делают добровольный выбор и чувствуют, как жизнь налаживается — то есть вариант беспроигрышный.

Если суть в улучшении физического и психического состояния граждан, выполнении общественно значимых задач, то перспективы выглядят более многообещающе. Безработицу и отчаяние вряд ли можно считать единственными причинами политического экстремизма, но ученые неоднократно прослеживали связь между этими факторами.

Перед отъездом из Граматнойзидля я зашел в городской исторический музей, тихое однокомнатное здание недалеко от шоссе. На фотографиях начала XX века изображены музыканты со скрипками и аккордеонами, пикник сельских жителей в цилиндрах и с бокалами вина и молодые люди в борцовской форме, скрестившие на груди крепкие руки. Однако в начале 1930-х ситуация изменилась. Фотографы запечатлели бездельничающих на улице мужчин: руки в карманах, взгляд опущен; а еще рабочих с кувалдами, разрушающих старую фабрику, где они сами раньше и работали. Через несколько лет город снова оживил всплеск активности: туда пришел нацизм. На фото парад, знамена, шумные толпы и оратор, обращающийся к жителям деревни из-за трибуной, поперек которой натянута огромная свастика…

Ник РОМЕО

Перевод ИноСМИ

Комментарии (0) Добавить комментарии