Расследование

В Кишиневе почтили память мучеников за веру

12.02.2015, 10:44
{В Кишиневе почтили память мучеников за веру } Молдавские Ведомости

«Ныне радостно ликует церковь русская, Прославляя новомучеников и исповедников своих…». Так поется в тропаре праздника Собора новомучеников и исповедников Российских, который в этом году отмечался русской православной церковью 8 февраля.

День поминовения исповедников и новомучеников Российских был установлен в 1918 г. в Москве, на Поместном Соборе после того, как  в Киеве 25 января по старому стилю был убит старейший иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Киевский Владимир. Его мученическая смерть была первой среди архиереев и ознаменовала собой начало небывалых в истории гонений на Церковь в условиях большевистского террора.

Неизвестные страницы истории

8 февраля в академическом центре имени Михая Эминеску православным братством во имя прп. Паисия Величковского был организован круглый стол на тему «Опыт стояния за веру – путь к Воскресению», посвященный памяти сотням тысяч пострадавших за христианскую веру в ХХ веке.

Среди собравшихся были члены братства, их друзья и гости, в том числе исследователи наследия новомучеников и исповедников земли молдавской: Людмила Алферьева, секретарь–референт епархиальной комиссии по канонизации святых из Тирасполя; Аурел Маринчук, профессор ТУМ, хранитель памяти Евфросинии Керсновской и знаток истории Бессарабии; Александр Магола, научный сотрудник центра этнологии института культурного наследия АНМ; о. Самуил Бакаржи cприхожанами храмов, где он является настоятелем - во имя вмуч Димитрия Солунского в с.Бэлцата и Свято-Никольского храма в с. Максимовка.

Во вступительном слове Инна Саулова, председатель братства, отметила, что на тему о новомучениках люди неохотно откликаются, радоваться и ликовать о погибших в действительности невероятно трудно. Слишком тяжелое и смутное время, перекорежившее судьбы тысяч людей, до сих пор во многом остается не проясненным. Факты о миллионах убиенных в годы репрессий с трудом поддаются осмыслению.

Тем более нам важно сегодня вспоминать имена тех, кто сумел в этом жестоком противостоянии церкви и богоборческого режима устоять в вере. Один за другим, из слов выступающих, как будто из небытия оживали образы архиереев, священников, мирян, в которых узнавалась Церковь, знакомая нам еще с раннехристианских времен – по силе «огненного» духа, испытанная в горниле гонений.

Людмила Алферьева уженесколько лет занимается поиском имен пострадавших в годы советского режима, в том числе, новомучеников и исповедников христианской веры.

«Сегодня люди в России и странах СНГ  по-разному относятся и к подвигу новомучеников и вообще к страданиям, перенесенным нашим народом в XX веке. Многие говорят: зачем ворошить прошлое? А ведь наши отцы и деды страдали и за нас! Сегодня у нашего народа почти не осталось духовных ценностей, которые бы объединяли его в единое целое.

Многие наши отцы, деды, бабушки оказались верными чадами Церкви, достойно пронесли звание христиан через гонения, сохранили в те страшные годы образ Божий, данный от рождения каждому человеку.

Подвиг новомучеников удивителен. Каждый, кто страдает за веру Христову, страдает не за свои ошибки и прегрешения, а участвует в страданиях Господа нашего Иисуса Христа, сострадает Христу».

Людмила поделилась своими изысканиями.  Одним из таких людей, который сумел стоять в вере, разделив со Христом Его крест,  был протоиерей Иона Атаманский, служивший с начала ХХ века и до 1924 г в Одессе, в Никольской портовой церкви. Людмила рассказала о жизненном пути праведного Ионы, с юных лет отличавшегося горением в вере и ревностью о Господе.

Получив образование в духовной семинарии, он становится сначала дьяконом, потом священником и к началу века - настоятелем церкви во имя св. Николая. О. Иона был настолько добродетелен, что паства полюбила его сразу. Все стремились прийти к нему на литургию, услышать вдохновенное слово проповеди, получить наставление, слово утешения. По словам одного из прихожан, богослужения, где служил о. Иона, своей красотой и глубиной производили на него такое неизгладимое впечатление, что после участия в нихон «всегда уходил с обновленной душой, с чувством и жаждой лучшей, святой жизни».

О. Иона был известен не только в Одессе и окрестностях, но и по всему югу России. Когда к о. Иоанну Крондштатскому, жившему в то же время на севере, приезжали за духовным советом южане, он им говорил: «Зачем вы трудитесь, приезжая ко мне? У вас есть свой Иоанн Крондштатский – отец Иона».

После революции 1917 года начались трудные времена. Управление епархией захватили «обновленцы»1. Все церкви в Одессе оказались обновленческими. Единственная в городе, небольшая портовая церковь св. Николая осталась оплотом православия. Оставаясь крепким и неколебимым в вере, о. Иона сумел воспитать такую веру и в тех, кто окружал его – служителей храма, свою паству,духовных чад, и этот общинный дух единства стал тем здоровым христианским зерном, которое помогло многим другим – и мирянам и священникам вернуться в лоно канонической православной церкви. В начале 20-х годов, несмотря на развивающуюся антицерковную политику, власти не трогали о. Иону, а когда попытались его арестовать, то в его защиту встало такое количество людей, что священника выпустили.

В 1924 г. о. Иона умер.  День похорон власти объявили рабочим, чтобы предотвратить массовое скопление народа. И те, кто не побоялся и находился в погребальной процессии, проходя мимо заводов и фабрик, учреждений, на короткое время останавливались, люди выходили, и никто из властей не посмел им помешать попрощаться со своим духовным наставником.

Примечательно, что на иконе Одесских святых новомучеников есть изображение духовного чада о. Ионы - Леонида Салькова, получившего благословение на редкое служение странничества. Ни монах, ни священник, мученик Леонид переходил из селения в селение, неся слово веры, и для многих стал духовным учителем. Интересно, что когда в Одессе какое-то время не было митрополита из-за перемещений властями  архиереев, священнослужителей, то духовным лидером в городе стал даже не священник, а простой мирянин ныне прославленный мученик Леонид.

Одним из направлений научной деятельности Александра Маголы является изучение старообрядчества Румынии и Молдовы. Исследование, предоставленное им участникам круглого стола, основано на документальных архивных материалах, полевых исследованиях, личных архивах и воспоминаниях.

Свой доклад Александр посвятил страдальцу за веру, представителю старобрядчества дьякону Нестору Венедиктову. Надо сказать, что гонениям подвергались представители всех национальностей и христианских конфессий, в том числе и старообрядцы2.

Дьякон Нестор Иванович Венедиктов проживал в Бессарабии, в с. Кунича и служил в старообрядческом храме во имя свмуч. Флора и Лавра, где с юных лет помогал своему отцу уставщику этого храма Ивану Венедиктову.

Дьякон Нестор, будучи горячим молитвенником и отличавшийся даром слова, был благословлен на слово проповеди. Он обличал безбожную советскую власть, за что в 1940 г. был посажен в тюрьму и тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Расстрел был заменен на каторгу, и 11 лет о.Нестор пробыл в ГУЛАГе, в г. Норильске, где подвергался жестоким пыткам и мучениям.

А в 1944 г. Иван Венедиктов, как отец врага народа был осужден и посажен в Сорокскую тюрьму, где и умер. Единственное подтверждение этому, которое сохранилось – от руки сделанная запись на полях одной из старинных старообрядческих книг, где была указана дата его смерти.

По возвращении на родину в 1951 г. о.Нестору Венедиктову было отказано в возможности служить в храме.По просьбе верующих людей он занялся переплетением и реставрацией церковных книг, молился за усопших, не смея отказать в этом своим сельчанам. Молился подолгу, по ночам, отмаливая усопших, отдыхая по 2-3 часа…

По смерти на могиле О.Нестора христиане-земляки воздвигли ему памятник. Надпись на нем гласила «Нам, живущим, да будет примером его жизнь для подражания». 

Хуже всего забыть свое прошлое, но еще хуже – забыть своих святых.

Аурел Елисеевич Маринчук рассказал о семье священника Дмитрия Кощуга из Бессарабского села Трифауци. Подвиг о. Дмитрия состоял в том, что в отличие от многих других земляков, эмигрировавших за границу, он остался в родном краю и в трудное безбожное время при советской власти продолжал свое церковное служение, крестя, венчая, отпевая своих земляков, исповедуя веру и свидетельствуя о Боге Живом.

Настоятель храма во имя вмч. Димитрия Солунскогов с. Бэлцата и Свято-Никольского храма в с. Максимовка отец Самуил Бакаржи сделал сообщение о священнике Пэдурару Герасиме Никитовиче, служившем в церквях Молдавской епархии. Обвиненный психически больным, о. Герасим был отстранен от священнического служения, подвергался репрессиям, а затем отправлен в ссылку.

Для многих из гостей круглого стола открытием стал рассказ Юлии Патраковой.Она поделилась исследованиями, которые проводятся братьями и сестрами в Преображенском Содружестве православных братств. Юлия рассказала об епископе – катехизаторе Макарии Опоцком. Имя это было обнаружено в связи с личностью Николая Николаевича Неплюева, аристократа, основателя и блюстителя Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889—1929) на Украине, в Сумской области.

Вдохновившись идеями Н.Н.Неплюева, епископ Макарий организовал несколько православных братств в ряде городов России – в Галиче, Новгороде, Петербурге и др.  Невероятно было услышать, что братства эти существовали в те самые лихие 20-30е годы безбожной власти, когда маховик репрессий был раскручен самым жестоким образом. Удивительным свидетельством было то, отметила Юлия, что вера и жизнь по вере, свет Христов для тех, кто собирался в братства были сильнее страха смерти. Но самым удивительным стало знакомство сединственной, оставшейся в живых свидетельницей жизни о. Макария, его духовной дочери и члене основанного им в Новгороде православного братства Екатериной Ивановной Пикиной. «Я бы всё отдала, ничего бы не пожалела за один только день братской жизни. Даже передать не могу, какая это счастливая жизнь - купножительство. Какая она - братская жизнь? Один начинает, другой подхватывает, все вместе делают. Не надо никого ни упрашивать, ни заставлять. Каждый думает прежде о другом, а не как в мире - о себе».

Никакие испытания не сломили этого светлого человека, несмотря на преклонный возраст – 88 лет. Через два года Екатерина Ивановна ушла из жизни, оставив в памяти свидетельство живой веры, стойкости, верности братской любви и благодарности Богу и людям.

После выступления докладчиков прозвучала аудиозапись слова перед Литией о. Георгия Кочеткова, основателя Преображенского содружества православных братств, частью которого является Кишиневское Свято-Паисиевское братство. Слово о. Георгия о необходимости возрождать образ Божий в человеке через усилия памяти сопровождалось видеорядом лиц и ликов священства, отдавшего свои жизни за веру во Христа, в Церковь и в человека.                        

В завершение круглого стола, прозвучала общая заупокойная молитва – Лития.

И как итог – общее желание присутствующих продолжить проведение подобных встреч, т.к. память о подвиге новомучеников и исповедников – архиереев, священников и мирян вдохновляет на сопротивление против духа беспамятства, помогает восстановить прерванную духовную связь поколений, понять, наследниками какого опыта веры мы являемся.

 

1обновленцы - сторонники религиозного обновленческого течения внутри русской православной церкви 20—40-х гг. 20 в. Обновленческое течение, нередко именуемое церковным расколом, берёт начало в религиозном реформаторстве конца 19 — начала 20 вв. О. ставили задачей приспособить церковь к изменившимся после Октябрьской революции1917 условиям. Основные группы О.: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древнеапостольской церкви» — возникли в 1922. О. выступили против контрреволюционной деятельности церковного руководства во главе с патриархом Тихоном, провозгласили своим принципом лояльность по отношению к Советскому государству.

2старообрядцы - часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона. В1654 г. его волею были изменены обрядовые формы, утвержденные ранее не только обычаем, но и Соборами епископов, приведшие к расколу в церкви.

Комментарии (0) Добавить комментарии