Закон

В конце 2016 года Счетная палата отчиталась о работе в 2015-м. Оперативно!

07.01.2017, 14:48
{В конце 2016 года Счетная палата отчиталась о работе в 2015-м. Оперативно! } Молдавские Ведомости

В последнем «Официальном мониторе» от 6 января опубликовано постановление парламента об отчете Счетной палаты об управлении и использовании публичных финансовых средств и публичного имущества за 2015 год. Без публикации, впрочем, самого отчета. 

Напомним, что Счетная палата ежегодно обязана представлять парламенту: до 15 марта – финансовый отчет об исполнении собственного бюджета за истекший бюджетный год; до 10 октября – отчет об управлении и использовании публичных финансовых средств и публичного имущества, рассматриваемый на пленарном заседании парламента. Эти отчеты должны публиковаться в «Официальном мониторе» в 15-дневный срок после их представления/рассмотрения парламенте. 

Но с учетом того, что отчет Счетной палаты за 2015 год (утвержденный ее постановлением от 03.10.2016) 2 декабря 2016 года опубликован, уже можно прокомментировать и сухие заключения и рекомендации парламента по результатам слушания отчета Счетной палаты. При этом следует уточнить, что отчет за 2015 год представляет собой обобщение аудиторской деятельности СП за период с сентября 2015 года по октябрь 2016 года. За отчетный период были проведены 43 аудиторских проверки, в том числе семь проверок финансовых ситуаций,  23 – соответствия, 12 – эффективности.

Наиболее существенные комментарии и выводы аудита, отмеченные Счетной палатой, связаны с государственными закупками, управлением публичным имуществом, финансово-бухгалтерским менеджментом. В этой связи СП обращает внимание парламента на важность внутреннего контроля в публичном секторе из-за нестабильности и дисфункциональности последнего. А последствия проявляются в ненадлежащем состоянии работ в целом. Практика обезличения ответственности без установления роли и ответственности каждого участника процесса не дает результатов.

Парламент по этому поводу констатирует слабость (что в данном случае означает отсутствие) систем менеджмента и внутреннего контроля. И обязывает центральные и местные органы публичной власти исполнять закон о государственном внутреннем финансовом контроле в плане однозначного внедрения управленческой ответственности за функционирование государственного внутреннего финансового контроля. Это - свидетельство никчемности менеджмента публичных органов и того, что аудиторы внутреннего/ведомственного аудита работают плохо. Иначе Счетная палата не устанавливала бы ежегодно, годы подряд, множество финансовых нарушений в использовании (растрате) публичных финансов.

Следует подчеркнуть и такой факт. Неисполнение постановлений Счетной палаты влечет правонарушительную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно отчету, СП направила правоохранительным органам девять материалов (по 43 аудиторским проверкам), возбуждено 14 уголовных дел, отказано в возбуждении одного уголовного дела, в процессе рассмотрения – еще одно.

Если аудиторы СП ежегодно выявляют одни и те же нарушения - то почему так мало дел было направлено правоохранительным органам, причем в основном только в генеральную прокуратуру? Если по результатам расследования возбуждено 18 уголовных дел, то почему ни одно не доведено до логического конца, не передано в суд? Разве начать расследовать - достаточно? Или все делается для галочки?

О качестве работы самой Счетной палаты можно судить по тем же рекомендациям парламента для нее самой:

– повысить качество внешнего публичного аудита и требовать формулирования четких и кратких рекомендаций для аудируемых субъектов. Это значит, что проводимый аудит - формальный, неконкретный, без четких аргументированных заключений и рекомендаций.

– обеспечить более эффективное взаимодействие с постоянными комиссиями парламента для количественной оценки корректирующих решений по повторяющимся нарушениям в публичном секторе. А разве Счетная палата по своим полномочиям не является независимой? И никто же не вправе указывать, давать корректирующие  решения.

– пересмотреть цели и показатели деятельности учреждения в процессе бюджетного планирования. Это уже намек на пересмотр законодательства и полномочий Счетной палаты.

– принять меры по сокращению времени выполнения задания по аудиту. Правильно. Небольшой расчет показывает: 43 аудиторские проверки при штате в 160 единиц в течение года – то есть в месяц проводят в среднем 3,5 проверки. Для такого количества персонала - маловато проверок. Или, быть может, многовато аудиторов?

– реализовать положения части (1) статьи 25 закона о Счетной палате. Это значит, что до настоящего времени часть аудиторов СП не аттестована в качестве внешних аудиторов. Сколько таких - неизвестно, но если парламент указывает, значит, не единицы. В общей сложности сегодня у нас порядка 200 ведомственных (внутренних) аудиторов со статусом госслужащего. В финансовой инспекции по штату 135 финансовых инспекторов. Итого – 335 финансовых аудиторов и инспекторов. Плюс 160 в Счетной палате. Из 200 внутренних аудиторов только около 40 процентов аттестовано. Таким образом, проблема неаттестованных аудиторов, как внешних, так и внутренних, – общая. А именно это и может быть одним из ответов на вопрос о некачественных аудиторских финансовых проверках.

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии