История

В молдавском кино Клара Лучко сыграла роли злодеек

07.07.2015, 06:00
{В молдавском кино Клара Лучко сыграла роли злодеек} Молдавские Ведомости

Ассоциация выпускников советских и российских учебных заведений Молдовы устроила 3 июля в РЦНК вечер воспоминаний о народной артистке СССР Кларе Лучко, посвященный 90-летию со её дня рождения. Председатель ассоциации, выпускник Строгановки Сергей Мазур пригласил на встречу выдающегося молдавского кинорежиссёра Николая Гибу, чьм творческим кредо и жизненным мерилом является установка на высокую нравственность.

Так уж звёзды сошлись: именно Николай Трофимович к сорока годам великой актрисы открыл для широкого зрителя совершенно другую Клару Лучко. Из мега-популярной после фильма «Кубанские казаки» румяной хохотушки-красотки Даши Шелест он «вытащил» на свет настоящую страстотерпицу, игравшую на самой глубокой краске и на самой убедительной эмоции.

Она снялась в фильмах Гибу «Игра в смерть, или Посторонний», «Ваш специальный корреспондент», «Найди на счастье подкову», «Гнев», «Кодовое название "Южный гром"», «Виновата ли я?» и «Корень жизни». Сценарий к трём из фильмов написала задушевная подруга Лучко, писательница Зинаида Чиркова,  жена Николая Трофимовича.

А в фильме о Татарбунарском восстании «Гнев» мальчишкой, которого она в образе жестокой помещицы отстегала хлыстом и который вне съёмочной площадки называл её тётей Кларой, был не кто иной, как Игорь Чирков-Гибу, сегодняшний известный кинорежиссер.

Мужем Лучко был большой артист и потомственный дворянин Сергей Лукьянов (Гордей Ворон в «Кубанских казаках»), который не мог на неё надышаться. Ученицу Герасимова и Макаровой, ее приглашали в свои картины такие корифеи, как Пырьев, Довженко, Пудовкин, Герасимов, Хейфиц, Птушко, Ромм. Благодаря ей в Москве был построен храм Живоначальной Троицы и открыт крупный фонд «Слава» для помощи творчески одарённым детям. Международный биографический центр Кембриджа в канун миллениума назвал Клару Лучко «женщиной тысячелетия». Она собрала в России колоссальную сумму на лечение Михая Волонтира. Заметим, киношный дуэт Лучко-Волонтир создал в своих фильмах именно Гибу.

Плакаты, альбомы, видеокассеты, книги Клары Лучко… Поразило фото памятника актрисе в виде бронзового снопа пшеницы, оплетённого киноплёнкой. Она действительно была плодоносящей - снялась в 60 фильмах!

Также была показана видеохроника чествования артистки на международном фестивале «Киношок» в Анапе в 2000 году в связи с её 75-летием. Петр Лучинский передал ей тогда через Гибу огромную бутылку шампанского с портретом Лучко на этикетке… Зрителям продемонстрировали отрывки из фильмов Гибу. В те минуты они словно перелистали страницы своей юности. Всколыхнулись советские и перестроечные реалии, и у многих глаза были на мокром месте...

А с экрана звучал голос актрисы - низкий, с бархатными грудными обертонами, волнующий. Она  была очень хорошим человеком, душа которого вышла на лицо - открытое, насквозь положительное и честное. Может быть, именно поэтому Лучко обречена была играть только светлых персонажей. Глаза её лучились - фамилия  обязывала... И амплуа было словно наперёд определено - романтическая актриса. Но ей стало в нём тесно. И Гибу дал ей роли злодеек. На картине «Гнев», по словам режиссера, «начался второй круг её жизни»: «Однако эту ленту мало кто видел. К концу съёмок из Москвы позвонила Зоя Фёдорова и умолила дать ей любую роль, хоть в массовке, и мне пришлось спешно дописать для нее эпизод. Но из-за отъезда её дочери Вики в Америку, к отцу, фильм положили на полку».

В эпохальном «Вашем специальном корреспонденте» впервые на всю страну  она сыграла коррумпированную партийную шефиню. А в «Игре в смерть» - покрывающую преступления чиновников милиционершу. Но даже отрицательные герои в её исполнении выходили какими-то незловещими. «Адвокатами» выступали её глаза – в них была мука. Так проявлялось сопротивление материала, нутра, духовного её стержня. И в этом великая «достоевская» правда жизни – в любом человеке есть искра Божья.

В «Виновата ли я» она сыграла пьющую женщину, которая в финальной сцене прибегает в церковь, поняв, что ещё миг – и она упадёт в пропасть. Впервые на советском экране прозвучала жаркая, страстная и отчаянная, раздирающая душу молитва живому Богу! В этом месте плачут все – и женщины, и мужчины. А Клара явно молилась о чем-то своём, забыв о камерах...

Лучко мечтала сыграть блаженную Ксению Петербургскую - русскую православную святую, юродивую, которая после смерти супруга-полковника раздала имущество и до конца жизни ходила в ветхой зелёной кофте и бордовой юбке, во все времена года босая. Спала  у гроба мужа в его усыпальнице, и когда в самый лютый мороз ночами молилась в поле, снег, по словам очевидцев, вокруг нее таял, а сама она левитировала над землей.

Сценарий специально для Клары Степановны написала её единомышленница Зинаида Кирилловна. Они получили благословение патриарха Алексия II. Подвижницы духа, Лучко и Чиркова, упорно искали финансирование, но так и не нашли его...

Вечер закончился душевной беседой участников под разразившийся за окнами ливень. Было уютно и сокровенно...

Наталья СТЕНИЧЕВА

Комментарии (0) Добавить комментарии