Экономика

В России обещают бороться с фальсификацией продовольственных продуктов

21.05.2017, 09:55
{В России обещают бороться с фальсификацией продовольственных продуктов} Молдавские Ведомости

Производителей молочных продуктов в России могут обязать указывать на упаковке долю содержащихся в них немолочных жиров. Раскрывать всю правду о животных и растительных жирах на упаковках масла, сметаны, кефира и другой молочной продукции предложил первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов, сообщает «Российская газета».

Поправки предусматривают, что на маркировке должна быть указана доля немолочного жира, расшифровка ингредиентов и заменителей молочного жира. А Роскачество тем временем проверит, из чего изготавливают в стране сыры.

Служба  запустила масштабное исследование российского сыра. Эксперты намерены протестировать 30 самых популярных брендов этого продукта. По словам экспертов Роскачества, производство сыра - недешевый процесс: на изготовление одного килограмма уходит примерно десять литров молока, а значит, натуральный сыр не может стоить копейки. Однако недобросовестные производители идут на различные уловки, которые удешевляют процесс производства. Например, заменяют молочные жиры растительными или снижают уровень жира («Сыр попутал»).

«Московский комсомолец»: Как получается молоко из пальмового масла

Сейчас в России повсеместно продаются фермерские продукты, пишет газета. Отделы фермеров в супермаркетах, специализированные уютные магазинчики, киоски и лавки на каждом углу. Их количество растет так стремительно, что волей-неволей задумываешься: неужели фермерских хозяйств так много?

Появляется вопрос: а что это за продукты вообще? Откуда они? Стоит ли платить за них вдвое-втрое дороже, чем за привычные бренды? Ведь можно купить в супермаркете яйца, смыть штемпеля, прилепить перышко и продавать как свою, домашнюю продукцию.

Чем фермерские продукты отличаются от не фермерских? Тем, что в них нет химии. Покупатель верит, что по этой причине они вдвое-втрое дороже аналогов в супермаркете. Откуда же тогда засилье «экологической» молочки и мяса в фермерских магазинах? («Молоко из сложноквашино»).

По мнению национального союза производителей молока, в структуре розничной цены одного литра молока около 42% формируют сельхозпроизводители, еще 38% — перерабатывающие предприятия и около 20% — сфера обращения, из которых около 6% добавляет посредническое звено, а 14% — организации розничной торговли. В среднем, продвижение молока-сырья по цепочке «производитель — переработчик — торговая сеть» добавляет к его стоимости более 100 процентов.

Расцвели фермерские магазины, однако статистика показывает обратный процесс. Данные Росстата по поголовью коров свидетельствуют об устойчивом тренде на их сокращение. Причем сильнее всего сокращается поголовье коров в ЛПХ — основной базе фермерства.

Откуда же тогда засилье «экологической» молочки и мяса в фермерских магазинах?

Погруженные в тему специалисты говорят, что очень многое там никакое не фермерское. Продукция производится крупными производителями, но она иначе упаковывается — как бы вручную, либо по внешнему виду маскируется под домашнее.

Для кур тоже есть прием. Фермерские курицы, которые клюют зернышки на травке, на прилавке отличаются по цвету от «клеточных» куриц с птицефабрики. Тушки фермерских кур желтенькие, а клеточных — беленькие. Причина не в травке, а в том, что их по-разному ощипывают. На птицефабрике это делает промышленная машина с резиновыми насадками. А фермеру такая машина не нужна, у него кур мало. Он ощипывает вручную, но для достижения идеального результата надо потом еще опалить тушку над горелкой. В результате кожа и приобретает желтоватый оттенок.

Но какая проблема — опалить на горелке курицу клеточного содержания? Никакой. Она тоже станет желтенькой, а цена ее вырастет со 120 до 450 рублей за килограмм. Сами же фермеры такими делами и занимаются. Купят на птицефабрике яички и куриц, усадят бабушку за работу. Она и яички разукрасит, и курочек облагородит.

Еще один способ фальсификации — подмешивание посторонних субстанций, в первую очередь пальмового масла. По данным Счетной палаты РФ, импорт пальмового масла в 2015 составил 889 тыс. тонн (+25,8% к 2014 году). По итогам I полугодия 2016 года импорт пальмового масла оказался на 12,4% выше в сравнении с 2015 годом.

Зачем в Россию завозится все больше и больше пальмового масла? Наверно, не для того, чтоб дверные петли смазывать. Чем больше мы покупаем молочных продуктов — в том числе фермерских, — тем активнее производители разбодяживают их пальмовым маслом. Ускоренное размножение фермерских магазинов  — настораживающий сигнал.

Помимо того, что продукты в фермерских магазинах могут быть фальсифицированными, они еще могут быть некачественными. Контроль за содержанием нитратов и ядохимикатов в овощах и фруктах осуществляет Роспотребнадзор, но чисто теоретически. Его мощности хватает лишь на выборочные проверки импортной продукции. До местных производителей руки не доходят. Кто там чем удобряет огурцы-помидоры? Какую химию льет, в каком количестве? Государство не знает и не собирается узнавать. И никто не собирается. Поставщикам-перекупщикам до этого дела нет. Хозяевам магазинов — тоже. Закон не обязывает их сдавать реализуемую продукцию в лабораторию и оплачивать тесты из своего кармана. А системы обязательного госконтроля содержания нитратов и ядохимикатов в овощах и фруктах у нас нет.

Продавцы говорят покупателю: «Это огурцы из тепличного хозяйства владельца магазина. Хорошие, мы их сами едим». Волшебные слова «сами едим» подкупают. Покупатель безоговорочно верит. Хотя совершенно не факт, что огурцы из своего тепличного хозяйства, и не факт, что продавцы их сами едят. А даже если едят — не факт, что сами они знают, ЧТО едят: огурцы или нитраты.

С молочкой ситуация примерно такая же, как с овощами-фруктами. «В настоящее время, — пишет Счетная палата, — отсутствуют нормативно закрепленные в виде инструкций методы контроля содержания большинства стабилизаторов, загустителей, наполнителей, эмульгаторов в молоке и молочной продукции. Отсутствуют методы контроля содержания аммиака, перекиси водорода, соды в сливках, молочной кислоты в кисломолочных продуктах, лимонной кислоты в молоке, многих красителей и многоатомных спиртов в молочной продукции».

С санитарным состоянием молока все очень плохо. Только с 1 июля 2017 года начинают действовать требования Технического регламента Таможенного союза, которые устанавливают норму содержания бактерий в молоке. Но эта норма в разы (!) выше нормы западных стран. По новым правилам количество бактерий в 1 куб. см молока первого сорта не может превышать 500 тысяч. В Норвегии и Англии — 20 тысяч, в Дании — 30 тысяч, в странах ЕС — от 50 до 100 тысяч. 

Большое количество бактерий в молоке объясняется тем, что коровы плохо содержатся. Мокрые подстилки, сквозняки, грязь, коров к тому же неправильно доят, они болеют. Борются с маститом антибиотиками, они попадают в молоко и мясо, а с ними — в организм человека. Постепенно человек становится резистентным к этим антибиотикам, и когда он, например, заболевает воспалением легких, его не могут вылечить — антибиотики не действуют.

По данным Россельхознадзора, в 2015 году количество положительных проб на наличие в молоке антибиотиков только тетрациклиновой и пенициллиновой групп по сравнению с 2013 годом выросло на один процентный пункт.

По фермерскому молоку отдельных исследований государственными структурами не проводилось, но есть данные «гражданского» исследования, которое заказали и оплатили молодые мамы Москвы. Провела его общественная организация «Правда о еде» — причем только что, в мае 2017-го, то есть данные совсем свежие.

В самых модных фермерских магазинах Москвы были куплены десять бутылок молока от разных производителей. В продукции четырех брендов обнаружены бактерии группы кишечных палочек, в четырех образцах превышены нормы показателей общего микробного числа, один образец содержал антибиотики тетрациклиновой группы. И только в пяти бутылках из десяти молоко соответствовало санитарным нормам, которые вообще-то очень низкие.

Помимо бактерий и антибиотиков молоко может таить еще одну опасность. Оно может быть получено от коровы, инфицированной вирусом лейкоза крупного рогатого скота (КРС). В России лейкоз КРС распространен до чрезвычайности. 

RG.ru: «Если в сыре более 50 процентов содержимого - растительные жиры, то это уже не сыр и даже не сырный продукт»

Производителей молочных продуктов в России могут обязать указывать на упаковке долю содержащихся в них немолочных жиров.

Раскрывать всю правду о животных и растительных жирах на упаковках масла, сметаны, кефира и другой молочной продукции предложил первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. На международной конференции "Безопасность пищевой продукции и анализ риска" он рассказал, что ведомство подготовило и направило в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) предложение внести  изменения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции". На маркировке должна быть указана доля немолочного жира, расшифровка ингредиентов и заменителей молочного жира.

Согласно новым терминам, сыр - это молочный продукт или составной молочный продукт, произведенный из молока, молочных продуктов или побочных продуктов переработки молока. В то время как сырный продукт - это молокосодержащий продукт, произведенный по технологии сыра.

По словам экспертов Роскачества, производство сыра - недешевый процесс: на изготовление одного килограмма уходит примерно десять литров молока, а значит, натуральный сыр не может стоить копейки. Однако недобросовестные производители идут на различные уловки, которые удешевляют процесс производства. Например, заменяют молочные жиры растительными или снижают уровень жира.

При производстве сырного продукта регламент допускает замену молочных жиров на растительные в количестве не более 50 процентов. При большей степени замены даже слово "сырный" употреблять нельзя.

Еще одна распространенная фальсификация сыра - уменьшение процентной доли жира. Подобное нарушение Роскачество уже выявляло при исследовании майонеза и сливочного масла. Так, массовая доля жира в сухом веществе для сыра "Российский" установлена ГОСТом - 50 процентов.

Если же на упаковке написано, что массовая доля жира в нем - 50 процентов, а при исследовании выясняется, что она меньше, - это явное нарушение технологии производства. Возможно,  оно экономически выгодно производителю. А если на упаковке указано меньшее количество жира, это уже не классический "Российский"  сыр, а другой продукт.

Также Роскачество проверит сыры на наличие в них антибиотиков тетрациклиновой группы, левомицетина (хлорамфеникола), антибиотиков групп метронидазолов и сульфаниламидов.

Антибиотики в микродозах могут попадать в молоко, а из него при производстве сыра - в закваску, но из молочного сырья с антибиотиками качественный сыр не получится. Его бактериальная флора из-за антибиотиков будет работать неправильно и не даст ему дозреть. При регулярном употреблении такого некачественного, недозрелого сыра со следами антибиотиков человек потеряет к ним чувствительность, и в случае болезни они не окажут лечащего эффекта.

Роскачество совместно с экспертным сообществом, ведущими НИИ, ассоциациями отрасли и крупнейшими производителями уже разработало опережающий стандарт качества для потенциальных претендентов на государственный Знак качества. Высококачественный сыр должен быть изготовлен из натурального сырья и по классической технологии, не содержать искусственных добавок и заменителей.

Результаты исследования станут известны в начале лета.

Источник: Zagolovki.ru

Комментарии (0) Добавить комментарии