История

В село Бравича вернули «румынских героев-реинтеграторов»

03.11.2023, 06:00
{В село Бравича вернули «румынских героев-реинтеграторов»} Молдавские Ведомости

«Преподаватель гражданского воспитания на уроке заявила о том, что «Гитлер начал одно хорошее дело, но не довел его до конца: не истребил всех евреев», - пишет в своем Телеграм-канале Алексей Петрович, руководитель Русского историко-патриотического клуба, глава Национального Комитета «Победа», со ссылкой на портал Agora.md. Это было в одном из кишиневских лицеев.

«А что, собственно, так возмутило редакцию? – спрашивает Алексей Петрович. - Ненависть к людям по национальному признаку - визитная карточка действующего в РМ режима. Президентка считает одного из главных истребителей евреев, военного преступника Иона Антонеску, «неоднозначной исторической личностью». По всей стране, как грибы после дождя вырастают памятники военнослужащим румынской армии, вершившим холокост. Под сукном у Гросу лежит законопроект об отмене Дня Победы».

Жители села Бравичи Каларашского района сообщают, что селе якобы не собираются ставить памятник солдатам армии Антонеску. Там собираются воссоздавать памятный знак в честь «румынских героев-реинтеграторов». Так с легкой руки активистов ассоциации «Monumentum» теперь именуют солдат русской императорской армии, призванных на Первую мировую войну с территории Бессарабии: «Зная антиисторический подход работы ассоциации «Monumentum», а также учитывая само название будущего памятника, не остается сомнений в том, что это очередная фальсификация и посмертное определение погибших бессарабцев в румыны».

Между тем история Бравичей военного периода крайне трагична. К моменту начала Ясско-Кишиневской операции это был партизанский край, и в селе немало семей, члены которых партизанили или помогали партизанам.

К весне 1944 года в этих краях действовал партизанский отряд «Журналист» имени Фрунзе. Долгие годы о партизанах, воевавших в бравичских и сесенских лесах, было известно крайне мало. Пробел заполнил журналист газеты «Молдова Cочиалистэ», писатель Тудор Цопа (впоследствии он был депутатом парламента-90). В ходе многолетних поисков публицист восстановил историю партизанского движения в Каларашском районе.

«Отряд «Журналист» первоначально состоял из группы советских разведчиков, которые десантировались над бравичским лесом в ночь на 17 марта 1944 года, - рассказывает Цопа. - Командир Жорж Смилевский до войны был заместителем главного редактора областной молодежной газеты Николаева. Село Бравича находилось в стратегической точке на трассе Резина-Оргеев-Калараш-Унгены-Яссы. Отсюда в августе 1944 начала разворачиваться Ясско-Кишиневская операция».

Еще в первые дни войны бравичского лесника Антона Харю вызвали в райком партии и сообщили, что его лесная сторожка включена в список конспиративных адресов. В годы войны несколько групп советских парашютистов находили здесь приют. Каратели заподозрили лесника в содействии партизанам, и в один из мартовских дней 1944 года направили к его дому отряд. Антон успел уйти вместе с семьей. Фашисты разграбили и сожгли все хозяйство.

Отец и сын Харя участвовали в боевых действиях. В одном из боев были захвачены в плен. Их отвезли в монастырь Курки, в штаб 72-й немецкой армии, там пытали, но Антон молчал. Когда его дочь Екатерину привели на очную ставку, она с трудом узнала избитого, искалеченного отца. Антон снял с пальца обручальное кольцо и попросил отдать матери.

Дни и ночи жена Вера проводила у монастырских ворот, пытаясь узнать хоть что-то о судьбе мужа. Позднее выяснилось, что Антона расстреляли вместе с другими арестованными односельчанами в глубоком овраге за стенами обители.

Тудор Цопа много лет дружил с сыном Антона Петру Харей. Петрикэ Харя дважды попадал в плен к немцам, но оба раза ему удавалось ночью бежать при помощи людей, чьих имен он не смог узнать.

После войны Петру Харя устроился ездовым в бравичскую хлебопекарню, потом более трех десятков лет работал киномехаником, получил звание заслуженного работника культуры МССР. Его супруга Лидия, долгие годы проработавшая в магазине, была единственным продавцом в республике, награжденным орденом Ленина. В этой семье хранят память о тяжелых годах войны.

Вот что рассказал Влад Горгос, руководитель ансамбля «Millenium», внук лесника Антона Харя: «Бабушка Вера после расстрела деда Антона осталась одна с моей мамой. Бабушку связали, а потом двое румынских солдат посадили ее на раскаленную плиту. Потом привязали к лошади и провезли по селу в назидание другим, а мама шла рядом… На месте лесной сторожки потом установили памятник».

Село Бравича было освобождено 24 августа 1944 года. Большая часть домов была разрушена, погибли люди. В июле 1941 в селе расстреляли 257 местных евреев.

«В 1940 году в Бравичах жило 540 еврейских семей, - рассказала нам бравичанка Ася Тимуш, ученый-энтомолог. - На центральной улице располагались только дома евреев, владевших аптеками, мастерскими по пошиву одежду и обуви, ремонту скобяных изделий. Еврейские торговцы и фармацевты были честными людьми, качество услуг было высоким. Когда пришли немцы и румыны, евреев уничтожали дважды. Бабушка рассказывала, как по улице вели колонну евреев на расстрел. Среди конвоиров был житель Бравичей. Он дожил до глубокой старости, но люди никогда не забывали об его участии в страшном преступлении. Когда старик умер в муках, все считали, что наступило возмездие. Я была на похоронах и слышала, как люди шептались: «Он стрелял в евреев!». Дело было зимой, но тело покойника страшно распухло, как будто пролежало несколько дней на жаре. И все говорили, что это неспроста…».

В Бравичах во время войны погибли сто местных жителей, жизни еще 74-х унесли боевые действия весной-летом 1944 года. 24 августа 1944 года немецкие войска окончательно покинули Кишинев. После этого более 250 тысяч человек из числа местного населения ушли добровольцами на фронт.

Марина ТИМОТИНА

Комментарии (0) Добавить комментарии