История

В «Живой библиотеке» самой ходовой «книгой» была однополая пара

20.03.2015, 13:04
{В «Живой библиотеке» самой ходовой «книгой» была однополая пара} Молдавские Ведомости

В минувшее воскресенье интернет-сообщество «Типичная Молдова» и молодёжная организация Хельсинской Гражданской Ассамблеи представили в столичной библиотеке им. Б.П. Хашдеу проект «Живая библиотека». Речь идёт социальной игре для взрослых, в которой роль книг исполняют люди, желающие, чтобы их «прочитали». Вместо пробегания строчек глазами можно просто сесть за стол и пообщаться. Это движение нашло поддержку во многих странах.

Читателей обязали перед каждой «книгой» зарегистрироваться. Их вниманию предлагалась брошюрка с кратким описанием «книг» и перечнем предрассудков в их адрес.

На общение с каждой давалось не больше получаса, причём у «книг» было право отказаться от беседы, если вопрос читателя показался неделикатным.

В тот день предложили себя в качестве книг десять смельчаков. Это 20-летний еврей Максим; 32-летний вегетарианец Дорин; 21-летняя модель Кристина; однополая пара – 41-летняя Анжелика и 34-летняя Галина; защитница животных Валентина; уполномоченная своей инвалидностью Мариана; феминистка Виктория; эфиопка Тезера; женщина-рома Наталья.

На мероприятие пришло примерно 70 «читателей». Как и ожидалось, самой востребованной «книгой» оказалась лесбийская пара. Некоторые участники в финале признались, что им для общения не хватило времени. Кто-то из «книг» сказал, что был ранее на подобном мероприятии в качестве «читателя». Корреспондент «МВ» успел прочесть четыре «живые книги».

Однополая пара Анжелика-Галя: "Соседи царапали нам машину..."

К нам относятся по-разному. Есть люди, которые явно агрессивно настроены. Допустим, сюда пришёл пожилой мужчина и пытался нервно объяснить, что мы неправы, мы ошибка природы. Другие понимают, что все люди разные. Мы вместе четвёртый год. У нас не брак, а «семья» – это слово гораздо теплее. Мы пришли сюда, чтобы разрушить стереотипы. Мы ничем не отличаемся от других семей: те же ценности, тёплые отношения, проблемы, романтические вечера.

Анжелика:

Мои родители сначала отреагировали сложно. Им понадобилось какое-то время, чтобы это принять. Сейчас мы в хороших отношениях, ходим друг к другу в гости.

Галина:

- Мои родители сразу нас приняли. Для них важнее моё спокойствие и счастье, чем то, как и кто на это посмотрит со стороны. Они понимают, что мне тяжелее в обществе, в плане принятия другими людьми.

Сексуальная ориентация – это не то, что можно изменить со временем. Можно дать человеку информацию и понять, какой путь он потом выберет. Я прожила долгой и несчастливой жизнью в гетеросексуальных отношениях. У меня не было информации, я не понимала, почему всячески избегаю половых отношений с мужчиной. В СССР вообще ничего не рассказывали о гомосексуалах. Я осознала, в чём дело, когда в первый раз влюбилась в девушку.

У меня сын, ему 21 год. У него есть девушка. Мой сын всегда был гетеросексуален, ему нравились девочки. С 11 лет, когда я развелась с мужем, он растёт в гомосексуальной семье. До Гали у меня была другая партнёрша. И на него это никак не повлияло. Если бы это можно было воспитать, я бы не была лесбиянкой, так как мои родители гетеросексуальны. И везде я видела только гетеросексуальный образ жизни.

Многие из молодёжи выбирают своё сексуальное поведение. Это отличается от ориентации. Когда у молодёжи начинается буйство гормонов, они не всегда вступают в половые отношения, когда влюбляются. Для них секс является проявлением себя. Они могут экспериментировать. Но в результате, когда влюбляются, то вступают в постоянные отношения (гетеросексуальные или гомосексуальные) в зависимости от того, что чувствуют.

Насчёт гей-парадов в Европе скажу: вот на бразильском карнавале женщины – полуголые, в стрингах. Как к этому относиться? Это часть культуры страны. В некоторых европейских государствах, где нет проблем с восприятием гомосексуальных людей, это превращается в карнавал, праздник любви. Люди выходят на улицу, чтобы веселиться, и для них устраиваются зрелищные костюмированные шоу.

Но у нас другая культура, много проблем с соблюдением прав человека. И у нашего парада другая цель – рассказать о проблемах. На работе у нас проблем нет, потому что мы трудимся в «ГендерДок-М». Некоторые соседи пару раз царапали нам машину, прокалывали колёса, могут выкрикнуть что-то вслед. Меня больше беспокоят речи ненависти со стороны отдельных политиков и церковнослужителей. А вообще я сама люблю шутить. И очень хорошо отличаю речи ненависти от свободы самовыражения. Если человек просто высказывает мнение, у меня есть право слушать его либо развернуться и уйти. А если это священнослужитель, говорящий о грехе, то это его право, и я не обязана разделять данную точку зрения. Меня это не беспокоит. Но если он по ТВ скажет, что гомосексуальных людей нельзя допускать в какие-то отрасли работать или сослать-расстрелять, то это уже серьёзно.

Вегетарианец Дорин против бойни 

Толчком к отказу от убойной пищи для меня стали занятия хатха-йогой. Тогда-то я и узнал о вреде мясоедства на организм как на физическом, на и в духовном плане. Попробовал – и сразу почувствовал, что жить стало намного проще. В этом смысле мне очень помогают цитаты из некоторых великих вегетарианцев вроде Льва Толстого, который сказал: «Пока существуют бойни, будут и войны».

В мой рацион, кроме молочных продуктов и яиц, входят каши (овёс, гречка, рис), а также грецкий орех, арахис, фундук, миндаль. Зимой иногда употребляю рыбу. Ещё на бобовые налегаю: фасоль, горох. Иногда хочется съесть кусок батона или печенье. Покупая продукты, слежу, чтобы в них не было много консервантов. Хлеб ем ржаной и чёрный. Булочки – лишь иногда. Стараюсь сам готовить – домашнее и полезное. Не курю, алкоголь употребляю по минимуму. Ощутил в себе большие изменения на ментальном уровне, мысли стали чище и больше направлены на позитив. В организме же сильных изменений не заметил.

Прессинг чувствовал только в первые годы растительной диеты, и то только в компаниях, в которых не знали об этом. Иногда родственники из благих побуждений говорили: «Ну как же так, невозможно жить без мяса?» Я читал некоторые вещи о буддизме и индуизме, но не считаю себя привязанным к этим религиям и философиям, хотя они проповедуют правильные вещи.

Пошаговый ответ Максима антисемитам

Моя мама – еврейка. В детстве я сталкивался с дискриминацией из-за своей национальности: задирали, били, оскорбляли, унижали. И никто с этим не боролся. Когда сегодня становлюсь свидетелем проявления антисемитизма, всегда противостою альтернативными способами.

В еврейской школе меня приняли с распростёртыми объятиями. Потащили по еврейским и израильским организациям. Я там нашёл работу, друзей, знакомых. Все ребята были открытыми. Хотя я был новеньким и пришёл в 10-й класс, меня приняли сразу. И стеснение ушло. Я понял, что евреи – это не кипы, длинные носы и пейсы, а прежде всего, обычные люди. Про них есть много стереотипов.

Наш молодёжный клуб называется «Цофим». Мы приглашаем известных людей из Израиля, даём возможность пообщаться евреям с людьми других национальностей, которым интересно, что такое Израиль и еврейство. Это происходит в интерактивной форме: в виде игр, сценок, лагеря. Для взрослых предусмотрены семинары, выезды на базы отдыха.

В РМ и странах СНГ, где я был, по сей день занимаются реставрацией еврейских памятников, кладбищ. Испытываю чувство гордости и сплочённости. Культура воспитания в еврейских семьях не сильно отличается от других. Моя мама соблюдает еврейские праздники, во время которых мы едим еврейскую пищу. А в остальном мы – как все. В планах у меня – закончить университет и попробовать здесь в Молдове продвинуться.

Но антисемитизм живуч. Сегодня ко мне подошла девочка, рассказала о похожих проблемах и спросила, что делать? Её в школе называли «жидовкой» и относились как к пустому месту. В Израиле мы работали с психологами-специалистами по этой теме. И нам объясняли пошагово: не отвечать на провокацию, чтобы не усилить агрессию; но не оставлять, как есть, чтобы обидчик не посчитал это нормальным. Нужно уметь соблюдать тонкую грань. Если какой-нибудь малолетний или взрослый антисемит окажется на нашем празднике, то многое для себя уяснит. Узнает о том, сколько всего пережил еврейский народ.

Виктория: мы – не богини

Я читала, что в разные исторические периоды женщины были приравнены к идиотам и детям. То есть сами для себя ничего не решали. Мне это очень не понравилось. Сейчас у женщин есть все права, но пережитки остались. К сожалению, устаревший принцип «мужчина – добытчик», а «женщина – домохозяйка» ещё действует. Я как женщина могу пойти работать в разных сферах, а мой муж может еду приготовить, постирать и за детьми присмотреть. Отличие наших биологических тел и, в частности, половых органов, не означает, что мы должны делать разные вещи. Мы должны быть партнёрами и помогать друг другу и в семье, и в обществе. Значит, я могу делать политику, бизнес, могу быть лидером компании или боссом организации. Это значит, что биология не довлеть над нами.

Феминизм – это не матриархат. Мы не хотим сделать женщин богинями и начать дискриминацию мужчин. Но это значит, что оба пола равны в правах. Феминизм стал для меня стилем жизни. Я являюсь членом феминистской группы, которая базируется на волонтёрстве. Если понадобится, пойду на протест. В прошлое воскресенье мы организовали первый феминистский марш в Республике Молдова. Целью было развеивание стереотипов, что феминистки ненавидят мужчин, не бреют подмышки, что они лесбиянки или бисексуалки. Мне лично нравятся мужчины, я женственная, и я феминистка.

У нас в Молдове менталитет старомодный. Должны быть дискуссии, дебаты. И государство должно быть вовлечено в этот процесс. И образование имеет большое значение. Мы должны изучать в школе, что в истории человеческой цивилизации женщины тоже приносили пользу и были талантливыми.

Олег Дашевский

Фото автора

Комментарии (3) Добавить комментарии