Политика

Валерий Осталеп: «Какие государственные интересы будет преследовать президент? Не быть кретинами и не вести себя как ничтожества»

27.01.2017, 06:00
{Валерий Осталеп: «Какие государственные интересы будет преследовать президент? Не быть кретинами и не вести себя как ничтожества»} Молдавские Ведомости

Скажется ли первый визит президента Игоря Додона за рубеж, который он осуществил в Россию, на дальнейших отношениях между Россией и Молдовой? Повлияет ли на внутреннюю политику в Молдове и решение приднестровской проблемы? Как будут складываться отношения Кишинев-Брюссель? На эти вопросы ответили директор института стратегических инициатив Владислав Кульминский и директор института дипломатически исследований и проблем безопасности  Валерий Осталеп в передаче «Главный вопрос» с Юлией Федоровой на канале ТВ7.

 

Додон сделал больше, чем половина министерств

Оценивая важность визита президента Додона в Москву, Валерий Осталеп говорит: «Впервые за восемь лет не было стыдно за встречу. Путин остановился на важных темах: защита молдавских граждан, экономические вопросы, решение приднестровской проблемы. Понятно, что будут новый импульс решения этих вопросов».

Сейчас многие говорят об обязательствах, которые взяла молдавская делегация, - будет ли их саботировать правительство. «А что саботировать? -  спрашивает эксперт. - Какие обязательства брали? Не быть кретинами? Не вести себя как ничтожества в случае разрешения приднестровской проблемы? А в остальном мало что с точки зрения официальной части было высказано. Что касается пересмотра соглашения с ЕС – сказано: если ПСРМ на парламентских выборах выиграет большинство, то Додон как президент поддержит такое предложение.

 

Важно то, что сказал Путин

«Хотя в делегации не было ни одного министра, результатов больше, чем за все семь лет: есть известная шутка, если мы завтра закроем половину министерств, то и не почувствуем, что их закрыли», - резюмировал

Осталеп.

По его мнению, итог встречи измеряется тем, что говорил Путин: «Он найдет решения для молдаван, которые не могут въехать в Россию. Какая-то формула будет найдена для импорта молдавских товаров в Россию, хотя действует соглашение об ассоциации Молдова-ЕС».

 

Пересмотреть соглашение в части, которая нарушает наши интересы

Осталеп отметил, что о двух годах работы соглашения об ассоциации с ЕС говорит статистика. «Есть вещи, которые нужно менять. И если Додон высказался за пересмотр соглашения, то я бы добавил: в той части, которая нарушает наши государственные интересы. Там есть такие части – это видно по нашей экономике. Такой результат дал  истерично-фанатичный хаос, в условиях которого был подписано соглашение».

О том, что нас ждет такой результат, предупреждал Путин еще в 2013 году. По словам эксперта, «то, что сейчас делает Додон, должно делать правительство, которое угробило экономику. Не Додон подписал этот документ, не он подписал договор о свободной торговле с Турцией».

 

Договор с ЕС инициировали коммунисты

Кульминский подчеркнул, что «сотрудничество с ЕС заложила партия коммунистов после 2003 года, когда Молдова пообещала России многое и не выполнила, не был подписан меморандум Козака». По его словам, договор об ассоциации с ЕС разрабатывали коммунисты, а новое правительство только модифицировало, причем в приложениях «об экономических отношениях с ЕС многое было не учтено». Но отмена этого договора означает, что мы вернемся не к автономным преференциям, которые были до подписания, а к тому, что все наши товары будут облагаться полномасштабными пошлинами и станут неконкурентными. Скорее всего, мы лишимся безвизового режима.

Кульминский отметил, что Путин в своем заявлении был намного более проевропейским, чем Додон. По словам эксперта, Додон не будет отменять соглашение об ассоциации с ЕС, даже если социалисты выиграют парламентские выборы в 2018 году: это ввергнет Молдову в хаос.

 

Что принесла ассоциация

Как отметил Осталеп, первый договор с ЕС был подписан в 1994-м и вступил в силу в 98-м. В 2007 году Евросоюз задумался о частичном изменении юридической базы отношений между некоторыми странами. Появилась идея «восточного партнерства» с шестью странами, которым предлагалось «непонятно что и непонятно за что».

«В 2008-м я был против этой мути, обращал внимание на то, что это закончится большой проблемой», - добавил Осталеп. По его словам, к договору 1994 года добавили решающих 20-30 процентов: «Мы отказались от преференций, которые имели с ЕС. А самое главное, в 2013 году Путин предупредил: если мы подпишем такое соглашение, начнется реэкспорт, и российский рынок будет закрыт. Молдова сделала вид, что не услышала. А надо было услышать, потому, что мы зависимы от этого рынка».

При заключении соглашения об ассоциации с ЕС отсутствовало главное, убежден Осталеп: «Люди, которые за это отвечают, должны были сказать, что 70 процентов настоящего договора уже было в предыдущем, а новые 30 выльются вот в такие успехи. И подписаться кровью: «Не получится - расстреляйте меня два раза». Тогда чиновники будут думать при подписании. Но ответственных за соглашение с ЕС сняли, а мы пожинаем «успех»… Кто мешает нашей евроинтеграции сегодня? Путин и Додон?».

 

Где европейское государство?

«Чем помешал договор об ассоциации Молдовы с ЕС? - спрашивает  Кульминский. – Что, во всех бедах Молдовы виноват этот договор?.. Додону нужно было сказать, что он попробует в тех моментах, которые беспокоят Россию, пересмотреть договор об ассоциации с ЕС, возможно, в трехстороннем формате».

Что же нам дало соглашение с ЕС? Кульминский: «С 1994 года мы сотрудничаем, подписываем документы только с одной целью, потому что Молдовы как государства не существует, функции государственного управления выполняются из рук вон плохо. Нужна какая-то модель, чтобы построить государство, наиболее приемлемая - европейская. Но то, что делалось до сих пор (частично на европейские деньги) – плохо. При этом поддержка ЕС была беспрецедентной: на душу населения Молдова получала больше чем Европа, чем весь мир. Но государство не построили».

 

«Европейская модель – полная чушь»

«Европейская модель – полная чушь, - уверен Валерий Осталеп. - Греция – это модель? Где она сейчас, где Великобритания? Дай Бог, чтобы мы были там, где они – это не аргумент. Я не понимаю, почему мы не в состоянии управлять пятью-семью министерствами. Европейская модель навязана теми, кто неспособен думать».

По мнению Кульминского, европейская модель, опять же, была выбрана еще коммунистами. В ответ Осталеп подчеркнул, что во времена ПКРМ разрабатывалась внешняя политика государства, а не строилась его модель. Европейскую модель выбрало правительство Лянкэ, а что оно натворило – все ощутили на себе.

 

«Некоторые до сих пор не могут спокойно вспоминать 1992 год»

По словам Валерия Осталепа, встреча Додона с Красносельским грозит первому большими имиджевыми проблемами. Некоторые до сих пор не могут спокойно вспоминать 1992 год. Но «без разговора с Тирасполем не будет никакого решения».

«Президенту нужно отдать должное, он включил в повестку дня проблему Приднестровья, - считает Владислав Кульминский. – Второй важный шаг - приглашение профессионала Василия Шовы. Для решения вопроса нужна политическая воля двух сторон, нужно правильно выстроить консенсус внешних игроков – России, США, Евросоюза». По мнению эксперта, президенту нужно решать вопрос в сотрудничестве с парламентом, правительством, гражданским обществом, «нельзя тему монополизировать».

 

«Внешнюю политику диктуют люди с пониженной социальной ответственностью»

По словам Кульминского, «национальный интерес - это то, что делает Республику Молдова уважаемым государством, сильным внутри. Это продуманная внешняя политика, которая не раскачивает государство то в сторону ЕС, то в сторону России. Второе – это урегулирование приднестровского конфликта. «Если у кого то есть иллюзия, что приднестровскую проблему решит формат «5+2» - могу заверить, не решит. Проблему решат тихо две стороны, которые договариваются о конкретных вещах».

«Для таких как я, приднестровская проблема – это стратегический вопрос, - подчеркнул Валерий Осталеп. - Для унионистов – нет. Исходя из того, что мы такие разные, национальный интерес не должен быть связан с геополитикой. Что признают все? Постоянное создание рабочих мест как индикатор эффективности работы правительства. Прошел год – покажи, сколько их создано. А какие индикаторы придумало для себя правительство? Сколько денег дал ЕС и сколько раз похвалил. Наша внешняя политика – это поведение людей с пониженной социальной ответственностью».

Кульминский добавил, что «национальный интерес - это когда государственные институты не используются в личных интересах. А это у нас вполне возможно.

 

Какой будет риторика президента в Брюсселе

По словам Осталепа, она не будет отличаться от той, которая была во время встречи в Москве: «Додон в удобной политической позиции, - подчеркнул эксперт. - Все его визиты будут для него очень удачно складываться. По Конституции президент может заключать договоры напрямую, ему даже министр иностранных дел не нужен. На фоне ошибок последних семи лет от Додона исходит четкая и понятная позиция. И в Брюсселе он будет защищать государственные интересы. А кто не будет соглашаться - тот либо против, либо дурак».

Записала Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Господину Кульминскому надо не исследованиями заниматься (для этого у него не ни опыта ни минимально необходимых знаний), а вывозить навоз алгоритмического Альянса, производимый им неимоверно и постоянно. Коммунисты всё сделали по уму, сохранили торговые преференции с СНГ и добились таких же с ЕС. Сатирик Задорнов именно про таких как КУльминский восклицал,"Ой тупые, ой тупые!"