Общество

Валериу Курту: Я уцелел, потому что смеялся

01.04.2021, 07:14
{Валериу Курту: Я уцелел, потому что смеялся } Молдавские Ведомости

1 апреля – главный праздник молдавского карикатуриста Валериу Курту, живущего в Германии. Из-за коронакризиса не получается уже второй год открыть выставку, посвященную истории журнала «Кипэруш», но есть скромные надежды на 2022 год: союз художников РМ перенес ее, но не отменил. Зато в Берлине открывается персональная выставка карикатур Курту в галерее Виноградов, которая с 2007 года представляет творчество художников - выходцев из бывших республик СССР.

1 апреля - международный день смеха или, как еще говорят, день дурака. А для художников 1 апреля - ум, совесть и честь нашей эпохи. Хотя сейчас миру как бы и не до шуток. Но хороший добрый юмор - это  терапия, которая спасает от черной действительности. А все власти очень болезненно реагируют на сатириков и карикатуристов. Когда народ смеется - это опасно! Запуганным народом легче управлять, легче красть коррупционерам и обдирать до нитки свое население. Но мы, карикатуристы, находим повод посмеяться над нынешней ситуацией, граничащей с абсурдом.

В далеком 1994 году, когда мы с женой приехали в Берлин, с тревогой думали: как будем здесь жить, чем зарабатывать? Оформляя документы, я дважды получал из полиции свидетельство о прописке - и дважды было неправильно напечатано место моего рождения: почему-то было указано, что я родился в Ленинграде вместо Унген. Мы пошли в полицию и сообщили об ошибке. Очень серьезная полицейская дама взяла наши бумаги и ушла в соседнюю комнату. Она вышла через несколько минут с новым, третьим вариантом документа и сквозь зубы процедила: «Мы никогда не  ошибаемся!». Я глянул на новую бумагу и ахнул: там в третий раз был указан Питер! Дама побагровела. А я понял после этого случая, что в Германии не останусь без работы.

Был пик потока беженцев из СССР - интересное время надежд. Открывалось много русскоязычных газет, журналов, телеканалов, многие издания помогали разобраться на новой родине переселенцам. Тем более, что не все были сильны в языке. И тексты подкреплялись карикатурами и иллюстрациями.

С первых дней пребывания в Германии я посылал свои работы в немецкие издания. В то время в газетах и журналах было много карикатур, и это меня вдохновляло. Много было и письменных отказов. Я их начал собирать в отдельную папку под названием «Послали на фиг». Но были и удачи! Состоялись публикации в известном сатирическом журнале «Eulenschpiegel». Там мои работы были знакомы, их раньше перепечатывали из журнала «Крокодил» и из нашего молдавского сатирического журнала «Кипэруш». Немцы хорошо знали моего земляка Алексея Грабко и его знаменитую серию карикатур «Соседи». С немецкими карикатуристами мы каждый месяц встречались за кружкой пива и обсуждали проекты будущих выставок. Меня печатали часто где-то полтора года, и я гордился этим. Но потом старая гвардия ушла на пенсию, пришел другой состав сотрудников редакции - и закончился праздник публикаций.

В первые месяцы мы жили в лагере беженцев. Мне пришло письмо с биржи труда, в котором сообщалось, что они радуются вместе со мной, что нашли мне работу. Вот это удача, подумал я! В папке моих документов два диплома об окончании ВГИКа и московских высших режиссерских курсов! Но, как оказалось, в письме сообщался адрес, куда мне надо приехать к четырем утра, чтобы взять лопату, лом и колоть лед. Я оценил черный юмор биржи труда! На предложенную работу не явился, а поехал в Ганновер в русскую редакцию, подписывать с ними контракт. Потом были проблемы в полиции с получением разрешения на работу в редакции. Странно: чтобы колоть лед, такое разрешение не требовалось.  

Впереди было много работы в разных газетах и журналах. Карикатуры и иллюстрации шли хорошо не только в русских изданиях. Мне довелось несколько лет проработать в русском отделе журнала «Stiftung Warentest». До сих пор сотрудничаю с немецким журналом «Gartenfreund», где редактор мне говорил: нужны работы на тему сада и дачников, только, ради Бога, без политики!

Благодаря карикатуре я побывал в разных странах мира, работая в жюри конкурсов и получая награды. Наверняка я бы не попал просто так в Тайвань, Иран, Турцию, Ирландию, Кипр, Италию, Францию, Болгарию, Македонию. Я встречался с президентом Македонии, он меня на выставке поздравил с золотой медалью и спросил, как отнесется к этой высшей награде тогдашний президент Молдовы Мирча Снегур? Я ответил, что он сейчас занят странной войной, и ему не до искусства... Была встреча с президентом Турецкого Кипра, он принял делегацию художников. Он так всегда делал - приглашал к себе в резиденцию карикатуристов, приехавших на фестиваль из разных стран.

Особенно запомнилась мне встреча с президентом Ирландии Мэри Робинсон. Визит во дворец из-за меня чуть не сорвался. По прилете в Дублин меня задержала полиция, их озадачил мой тогда новый синий молдавский паспорт. Через некоторое время появилось несколько человек, которые сообщили, что это карикатурист, приглашенный на прием к президенту. Через несколько минут мы мчались на машине во дворец. Там у входа стояло много знакомых карикатуристов. Были прием и банкет. Мэри Робинсон подходила к каждому, приветствовала. А в конце приема сказала, что никогда в жизни не видела карикатуристов, да еще в таком количестве.

Но все это в прошлом. Карикатур в СМИ печатают все меньше и меньше. Редакциям проще вставить безобидное фото, так будет безопасней, никто не обидится. В СССР по приглашению я приезжал во Францию в интернациональный салон юмора художников, работающих в прессе в Seint-Just-Le- Martel и помню ту веселую атмосферу в среде карикатуристов, смелые работы по всем актуальным темам. Если сейчас такие рисунки выставить - обвинят тебя во всех грехах…

По приезде в Германию я почти каждый год ездил на этот праздник карикатуристов и наблюдал большие перемены. Особенно резко все изменилось после нападения на редакцию «Charlie Hebdo». Я встречался с этими карикатуристами. Их темы от меня далеки. Но убивать художников за их точку зрения, даже и ошибочную - это уж слишком! На фасаде салона висели портреты убитых художников в черных рамках. У входа стояли полицейские в бронежилетах с автоматами. Вокруг здания все проходы были заграждены бетонными блоками… Юмор стал сегодня опасен, но мы будем надеяться вопреки всему и помнить девиз габровского дома сатиры и юмора: «Мир уцелел, потому что смеялся»!

Валериу КУРТУ

Комментарии (0) Добавить комментарии