Закон

«ВЕМ»: грабеж и «передел собственности»

05.12.2014, 06:00
{«ВЕМ»: грабеж и «передел собственности»} Молдавские Ведомости

Все истории с «BEM» - истории передела собственности при молчаливом согласии НБМ, правительства, национальной комиссии по финансовому рынку и судов,  считает замдиректора центра стратегических исследований и реформ, доктор экономики Елена Горелова. Нет гарантии того, что через какое-то время BEM вновь не станет объектом очередного передела собственности, предположила она.

 

В беседе с Инфотаг она отметила, что за происходящим стояли и стоят не интересы эффективного функционирования системного банка и всей банковской системы, не стремление к эффективному использованию госсобственности и защите прав собственников, а интересы отдельных лиц или групп, которые ориентированы на доступ к ресурсам крупнейшего банка и их эксплуатацию.

 

«Думаю, что точка в череде историй с «BEM» не поставлена, - считает экономист. - Собственники, лишившиеся своей доли в капитале банка, могут обратиться в международный суд. Если решение будет в пользу истцов - государственные органы вновь будут дискредитированы, пострадает и инвестиционный имидж Молдовы. И даже если решение ВСП будет признано справедливым, потенциальные инвесторы будут настороженно относиться к стране, где власти допустили нарушения при проведении процедуры капитализации банка через выпуск дополнительной эмиссий акций».

 

Бывший министр финансов Вячеслав Негруца просит президента созвать Высший совет безопасности и рассмотреть так называемое возвращение «ВЕМ» в госсобственность. В письме к президенту он пишет о крупных рисках для государства. Пресс-секретарь Тимофти подтвердил, что глава государства получил письмо.

 

Негруца подчеркивает, что бюджет, и так дефицитный, подвергается риску. НБМ совершил большую ошибку – чтобы ввести специальное управление, ждал решения ВСП, хотя мог сделать это раньше. Негруца думает, что решение ВСП было спланировано ещё тогда, когда произошла передача контроля над «BEM».

 

Тревогу бьют и другие аналитики, которые считают, что «реституция» - фактически продолжение грабежа.

«Год назад из банка нелегально изымали деньги, он оказался на грани банкротства, а теперь приходит НБМ и заявляет, что нам повезло, - говорит политический аналитик Алексей Тулбуре. - Забирает банк назад и хочет ради спасения финансировать его из бюджета, то есть на наши деньги. Чтобы потом снова кто-то пришёл и продолжил  порочный круг грабежа».

 

«Банковские и межбанковские схемы продумывают те, кто маневрирует деньгами граждан, - добавил политический аналитик Валентин Долганюк. - Деньгами вкладчиков, юридических и физических лиц. Они думают, что это их деньги… До тех пор, пока закон допускает кражи, грабежи, рейдерские захваты, пока правосудие обслуживает олигархов, пока у нас нет прокуратуры, НЦБК, НАК – чего ждать?».

 

По данным портала Mold-street, ликвидность BEM упала за последние месяцы с  7,4 милларда лей до  700 миллионов. Специальным управляющим назначен Ион Ропот, глава управления по особому надзору при НБМ, который ранее занимался ликвидацией «InvestPrivatBank» и «Universal Bank», оказавшихся неплатежеспособными. По  закону акционеры могут создать новый административный совет только после того, как специальный управляющий объявит, что финансовая ситуация стабилизировалась. Если она нестабильной - последует банкротство.

 

Корреспондент Jurnal TV связался с представителем государства в совете «BEM». Вице-министр экономики Октавиан Калмык отказался сообщить детали: «Мы знаем, но не комментируем. Тема очень деликатная». Сотрудники агентства публичной собственности знают обо всем только из прессы. В минфине не выходят на связь ни министр Анатолие Арапу, ни вице-министром Мария Карауш. Такая же тишина и в минэкономики.

 

А судьи Апелляционой палаты, которые отклонили иск миноритарных акционеров, не помнят ничего об этом деле. «Я, честно говоря, не помню этого решения», - сказал судья с говорящей фамилией Николае Минчунэ. Зато член  коллегии Лидия Булгак помнит, что  никогда не рассматривала такого дела.

 

Михай Поалелунжь, преседатель ВСП и глава коллегии, рассматривавшей дело в последней инстанции, отказался отвечать на вопрос о том, будут ли наказаны судьи нижестоящей инстанции, чье решение отменено.

 

Ситуация с «ВЕМ» вызывает опасения. Об этом заявили посол США в Молдове Уильям Мозер и посол ЕС Пиркка Тапиола после встречи с премьер-министром Юрием Лянкэ.

Комментарии (0) Добавить комментарии