Город

Виктор Гурэу: «На выборах каждый обещает стать хозяином города, в то время как должен стать слугой народа»

30.04.2015, 13:03
{Виктор Гурэу: «На выборах каждый обещает стать хозяином города, в то время как должен стать слугой народа»} Молдавские Ведомости

Кандидаты должны помнить, что кишиневцы нанимают мэра в качестве управленца, а не собственника земель и жилого фонда, считает муниципальный советник

Каким должен быть генеральный примар?  Как должна строиться работа будущего муниципального совета? И как ои следует взаимодействовать? С такими вопросами мы обратились к муниципальному советнику Виктору Гурэу накануне начала регистрации кандидатов в генеральные примары. Некоторые ответы стали неожиданностью.

- Надо внедрять элементарное:  соблюдение закона. Самое страшное, что произошло в примэрии за почти четверть века, - это игнорирование законов. На этих выборах мы должны избрать законную власть, которая будет соблюдать закон. Если законами пренебрегают – на выходе мы имеем коррупцию, узурпацию власти, самоуправство, самодеятельность, ребячество. Все то, что кишиневцы и получили.

Началось с указа президента Мирчи Снегура, которым он самоуправно назначил примара Кишинева, установил порядок формирования примэрии и передачи ей полномочий. В 1998 году Конституционный суд посчитал указ неконституционным. Но механизм запущен.   Сейчас это вылилось в формирование групп влияния, которые обладают бесконтрольной властью в распределении и управлении имуществом в обход законов. Появились ростки олигархизации.

Второе и, быть может, самое страшное, что сделали управленцы примэрии - это конъюнктурное принятие законов и актов вопреки демократическим принципам. В 2011 году парламент принимает пресловутый закон о местной публичной власти для того, чтобы передать отдельные полномочия муниципального совета генеральному примару. Это нарушило принцип разделения властей.  По Конституции муниципальная власть представлена советом, которому народ делегировал право управления  муниципальной собственностью.

Новый порядок привел к безнаказанной узурпации власти и породил массу проблем. Партия коммунистов получила 26 мандатов, большинство в муниципальном совете, но на базе изменений 2011 года Киртоакэ привлек в свой лагерь нескольких советников – Донцова, Дану… В результате кто-то обзавелся новой квартирой, кто-то должностью. Система управления городом перестала работать.

Главная задача любого, кто придет к власти, – создать новые качественные условия управления муниципием. В противном случае хаос будет разрастаться.

 

- В последние восемь лет укрепилось мнение, что МСК и примэрия живут своей жизнью. У муниципального совета забрали право утверждения тарифов на коммунальные услуги, и рост тарифов стал проблемой одних лишь горожан.

- Управлять городом может власть, которая   профессиональна, уважает базовые законы и активна в выполнении своего долга. Если же управляют по принципу - кого хочу, того и назначаю, если во главу угла ставятся интересы «политической закулисы», если нет способностей к руководству – тогда город не управляется.  

 

- Чего избиратель вправе ждать от нового состава муниципального совета?

- Горожане делегируют полномочия в ходе голосования, они - единственные хозяева города. Черчилль сказал: любой избранник  должен помнить, что его судьба зависит от простого человека, который входит в кабину с маленьким клочком бумаги и карандашом. Это значит, что любой чиновник должен помнить, что нанимается   в качестве управленца, а не собственника земель и жилого фонда, в качестве руководителя процесса, а не хозяина.  У нас говорят: мэр - хозяин города. Да не нужен нам хозяин! Не нужны такие лозунги, прикрывающие коррупцию! Нам не хозяева нужны, а управленцы, которые от нашего имени работают в наших интересах.

 

- В Кишиневе не было ни одного случая отзыва примара или советника, хотя все недовольны их работой. Почему?

- Потому что людям вбивают в голову, что мэр и советники – хозяева. Горожане автоматически превращаются в слуг, батраков. Суть в главном: генеральный примар и муниципальный советник -  наемные работники у горожан, слуги. Об этом уже задумались многие муниципальные советники, такие, как Черней, которые раньше кричали: мол, зачем нам муниципальный совет, у нас есть примэрия!

Все должны знать: по Конституции у нас нет такого института власти, как примэрия, есть МСК. Да, есть здание примэрии, аппарат управления и аппарат генерального примара, причем обязательно проведение конкурсов на вакантные должности, обязательна транспарентность решений. Только так можно добиться качества власти.

 

- Какова роль МСК в защите интересов граждан в вопросах тарифов на коммунальные услуги?

- Во всех странах тарифная политика - не инструмент власти, а часть бизнеса. Ведь у каждого продукта есть стоимость. Забота МСК - соотношение качества услуг, их объема и стоимости. Совет должен следить за тем, чтобы горожане не кормили дармоедов и не платили за обогрев воздуха либо за воровство электроэнергии и газа.

Так, в принятом парламентом законе №303 не говорится о том, что граждане должны платить за потери воды. По закону получатели услуг должны оплачивать разницу между показаниями домовых и квартирных счетчиков. Власть должна разобраться, откуда потери, каково качество работы руководителей ЖЭКов, почему вода течет в подвалы, почему такая большая разница между показаниями? Может быть, покрывать эту разницу нужно за счет зарплаты тех начальников, которые не справляются с руководством жилым фондом?

Хочу обратить внимание газеты на серьезные проблемы. Как на земельном рынке, так и в управлении жильем стали появляться рейдеры. Они готовят и пробивают судебные решения о передаче жилищного  фонда в их управление. Выгодно делать бизнес, залезая в карманы  жильцов: у бедных мало денег, но бедных много. Законы, принятые парламентом, и акты местной власти направлены на то, чтобы раздевать людей.

Кишиневцы – кормушка для воров. Рейдер может состряпать бумагу за подписями тех, кто требует, чтобы их дом был передан в управление какой-то компании. Жильцы не самоорганизуются в ассоциацию, а какому-то дяде передают в управление свой дом!  В конечном итоге весь финансовый поток перенаправляется со счетов ЖЭКов таким рейдерам, в том числе деньги за коммунальные услуги. Все делается хитро, впереди маячит большой куш: будут кредиты и гранты на реконструкцию жилищного фонда.

 

- Как можно прокомментировать  заявление экономиста Сергея Тофилата в эфире телеканала ТВ7 о том, что компания «Union Fenosa», купив активы за 25 миллионов долларов, переоценила их, увеличив стоимость до 130 миллионов, и включила разницу в тарифы?

- Это беспредел! При правительстве  Андрея Сангели приняли постановлении о перерасчете стоимости активов предприятия, чтобы получить доход в бюджет. Сейчас этот акт не имеет юридической силы. «Union Fenosa» использовала его, чтобы включить в оборот активы, якобы удостоверяющие их инвестиционные обязанности, взятые при покупке основных средств. На своем поприще компания добилась многого. Но правильно ли сделана переоценка - надо разбираться!

Роль местной власти должна заключаться в ревизии соблюдения законов при  установке тарифов. Это должно происходить путем ревизии качества, объемов и цены услуги. Другое вмешательство немыслимо. Поскольку коммунальные услуги - это социальный продукт, велика роль местной власти в выработке программ компенсаций. В марте 2014 года по моему предложению МСК принял программу компенсации затрат на энергоносители: дрова, газ, уголь, теплоэнергию в неординарных случаях: одинокие родители, чьи дети  выехали за рубеж и потеряли с ними связь,  малолетние дети с дедушками и бабушками без родителей, одинокие инвалиды, ветераны Второй мировой войны и их вдовы. Жесткую политику занял совет в вопросах увеличения тарифов на транспорте. Пока нет четкого обоснования – нет и решения.

 

- На что избиратель должен обратить внимание при выборе кандидата в примары?

- Если кандидат когда-либо позволил себе обогатиться за счет народного добра - он плохой управленец. Не стоит выбирать кандидата, который идет с лозунгом: «Городу нужен хозяин!». Не выбирать того, кто не настроен изменять институт управления примэрией, он будет работать на хаос, на интересы олигархов. Считаю, что 90 процентов кандидатов – от группировок.

Кишинев нуждается в децентрализации,  в финансовой самостоятельности. В своей программе кандидат должен показать, что поступает на службу к горожанам, что будет транспарентен, эффективен, будет модернизировать существующее управление. Управление муниципием должно строиться на взаимном сотрудничестве граждан, муниципальной и государственной власти.

 

- Почему нет шумных расследований уголовных дел, связанных с действиями  Киртоакэ?

- Их много. Если до 2009 года Дорину Киртоакэ мешали коммунисты, то после 2009 года кто ему мешал? За все это время в Кишиневе - ни одного факта инвестиций европейских организаций. Все гранты даются дополнительно к тем дорогим кредитам, которые получает муниципальная власть на инфраструктуру. Нет комплексных проектов, только точечные. То он реконструирует цирк, то намерен взять кредит в 500 миллионов долларов и отремонтировать жилой фонд… Не уверен, что он вообще знает, как все должно происходить.

Хаос, который творится в муниципии, - результат сговора олигархов. Под Киртоэкэ изменили законодательство, чтобы не допустить кого-то другого во власть. Таким же образом недавно произошло назначение главы главной государственной строительной инспекции. Это еще один шаг в защите интересов олигархов.

 

- МСК несколько раз отклонял решение об установке памятника трем румынским мученикам. Почему фракциякоммунистов всегда против?

- Проект решения всплывает на каждом  заседании на протяжении года. Но муниципальная власть не должна заниматься символами.

К сожалению, начиная с Киртоакэ, власть использовалась для внедрения в умы граждан чуждых им идей. Что мы имеем общего с Лехом Валенсой, Пилсудским? Зачем давать их имена улицам, строить памятники? Другой пример: 30 миллионов  на установку памятника репрессированным на железнодорожном вокзале. Да, памятник был нужен, но простой, понятный, эстетичный!

Что касается памятника румынским мученикам... Насаждать в нашем городе чуждую символику чужого соседнего государства – противоестественно. Наше общество полиэтнично и при этом разделено. Мы что, хотим его взорвать? Я всегда буду голосовать против символов и идей «Великой Румынии», и я всегда буду против установки этого памятника. Я – за памятники великим молдаванам.

Марина ТИМОТИН

Комментарии (7) Добавить комментарии

  • x

    ГосподинВ. ГУРЭУ вам не удасца переломить мощенискую систему во власти в Кишинёве БЕЗ СПОНСКАРСКОЙ ПОДЕРЖКИ.

  • x

    Господин В. ГУРЭУ, Я ВАС ПОДЕРЖИВЮ , НО БЕЗ СПОНСОРА ВАМ НЕ УДАСТСЯ ПЕРОЛОМИТЬ ЛЮДЕЙ КОТОРЫЕ ЗАХВАТИЛИ ВЛАСТЬ , С ПОМАЩЮ РАЗНЫХ МОШЕНЕСКИХ КОБИНАЦИЯХ.

  • x

    Прохожи.ВЫ ИЗ КАКОЙ ГЛУШИ...ЧТО ВЫ ЕРУНДУ ПОРЕТИ. Переподоваи дальше картошку на Базаре.У вас это хорошо получяица.

  • x

    Горожане сейчас кормят дармоедов и платят за обогрев воздуха либо за воровство электроэнергии и газа. Но Гурэу не говорит, что это все служит прикрытием для аннулирования результатов приватизации квартир. Уже вписаны новые собственники почти во все квартиры.
    "Долги" за коммунальные услуги - только прикрытие для процесса отъема жилья у горожан.

  • x

    Этот якобы слуга народа хорошо говорит, но до слуги народа ему далеко. Жильцы ж/д на ул. Тираспольской в Кишиневе знают, какой Гурэу лжец и прохвост!

    • x

      Автор прав в том что городничий не хозяин а менеджер и должен выполнять свою работу, и должен быть легко убран за не исполнение своих обязанностей. В прошлой советской жизни я вел кружок радиолюбителей по месту жительства. Сейчас на пенсии имею изобретения и хотел открыть кружок Юный изобретатель. С соответствующим письмом обратился к Киртоаке а он отправил в ГОРОНО, которые ответили примерно так. Если вы хотите перекопать наш огород приходите со своей лопатой, оплатите нам за свою работу и можете копать. Я писал, что хочу бесплатно заниматься с детьми, а они арендуй помещение, оплати за электричество и воду и можешь учить проводить патентный поиск, оформлять заявку и научить чертить рисовать на компьютере. Жаль мне людей наших, но как говорят, каждый народ достоин своего короля.